ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4) стр. 3

(Введен дополнительно, Изм. N 4).
2.6.2. Изоляция между смежными витками обмоток должна в течение 5 мин выдерживать испытание повышенным напряжением на 50% сверх номинального, для тяговых двигателей тепловозов - на 50% сверх наибольшего номинального, для тяговых генераторов - на 12% сверх наибольшего номинального, для асинхронных двигателей вспомогательных приводов тепловозов - на 30% сверх наибольшего номинального.
Межвитковая изоляция якорных обмоток тяговых двигателей постоянного и пульсирующего тока должна выдерживать до сборки машины испытание импульсным напряжением не менее 250 В между соседними коллекторными пластинами по методу предприятия-изготовителя.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
2.7. Предельные допускаемые превышения температур частей электрических машин
2.7.1. Предельные допускаемые превышения температур частей электрических машин в зависимости от классов нагревостойкости примененных в них материалов по отношению к температуре охлаждающего воздуха на стенде и в эксплуатации не должны превышать указанных в табл.1.
Классы нагревостойкости изоляционного материала, указанные в табл.1 для коллекторов, относятся к изоляции коллектора или же к изоляции присоединенной к нему обмотки, если класс нагревостойкости последней ниже класса нагревостойкости изоляции коллектора.
Если температура охлаждающего воздуха во время испытаний находится в пределах от плюс 10 до плюс 40 °С, поправку в измеренное превышение температуры не вносят; если при испытаниях температура охлаждающего воздуха находится вне этих пределов, то в результаты измерений изготовитель вносит поправку, значение которой согласовывает с заказчиком.
Для электрических машин тепловозов, предназначенных только для работы при температуре охлаждающего воздуха ниже 0 °С, предельные допускаемые превышения температуры, указанные в табл.1, для всех классов изоляции могут быть увеличены на 10 °С.
У электрических машин переменного тока предельные допускаемые превышения температур следует принимать по табл.1: для неподвижных обмоток - как для обмоток возбуждения; для вращающихся обмоток возбуждения - как для обмоток якорей; для неподвижных обмоток и для вращающихся обмоток возбуждения - как для обмоток возбуждения электрических машин тепловозов; для контактных колец - как для коллекторов. Предельные допускаемые превышения температур обмоток короткозамкнутых роторов - по ГОСТ 183.

Таблица 1

638 × 873 пикс.     Открыть в новом окне

638 × 202 пикс.     Открыть в новом окне
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
2.7.2. Предельные допускаемые превышения температур обмоток якоря, возбуждения, статора закрытой необдуваемой электрической машины могут быть на 10 °С больше указанных в табл.1.
2.7.3. Предельные допускаемые превышения температур коллектора закрытой необдуваемой электрической машины могут превышать указанные в табл.1 значения при условии, что изготовитель гарантирует нормальную работу машины при повышенном нагреве коллектора. Предельные допускаемые превышения температур коллекторов на пластмассе двигателей городского рельсового и безрельсового транспорта могут превосходить на 25 °С значения, указанные в табл.1, при соблюдении следующих условий: превышение температур изоляционных материалов коллектора и связанных с ним обмоток не будет превышать значений, указанных в табл.1 для материалов соответствующих классов нагревостойкости; температура не будет достигать значений, опасных для паяных соединений; предприятие-изготовитель гарантирует, что повышенная температура не ухудшит коммутацию и не приведет к сокращению установленного срока службы машины в эксплуатации. Допускаемые превышения температур коллекторов других конструкций для электрических машин городского рельсового и безрельсового транспорта по согласованию с заказчиком могут превышать значения, указанные в табл.1, при соблюдении условий, перечисленных применительно к коллекторам на пластмассе.
Предельное допускаемое превышение температуры коллекторов классов нагревостойкости изоляции В и F для электрических машин тепловозов не должно превышать 105 °С.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
2.7.4. Для электрических машин, охлаждаемых воздухом, забираемым из кузова, предельные допускаемые превышения температур частей электрических машин должны быть ниже указанных в п.2.7.1 соответственно разности температур в месте забора воздуха в кузове и вне подвижного состава.
2.7.5. Материалы, применяемые в электрических машинах, при нормальных и аварийных режимах работы должны соответствовать условиям пожаровзрывобезопасности конструкционных веществ и материалов по ГОСТ 12.1.044.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.7.6. Предельная допускаемая температура подшипников электрических машин - по ГОСТ 183.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.8. Сопротивление изоляции обмоток
2.8.1. Сопротивление изоляции обмоток нагретой электрической машины относительно ее корпуса и сопротивление изоляции между обмотками, измеренное в последовательности пп.4.2 и 4.3, в зависимости от номинального напряжения относительно заземленных частей, должно быть:
377 × 263 пикс.     Открыть в новом окне
* Для электрических машин городского транспорта - не менее 1 МОм.
** Для тяговых двигателей электропоездов, спроектированных до 01.01.72, не менее 3,3 МОм.
Значение сопротивления изоляции обмоток устанавливают в соответствующей нормативно-технической документации или в рабочих чертежах, утвержденных в установленном порядке.
2.8.2. Сопротивление изоляции обмоток электрических машин городского электротранспорта после испытаний на влагостойкость должно быть не менее 0,5 МОм.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.9. Типовые характеристики электрических машин
2.9.1. Определение типовых характеристик
В качестве типовых характеристик принимают:
усредненные характеристики, которые изготовитель должен представить после испытания первых 10 машин установочной серии - для тяговых двигателей; 4 машин - для тяговых генераторов; 5 машин - для вспомогательных электрических машин; всех машин - для любых машин нового типа в случае партии, состоящей из меньшего числа, - или
типовые характеристики электрических машин, одна или несколько серий которых были ранее изготовлены.
Для получения типовой характеристики КПД должны быть испытаны первые 4 машины первой партии.
Для получения типовых характеристик тяговых двигателей городского транспорта должны быть испытаны первые 4 машины первой партии.
Типовые характеристики тяговых двигателей, получающих питание от контактной сети или от контактной сети через установку трансформатор-преобразователь, следует определять в диапазоне токов нагрузки от 1,7 номинального режима (в случае двух режимов принимают больший ток) до тока, соответствующего наибольшей частоте вращения на каждой ступени регулирования возбуждения. Допускается по согласованию между изготовителем и заказчиком устанавливать другие пределы.
Типовые характеристики тяговых двигателей тепловозов следует определять в диапазоне от наибольшего тока, установленного в соответствующей нормативно-технической документации, и точек перехода при ослаблении поля до тока, соответствующего наибольшей частоте вращения на каждой ступени регулирования возбуждения.
Установленные при квалификационных испытаниях электрических машин значения мощности, частоты вращения, напряжения и т.д. принимают в качестве номинальных, которые при необходимости корректируют после определения типовых характеристик.
Номинальные мощности и другие номинальные параметры электрических машин, получающих питание от контактной сети или от контактной сети через установку трансформатор-преобразователь, устанавливают при номинальном напряжении, за исключением продолжительной мощности закрытых машин, для которых она устанавливается по согласованию с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.9.2. Для двигателей постоянного и пульсирующего тока в качестве типовых характеристик принимают:
2.9.2.1. Зависимость частоты вращения от тока якоря при номинальном напряжении, номинальном возбуждении и всех рабочих ступенях регулирования возбуждения.
2.9.2.2. Зависимость КПД на валу двигателя от тока якоря при номинальном напряжении, номинальном возбуждении и всех рабочих ступенях регулирования возбуждения.
2.9.2.3. Зависимость вращающего момента от тока якоря при номинальном напряжении, номинальном возбуждении и всех рабочих ступенях регулирования возбуждения.
2.9.2.4. Зависимость отношения напряжения якоря (для тяговых двигателей тепловозов - отношения электродвижущей силы якоря) к частоте вращения от тока возбуждения для различных токов нагрузки от холостого хода до 1,5 номинального в генераторном режиме.
2.9.3. Для тяговых двигателей, питающихся от тягового генератора, в качестве типовых характеристик принимают: характеристики по пп.2.9.2.1, 2.9.2.2 и 2.9.2.3, которые следует определять при изменении напряжения по внешней характеристике генератора при постоянной мощности; характеристики по п.2.9.2.3 при изменении тока нагрузки от наименьшего, соответствующего наибольшему напряжению, до 1,5 номинального, если в соответствующей нормативно-технической документации не предусмотрены другие пределы, а также характеристики по п.2.9.2.4.
2.9.2.4, 2.9.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.9.4. Для тяговых генераторов постоянного и переменного тока и вспомогательных генераторов и возбудителей постоянного тока в качестве типовых характеристик принимают: