ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4) стр. 14

5.13. Испытание электрической прочности изоляции
Проверку электрической прочности изоляции проводят на нагретой электрической машине при испытательных напряжениях, установленных пп.2.6.1 и 2.6.2 по ГОСТ 11828.
5.13а. Методы испытаний тяговых и вспомогательных генераторов, возбудителей и подвозбудителей переменного тока
5.13а.1. Определение характеристики холостого хода при номинальной частоте вращения - по ГОСТ 10169, разд.8.
5.13а.2. Измерение электрического напряжения между концами вала тягового генератора - по ГОСТ 10169, разд.31, и ГОСТ 11828, разд.12.
5.13а.3. Определение номинальных токов возбуждения и относительного изменения наибольшего номинального напряжения - по ГОСТ 10169, разд.12.
5.13а.4. Определение нагрузочных характеристик тягового генератора
Для тягового синхронного генератора, работающего на выпрямитель при номинальной частоте вращения, в нагретом состоянии определяют зависимость отношения напряжения на выходе выпрямительной установки к частоте вращения от тока возбуждения для различных токов нагрузки в диапазоне от холостого хода до 1,5 номинального.
5.13а.5. Определение индуктивных сопротивлений и постоянных времени обмоток
662 × 179 пикс.     Открыть в новом окне
5.13а.6. Испытание механической прочности ударному току короткого замыкания на выводах выпрямительной установки проводят при внезапном коротком замыкании тягового генератора на выводах выпрямительной установки при значении линейного напряжения, на 5% превышающем наибольшее линейное. При этом осциллографируют фазный ток одной звезды, ток возбуждения. После опыта генератор подлежит разборке для выявления механических повреждений. Соответствие машины требованиям механической прочности проверяют осмотром лобовых частей обмотки статора и их креплений до и после внезапного короткого замыкания.
5.13а.7. Проверку перенапряжений на вентилях выпрямительной установки тягового генератора при сквозном пробое плеча проводят на головном образце и при изменении демпферной системы генератора. При имитации пробоя плеча выпрямительного устройства осциллографируют ток фазы закорачиваемого плеча и напряжение на диодах трех плеч свободной звезды одинаковой полярности с закорачиваемым плечом. Значения перенапряжений на вентилях устанавливают в технических условиях.
5.13а-5.13а.7. (Введены дополнительно, Изм. N 2).
5.14. Методы оценки уровня вибраций электрических машин
5.14.1. Методы оценки уровня вибраций электрических машин массой до 2000 кг - по ГОСТ 20815.
При определении уровня вибраций электрических машин массой более 2000 кг, кроме одноопорных тяговых генераторов, следует выполнять следующие требования:
установка на стенде, частота собственных колебаний электрической машины на стенде, упругие элементы стенда, уровень помех - по ГОСТ 20815;
виброизмерительные приборы должны обеспечивать измерения вибрационной скорости в диапазоне частот от 10 до 2000 Гц и при наличии вибрационного возмущения с частотой свыше 2000 Гц - вибрационного ускорения в диапазоне до 10000 Гц;
масса узла крепления тягового двигателя должна быть по возможности минимальной.
5.14.2. Уровень вибраций электрических машин при квалификационных испытаниях измеряют на подшипниковых щитах по осям , и возможно ближе к оси вращения; при приемо-сдаточных испытаниях - только в направлении оси .
Уровень вибраций электрических машин с осевым разбегом ротора (якоря) в подшипниках измеряют по осям и возможно ближе к оси вращения на подшипниковых щитах при квалификационных испытаниях и в направлении оси - при приемо-сдаточных.
На электрических машинах следует предусматривать места для установки вибропреобразователей.
Примечание. За ось принято направление вдоль оси вращения ротора (якоря) машины, за ось - вертикальное направление, за ось - направление, перпендикулярное осям и .
5.14.3. Оценку уровня вибрации проводят:
при квалификационных испытаниях при работе электрической машины в режиме холостого хода с установившейся частотой вращения в диапазоне от наименьшей до наибольшей;
при приемо-сдаточных испытаниях при работе электрической машины в режиме холостого хода с установившимися номинальной и наибольшей частотами вращения; по согласованию с заказчиком при приемо-сдаточных испытаниях электрических машин городского транспорта допускается проводить измерение только при наибольшей частоте вращения или только при номинальной частоте вращения с соответствующим снижением допустимого уровня вибраций;
при вращении испытуемой машины от постороннего двигателя через гибкую связь - для однофазных и индукторных машин, не имеющих пусковых обмоток.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.14.4. Оформление результатов квалификационных испытаний - по ГОСТ 20815; приемо-сдаточных испытаний - протоколом испытаний электрической машины с указанием типа и номера виброизмерительного комплекта. Методы оценки уровня вибраций - по ГОСТ 20815.
5.15. Испытание на вибропрочность
5.15.1. Испытания на вибропрочность проводят на электрических машинах, прошедших приемо-сдаточные испытания, по программе, согласованной с заказчиком.
5.15.2. Электрические машины, предназначенные для установки в кузове или на подрессоренных частях тележки, следует крепить на приспособлении или непосредственно на платформе вибростенда с учетом возможных эксплуатационных положений. Жесткость крепежных приспособлений должна быть такой, чтобы механические нагрузки передавались машине с наименьшими искажениями.
Электрические машины, предназначенные для работы на амортизаторах, следует испытывать без амортизаторов.
Испытания двигателей с опорно-осевой подвеской следует проводить на стендах с креплением, аналогичным эксплуатационным условиям.
5.15.3. Электрические машины подвижного состава магистральных железных дорог подвергают испытаниям на вибропрочность на специальных стендах, создающих следующие ускорения:
не менее 120 м/с2 (вертикальная составляющая, среднее квадратичное значение) и 155 м/с2 (суммарный вектор, среднее квадратичное значение) - при испытаниях тяговых двигателей или при испытаниях их в составе колесно-моторного блока;
30 м/с2 (суммарный вектор, среднее квадратичное значение) - при монтаже на подрессоренных частях тележки и в кузове.
Для тяговых генераторов испытывают только отдельные элементы.
Для электрических машин электровозов требования по величинам вибрационных ускорений устанавливаются с 01.01.92 и должны указываться в нормативно-технической документации.
5.15.4. Испытания на вибропрочность должны производиться при воздействии объемной вибрации в интервале частот (5-700) Гц.
Испытания должны предусматривать определение резонансных частот элементов тягового электродвигателя и экспериментальную оценку ресурса только тех элементов, которые не удовлетворяют требованиям по вибропрочности. Обнаружение резонансных частот элементов двигателя допускается определять по способу ударного возбуждения собственных колебаний. Регистрация собственных колебаний выполняется в соответствии с ГОСТ 16962.2.
Продолжительность испытаний:
тяговых электродвигателей - 50 млн. циклов;
остальных электрических машин - 25 млн. циклов.
5.15.3, 5.15.4. (Измененная редакция, Изм. N 4).
5.15.5. Измерения уровня виброускорения двигателей с опорно-осевой подвеской проводят на моторно-осевой части, остальных машин - на платформе стенда у одного из мест крепления машины к платформе стенда.
Амплитуду вибрации следует поддерживать с допуском ±20% (без учета погрешности измерительного прибора).
5.15.6. Частота вращения и нагрев обмоток машин должны быть близкими к параметрам номинального режима. Питание машин переменного тока следует производить симметричным трехфазным напряжением. Допускается проведение испытаний при других режимах, установленных в технической документации, утвержденной в установленном порядке, с учетом форсированных испытаний.
5.15.7. При испытаниях на вибропрочность допускаются перерывы при сохранении общей продолжительности испытаний по п.5.15.4.
5.15.8. При внесении изменений в конструкцию или технологию изготовления сборочных единиц электрических машин, влияющих на вибропрочность, по согласованию с заказчиком, допускается проводить сравнительные испытания отдельных сборочных единиц.