2.2.2. Электрические машины должны обеспечивать работу на высоте до 1200 м над уровнем моря при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 40 °С. По согласованию между изготовителем и заказчиком электрические машины могут быть изготовлены для работы на высоте до 1400 м над уровнем моря при температуре окружающего воздуха до минус 60 °С.
2.2.3. За условную эффективную температуру окружающего воздуха при расчете долговечности изоляции следует принимать плюс 25 °С в соответствии с приложением 1 ГОСТ 15150.
2.2.4. Электрические машины должны обеспечивать работу в условиях запыленного, влажного воздуха и выпадения росы в соответствии с ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.
2.3. Режимы работы
2.3.1. Для тяговых двигателей электровозов и электропоездов в качестве номинальных следует устанавливать продолжительный и часовой режимы, для тяговых двигателей тепловозов - продолжительный и по согласованию с заказчиком - часовой, для остальных тяговых двигателей - кратковременный или повторно-кратковременный по п.1.1.4.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.3.2. Для тяговых генераторов следует устанавливать номинальные продолжительные режимы при наименьшем и наибольшем напряжениях.
Режим определяют при работе генератора с номинальными мощностью и частотой вращения.
Промежуточные точки внешней характеристики генератора между точками номинальных режимов при наименьшем и наибольшем напряжениях являются точками продолжительных режимов.
2.3.3. Для вспомогательных электрических машин следует устанавливать в качестве номинальных один, а по требованию заказчика два или три из перечисленных режимов: продолжительный, кратковременный и повторно-кратковременный.
Параметры номинального продолжительного режима работы вспомогательного генератора определяют при частоте вращения, установленной по согласованию с заказчиком в соответствующей нормативно-технической документации.
2.4. Номинальные напряжения
2.4.1. Номинальные напряжения на выводах двигателей устанавливают следующие:
2.4.1.1. Для двигателей, получающих электроэнергию от контактной сети постоянного тока, кроме двигателей электромашинных преобразователей рекуперации, по номинальным напряжениям у токоприемников электроподвижного состава по ГОСТ 6962 с учетом числа постоянно соединенных последовательно машин; для двигателей преобразователей рекуперации номинальное напряжение принимают равным номинальному напряжению на шинах тяговой подстанции.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.4.1.2. Для электрических машин, получающих электроэнергию от контактной сети переменного тока через трансформатор или установку трансформатор-преобразователь при номинальных токах, - по соответствующей нормативно-технической документации.
В случае питания двигателя пульсирующим напряжением за номинальное напряжение принимают его среднее арифметическое значение за один период.
2.4.1.3. Для электрических машин, получающих электроэнергию от источника питания, установленного на подвижном составе, - номинальное напряжение источника питания; в случае наличия у источника питания, установленного на подвижном составе, двух номинальных напряжений для электрических машин, получающих от него питание, за номинальные напряжения принимают наименьшее и наибольшее напряжения источника питания.
2.4.2. Номинальные напряжения тяговых и вспомогательных генераторов следует устанавливать в соответствующей нормативно-технической документации.
При этом для тяговых генераторов следует указывать значение номинального напряжения, соответствующее продолжительному режиму при наименьшем напряжении, а также значение напряжения, соответствующее режиму при наибольшем напряжении (п.2.3.2).
2.5. Пределы изменения питающих напряжений двигателей
2.5.1. Двигатели, получающие электроэнергию от контактной сети постоянного тока, должны надежно работать в рабочем диапазоне токов при изменении напряжения в контактной сети у токоприемника подвижного состава по ГОСТ 6962.
2.5.2. Двигатели пульсирующего тока, получающие электроэнергию от контактной сети переменного тока через установку трансформатор-преобразователь, и электрические машины, получающие питание от контактной сети переменного тока через трансформатор, должны надежно работать в рабочем диапазоне токов при изменении напряжения контактной сети у токоприемника электроподвижного состава в пределах, указанных в ГОСТ 6962, с учетом повышения напряжения в соответствии с внешней характеристикой трансформатора, если схемой питания не предусмотрена стабилизация напряжения в более узких пределах.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.5.3. Вспомогательные асинхронные трехфазные короткозамкнутые двигатели, получающие электроэнергию от однофазной сети независимо от способа преобразования фаз, допускающего несимметрию трехфазного напряжения, и защитная аппаратура должны надежно работать при изменении однофазного питающего напряжения в пределах, соответствующих ГОСТ 6962, с учетом падения напряжения в схеме питания и регулирования напряжения, предусмотренного схемой электроподвижного состава.
Предельное допускаемое отклонение напряжения на зажимах вспомогательных машин указывают в соответствующей нормативно-технической документации.
Коэффициент обратной последовательности напряжений, наименьшее и наибольшее напряжения прямой последовательности при изменении однофазного питающего напряжения следует устанавливать в соответствующей нормативно-технической документации. Если эти значения не заданы, то их принимают следующими: коэффициент обратной последовательности напряжений 10% при наименьшем значении питающего напряжения и 5% при наибольшем значении. При наименьшем и наибольшем значениях питающего однофазного напряжения значения напряжений прямой последовательности должны быть соответственно 0,7 и 1,2 питающего номинального однофазного напряжения.
Электрические параметры машины при номинальном напряжении и заданных его отклонениях и несимметрии следует указывать в соответствующей нормативно-технической документации.
2.5.4. Предельное допускаемое отклонение напряжения собственного источника питания, а также коэффициент искажения синусоидальности кривой линейного напряжения при холостом ходе и номинальном напряжении собственного источника питания переменного тока устанавливают в соответствующей нормативно-технической документации.
2.5.3, 2.5.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.6. Электрическая прочность изоляции обмоток электрических машин
2.6.1. Изоляция обмоток электрических машин относительно корпуса и между обмотками должна выдерживать в течение 1 мин испытательное практически синусоидальное действующее напряжение в вольтах ( ) частоты 50 Гц, рассчитанное по следующим формулам.
2.6.1.1. Для тяговых и вспомогательных двигателей, получающих электроэнергию непосредственно от контактной сети или через установку трансформатор-преобразователь, с номинальным напряжением относительно корпуса свыше 750 В:
;
с номинальным напряжением относительно корпуса до 750 В включительно:
.
2.6.1.2. Для тяговых генераторов, тяговых двигателей электроподвижного состава с собственным источником энергии и вспомогательных машин мощностью более 1 кВт, не связанных непосредственно с контактной сетью или через установку трансформатор-преобразователь:
, но не менее 1500 В.
2.6.1.3. Для электрических машин мощностью до 1 кВт с напряжением на коллекторе до 100 В, а также для электрических машин с напряжением на коллекторе до 40 В:
.
2.6.1.4. Для двигателей, получающих питание от контактной сети постоянного тока, является номинальным напряжением на шинах постоянного тока тяговой подстанции.
Примечание. Для двигателей, получающих питание от контактной сети постоянного тока, спроектированных до 01.01.1973 г. , является номинальным напряжением контактной сети у токоприемника электроподвижного состава.
Для двигателей пульсирующего тока, получающих электроэнергию от контактной сети переменного тока через установку трансформатор-преобразователь, равно напряжению холостого хода на выходе установки, когда к соответствующей первичной обмотке трансформатора приложено номинальное напряжение токоприемника электроподвижного состава.
Если n двигателей постоянно соединены последовательно, то равно наибольшему напряжению, которое может быть подано на эти двигатели при указанных выше условиях. Если четное число двигателей постоянно соединены последовательно, а средние точки этой цепи или питающего их трансформатора заземлены, то равно половине наибольшего напряжения, которое может быть подано на эти двигатели.
Для тяговых генераторов, тяговых двигателей, двигателей электроподвижного состава с собственным источником питания и электрических машин, не связанных с контактной сетью, равно наибольшему напряжению тягового генератора при продолжительной мощности или наибольшему напряжению другого источника питания двигателей.
Для синхронных электрических машин, работающих с преобразователем, равно напряжению на выходе преобразователя, соответствующему наибольшему номинальному напряжению электрической машины.
Для вспомогательных электрических машин переменного тока, получающих электроэнергию от контактной сети переменного тока через трансформатор или через трансформатор и расщепитель фаз, равно номинальному напряжению питания электрической машины.
Для обмоток возбуждения электрических машин с независимым возбуждением равно номинальному напряжению питания этих обмоток; для обмоток независимого возбуждения электрических машин смешанного возбуждения равно наибольшему напряжению питания обмоток.
2.6.1.5. При повторных испытаниях после установки электрической машины на подвижной состав испытательное напряжение снижают на 15%.
2.6.1.6. Для электрических машин с номинальным напряжением 3000 В и выше допускается проводить испытание изоляции выпрямленным напряжением, значение которого определяется по формулам п.2.6.1.1. Методика испытаний - по ГОСТ 11828, разд.7.