Государственный стандарт Союза СССР ГОСТ 17751-79 (СТ СЭВ 3968-83) "Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 30 марта 1979 г. N 1209) стр. 2

4.1. При подготовке и проведении испытания ведут протокол испытания, в котором фиксируют:
основные данные по топливу: марку, завод-изготовитель, дату выпуска, сведения об особенностях технологии производства;
время включения электроподогревателей установки;
время выхода установки на рабочий режим нагрева;
время окончания рабочего режима нагрева;
перепад давления на контрольном фильтре в начале и в конце рабочего режима нагрева.
Через каждые 30 мин испытания в протокол заносят основные параметры испытания: расход, давление и температуру прокачиваемого топлива, токовые режимы электронагревателей, перепад давления на контрольном фильтре.
4.2. Вывод установки на рабочий режим
4.2.1. Открывают вентиль на обводной линии, обеспечивающий прокачку топлива через контрольный фильтр и по обводной линии, включают насосный агрегат и устанавливают расход топлива (5,60+-0,15) дм3/ч при давлении за ротаметром (440+-25) кПа (4,50+-0,25) кгс/см2.
4.2.2. Включают электронагреватели и устанавливают заданные при выводе установки на рабочий режим нагрева (табл. 1) значения силы тока цепи электронагревателей, перекрывают вентиль на обводной линии.
Таблица 1
Электронагреватель
Сила тока в цепи, А
при выходе установки на рабочий режим нагрева
на рабочем режиме
Трубчатый подогреватель:
внутренний
3,0
2,4-2,7
внешний
2,2
0,7-1,3
Корпус контрольного фильтра
2,4
1,3-1,9
4.2.3. За 10-20°С до достижения заданных (табл. 2) температур топлива на выходе из трубчатого подогревателя и в камере контрольного фильтра силу тока в цепях электронагревателей снижают до уровня значений рабочего режима нагрева (табл. 1).
4.2.4. При достижении температуры топлива (150+-3)°С на выходе из трубчатого подогревателя и (180+-5)°С в камере контрольного фильтра считают законченным вывод установки на рабочий режим. Этот момент времени принимают за начало испытания на рабочем режиме.
Продолжительность нагрева до достижения рабочих температур - 15-25 мин.
4.3. Проведение испытания
4.3.1. В процессе испытания поддерживают расход, давление и температуру топлива согласно табл. 2 и ведут наблюдение за перепадом давления на контрольном фильтре.
Таблица 2
Наименование показателя
Норма
Расход топлива, дм3/ч
5,60+-0,15
Давление топлива перед подогревателем, кПа (кгс/см2)
440+-25
(4,50+-0,25)
Температура топлива в баке, °С
20+-10
Температура топлива на выходе из подогревателя, °С
150+-3
Температура топлива в камере контрольного фильтра, °С
180+-5
4.3.2. Испытание проводят в течение 5 ч или заканчивают раньше при достижении перепада давления на контрольном фильтре 83 кПа (0,85 кгс/см2). Этот перепад давления принят как предельный, характеризующий полную забивку фильтра.
4.3.3. По окончании рабочего режима выключают электронагреватели, открывают (только при достижении предельного перепада на контрольном фильтре) вентиль на обводной линии и, продолжая в течение 15-20 мин прокачку топлива, производят охлаждение горячих узлов установки до температуры 60-70 °С. Затем выключают прокачку топлива.
4.3.4. По окончании испытания сливают остатки топлива из бака установки, извлекают оценочную трубку и определяют цвет отложений на оценочной трубке в баллах.
4.3.5. Узлы и детали установки, контактирующие с топливом, после испытания следует разобрать, очистить от отложений, промыть и собрать (пп. 3.1-3.3; 3.6 и 3.8).
4.3.6. Перед следующим испытанием работу по п. 4.3.5 проводят повторно, если промежуток времени между испытаниями превышает 3 сут.

5. Обработка результатов

5.1. Термоокислительную стабильность топлива в динамических условиях оценивают:
по изменению перепада давления на контрольном фильтре за 5 ч испытания на рабочем режиме или по времени забивки контрольного фильтра до предельного перепада давления 83 кПа (0,85 кгс/см3);
по цвету отложений на оценочной трубке за время испытаний.
5.2. Термоокислительную стабильность топлива определяют по среднеарифметическому значению результатов двух определений, выполненных на одной установке с промежутком времени между ними не более 3 сут.
Допускаемые расхождения полученных результатов не должны превышать величин, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Испытуемое топливо
Допускаемые paсхождения результатов испытания
на одной установкена разных установках
Топлива, при испытании которых перепад давления на контрольной фильтре не превышает 10 кПа (0,10 кгс/см2)По перепаду давления на контрольном фильтре, кПа (кгс/см2), не более:
6
(0,06)
10
(0,10)
Топлива, при испытании которых перепад давления на контрольном фильтре может достигать за 5 ч испытания от 10 до 83 кПа (0,10-0,85 кгс/см2)
24
(0,25)
73
(0,75)
Топлива, при испытании которых пре-дельный перепад давления достигается менее чем через 5 чПо времени забивки ч, не более:
1
3
Если допускаемые расхождения между двумя определениями превышают величины, указанные в табл. 3, проводят третье определение и по результатам двух определений, расхождение между которыми находится в пределах допускаемых норм, рассчитывают среднеарифметическое значение показателя.
5.3. Если в одном определении на одной установке термоокислительную стабильность топлива оценивают по времени забивки контрольного фильтра, а в другом по перепаду давления на контрольном фильтре, проводят третье определение и определяют среднеарифметическое значение по двум результатам, при этом допускаемое расхождение не должно превышать величин, указанных в табл. 3.
5.4. Если при испытании на двух установках среднеарифметические результаты определений, полученные на отдельных установках, отличаются на величину больше, чем указано в табл. 3, либо характеризуются различными показателями (временем забивки контрольного фильтра и перепадом давления на нем), проводят испытание на третьей установке и термоокислительную стабильность топлива оценивают по среднеарифметическому значению результатов, полученных на двух установках, допускаемые расхождения между которыми не превышают величин, указанных в табл. 3 и характеризуемых одним показателем (временем прокачки топлива или перепадом давления на контрольном фильтре).
5.5. Цвет отложений на оценочной трубке в баллах определяют визуально сравнением наиболее темных участков поверхности оценочной трубки после испытания со специальной цветовой шкалой, имеющейся в комплекте установки, или по табл. 4.
Таблица 4
Цвет поверхности оценочной трубки подогревателя топлива после испытания
Балл
Отсутствие изменения начального цвета трубки
0
Светло-желтый
1
Темно-желтый
2
Светло-коричневый
3
Темно-коричневый
4
Черный
5
5.6. По цвету отложений на оценочной трубке результаты двух определений считают неудовлетворительными, если они выходят за пределы одного и того же балла.
Приложение
Справочное

Информационные данные о соответствии ГОСТ 17751-79 СТ СЭВ 3968-83

Разделы 1-5 ГОСТ 17751-79 соответствуют разделам 1,3-6 к СТ СЭВ 3968-83.