2.11.2.1. Кажущуюся мощность в кВ·А (или мощность в кВт с указанием коэффициента мощности) симметричной трехфазной нагрузки, при которой расщепитель фаз допускает продолжительную работу в режиме со следующими номинальными параметрами: напряжением, частотой переменного тока, значением и характером токовой нагрузки, значением компенсирующей емкости.
2.11.2.2. Допускаемый коэффициент обратной последовательности напряжения расщепителя фаз.
Коэффициент обратной последовательности напряжений при холостом ходе расщепителя фаз и номинальном напряжении при отсутствии емкости должен быть не более 10%.
2.11.2.3. Время пуска расщепителя фаз до номинальной частоты вращения.
Пуск расщепителя фаз, если в технической документации не установлены другие требования, следует осуществлять без помощи пусковых двигателей путем применения фазосдвигающих устройств (конденсаторы, резисторы, реакторы).
Время пуска расщепителя фаз при напряжении однофазной питающей сети 0,75 , если в соответствующей нормативно-технической документации не установлены другие требования, должно быть не более 15 с.
По согласованию с заказчиком допускается осуществлять пуск расщепителя фаз при помощи пускового двигателя.
2.11.2.4. Номинальные ток, частоту вращения, КПД, компенсирующую емкость.
Значения этих параметров при изменениях напряжения по пп.2.5.2 и 2.5.3 указывают в соответствующей нормативно-технической документации. Пусковой ток расщепителя фаз следует устанавливать по согласованию с заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.11.3. Допускаемую нагрузку асинхронного двигателя по механической устойчивости и теплу определяют при предельных значениях напряжения, указанных в п.2.5.3, и заданной несимметрии напряжений.
Превышение температур частей машин при этой нагрузке не должно превышать значений, указанных в пп.2.7.1, 2.7.2, 2.7.4, 2.7.6.
2.12. Коммутация электрических машин
2.12.1. Тяговые двигатели должны быть рассчитаны:
на наибольший допускаемый ток, равный двойному часовому току, если в технической документации, утвержденной в установленном порядке, не установлена другая кратность наибольшего допускаемого тока;
на наибольшую частоту вращения при наибольшем напряжении, соответствующем наибольшему напряжению в контактной сети по ГОСТ 6962 и наименьшей степени возбуждения;
на наибольшие допускаемые токи якоря в генераторном режиме при соответствующих этим токам частотах вращения, токах возбуждения и напряжениях, установленных для режима электрического торможения - для тяговых двигателей, предназначенных для работы на электроподвижном составе и тепловозах с электрическим торможением.
2.12.2. Тяговые генераторы должны быть рассчитаны на наибольший допускаемый ток, установленный в соответствующей нормативно-технической документации, при номинальной частоте вращения и напряжении, которое имеет место при этом токе по рабочей характеристике генератора.
2.12.3. Вспомогательные электрические машины должны быть рассчитаны на наибольший допускаемый ток при номинальном напряжении, равный 1,5 номинального значения, если в технической документации, утвержденной в установленном порядке, не установлено другое значение наибольшего допускаемого тока и напряжения при этом токе, и на пуск вспомогательных электрических машин, установленным для них способом.
2.12.4. Электрические машины после испытания на повышенную частоту вращения должны иметь удовлетворительную коммутацию (п.5.7.1) при всех токах, соответствующих рабочим характеристикам машин при обоих направлениях вращения - у машин, предназначенных для вращения в разные стороны, и при рабочем направлении вращения - у машин, предназначенных для одного направления вращения.
2.13. Требования к конструктивному исполнению электрических машин
2.13.1. Роторы и якори электрических машин должны быть динамически отбалансированы. Балансирование осуществляют без шпонок на валу. Значения остаточных дисбалансов и допускаемые дисбалансы якорей электрических машин массой более 1000 кг должны устанавливаться в соответствующей нормативно-технической документации.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
2.13.2. Биение на длине окружности коллекторов тяговых двигателей магистральных электровозов и магистральных тепловозов на нагретой машине не должно быть более 0,04 мм при разнице между биением в холодном и горячем состояниях не более 0,02 мм.
Для остальных электрических машин биение коллекторов должно устанавливаться в соответствующей нормативно-технической документации.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.13.3. Деформация корпуса и подшипниковых щитов собранных тяговых двигателей не должна вызывать недопускаемого уменьшения зазоров в якорных и моторно-осевых подшипниках и нарушений их нормальной работы.
2.13.4. Допускаемые уровни вибрации, создаваемые самими электрическими машинами, должны устанавливаться по ГОСТ 20815 в соответствующей нормативно-технической документации.
2.13.5. Конструкция тяговых двигателей тепловозов, спроектированных после 01.01.91, должна позволять осуществлять механическую обмывку подвижного состава и двигателя до их разборки. Способы выполнения обмывки тяговых двигателей других видов подвижного состава по согласованию с заказчиком указывают в соответствующей нормативно-технической документации.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).
2.14. Показатели надежности
2.14.1. В качестве основных показателей надежности электрических машин устанавливают:
вероятность безотказной работы ( ) или (и)
среднюю наработку на отказ за период с начала эксплуатации до первой плановой разборки ( );
назначенный ресурс до первой плановой разборки машины со снятием ее с экипажа ( );
назначенный ресурс до капитального ремонта с заменой изоляции ( );
назначенный срок службы до списания ( ).
Номенклатуру и значения показателей надежности электрических машин конкретных типов устанавливают в соответствующей нормативно-технической документации.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
2.14.2. Срок службы до списания следующих узлов и деталей электрических машин: корпуса, подшипниковых щитов, букс моторно-осевых подшипников, сердечников якоря и полюсов, втулок якоря и коллектора, конусов коллектора и вала якоря - 25 лет; электрических машин городского рельсового транспорта - 18 лет, безрельсового - 14 лет; для электрических машин тепловозов - 20 лет.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 4).
2.15. Массу электрических машин следует устанавливать в соответствующей нормативно-технической документации.
2.16. Пояснения терминов, встречающихся в стандарте, приведены в приложении.
3. Требования безопасности
3.1. Конструкция электрических машин должна защищать обслуживающий персонал от случайного соприкосновения с вращающимися частями машины. Для этого доступ внутрь электрической машины должен осуществляться через специальные люки в корпусе машины, которые в рабочем положении следует закрывать крышками с запорными устройствами, исключающими возможность самооткрывания люков под воздействием вибрации и ударов. Запорные устройства следует изготовлять так, чтобы исключить возможность повреждения пальцев рук.
3.2. Для транспортирования электрические машины должны иметь приспособления (рым-болты, отверстия и т.п.) под соответствующие стандартные крюки мостовых кранов или под стандартные стальные канаты.
3.3. Щеткодержатели должны быть сконструированы таким образом, чтобы исключить возможность повреждения пальцев рук при смене щеток и самих щеткодержателей.
3.4. Конструкция электрической машины не должна иметь острых ребер, кромок и углов. Коллекторные камеры должны быть окрашены в светлые тона, токоведущие части - в тона, принятые для электротехнических установок.
3.5. Электрические машины должны быть спроектированы с учетом обеспечения безопасного и удобного их технического обслуживания в эксплуатации (подшипников, щеточно-коллекторного аппарата и др.) и при ремонтах.
3.6. Требования безопасности для электрических машин электровозов и тепловозов - по ГОСТ 12.2.056, для остальных электрических машин - по ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 12.2.007.1; требования пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004.