ГОСТ 25044-81 Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, хозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения

Группа Т59
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.01.1983
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 декабря 1981 г. N 5440 дата введения установлена 01.01.1983 г.*
* Внедрение стандарта должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий согласно приложению 1.
ПЕРЕИЗДАНИЕ.
Настоящий стандарт распространяется на автомобили, тракторы, строительные и дорожные машины, монтируемые на их базе, самоходные сельскохозяйственные машины, многоосные шасси и силовые агрегаты к ним (далее - машины) и устанавливает основные положения по обеспечению диагностирования на стадии проектирования вновь разрабатываемых и модернизируемых машин, организации диагностирования машин в эксплуатации и ремонте, а также общие требования к документам на диагностирование.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Техническое диагностирование проводится:
при вводе машин в эксплуатацию;
при техническом обслуживании (ТО);
при текущем (капитальном) ремонте машины.
1.2. Устанавливают следующие задачи диагностирования:
проверка исправности и работоспособности машины в целом и (или) ее составных частей с установленной вероятностью правильности диагностирования;
поиск дефектов, нарушивших исправность и (или) работоспособность машины;
сбор исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса или вероятности безотказности работы машины в межконтрольный период.
1.3. Ответственным за обеспечение объекта диагностированием является предприятие (организация)-разработчик, за организацию диагностирования при эксплуатации - предприятия - потребители машин, при ремонте - ремонтные предприятия.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

2.1. Порядок разработки системы диагностирования, требования, предъявляемые к машине и средствам диагностирования, значения параметров диагностирования устанавливают на стадии разработки технического задания на машину в соответствии с ГОСТ 27518-87 и заносят в "Техническое задание" в подраздел "Условия эксплуатации (использования), требования к эксплуатации и ремонту" или в "Дополнительные требования" по ГОСТ 15.001-88*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000. 
2.2. Для каждой машины на стадии разработки устанавливают:
вид, периодичность и объем диагностирования в зависимости от условий и специфики эксплуатации;
правила и последовательность диагностирования;
номенклатуру диагностических параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние машины и обеспечивающих поиск возможных дефектов;
номинальные, допускаемые, предельные значения структурных диагностических параметров и зависимости значений параметров от наработки машины;
требования к точности измерения параметров;
номенклатуру средств диагностирования и режимы работы машины и ее составных частей при проведении диагностирования;
требования к контролепригодности машины по ГОСТ 26656-85 и ГОСТ 24925-81;
требования по технике безопасности труда при диагностировании.
2.3. Требования и исходные данные по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машин, перечисленные в п.2.2, указывают: в "Технических условиях", "Инструкции по эксплуатации" или "Инструкции по техническому обслуживанию" по ГОСТ 2.601-95 - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе; в "Технических условиях", "Техническом описании и инструкции по эксплуатации" по ГОСТ 27388-87 - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.

3. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ МАШИН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ И РЕМОНТ

3.1. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию машины, организует и проводит диагностирование машины перед вводом в эксплуатацию, в процессе эксплуатации в соответствии с требованиями, указанными в документах, перечисленных в п.2.3.
3.2. Результаты каждого диагностирования машины заносят в диагностическую и накопительную карты.
3.3. По результатам диагностирования принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации машины с назначенным ресурсом после проведения ТО или о необходимости проведения текущего (капитального) ремонта.
3.4. Объем работ, подлежащих выполнению при ТО и текущем (капитальном) ремонте машины, устанавливают на основе диагностирования.
3.5. Ремонтное предприятие организует и проводит диагностирование машин: поступивших в ремонт с целью определения объемов работ при капитальном ремонте; прошедших капитальный ремонт с целью получения исходных данных для оценки качества ремонта и установления послеремонтного ресурса.
3.6. Значения диагностических параметров, полученные после выполнения капитального ремонта, заносят в паспорт (ПС) или формуляр (ФО) и подтверждают подписью и штампом отдела технического контроля ремонтной организации.

4. ДОКУМЕНТЫ НА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

4.1. Основным документом по организации технического диагностирования при эксплуатации и ремонте машины являются: "Инструкция по эксплуатации" или "Инструкция по техническому обслуживанию" - для автомобилей и машин, монтируемых на их базе, "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" - для тракторов, машин, монтируемых на их базе, и сельскохозяйственных машин.
4.2. Министерство (ведомство), осуществляющее эксплуатацию и ремонт машин в соответствии с требованиями документа, указанного в п.4.1, организует разработку:
раздела карты типового технологического процесса (КТТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР и капитальному ремонту;
диагностической карты;
накопительной карты;
комплекта учетно-отчетных документов по диагностированию, накоплению и обработке информации об эффективности проведения работ по диагностированию.
4.3. Предприятие (организация), осуществляющее эксплуатацию и (или) ремонт машин в соответствии с требованиями документов, указанных в п.4.1 или в разделе карты по организации и проведению диагностирования КТТП, разрабатывает раздел карты технологического процесса (КТП) по организации и проведению диагностирования при выполнении работ по ТО, ТР или капитальному ремонту.
4.4. Диагностическая карта (см. приложение 2) служит для регистрации результатов диагностирования во всех случаях проведения диагностирования и принятия решения о необходимых работах при ТО и ремонте машины.
Диагностическая карта является исходным документом при выполнении накопительной карты во всех случаях проведения диагностирования.
4.5. Накопительная карта предназначена для накопления информации об изменениях диагностических параметров в процессе эксплуатации машины, сбору исходных данных для прогнозирования остаточного ресурса и вероятности безотказной работы в пределах межконтрольного периода.
4.6. Накопительная карта (см. приложение 3) ведется на каждую машину в течение всего срока ее эксплуатации. При передаче машины в другую организацию накопительную карту передают вместе с машиной.
4.7. По требованию предприятия (организации)-разработчика предприятия, эксплуатирующие машины, обязаны передать ей дубликаты накопительных карт.
Данные накопительной карты могут быть использованы для статистического анализа надежности машины в целом и ее составных частей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ПЛАН ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81

ПЛАН 
ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ГОСТ 25044-81 
Наименование мероприятий Организация, ответственная за выполнениеСрок выполнения 
Составление заявок для обеспечения отраслей необходимым числом экземпляров стандартаМинистерства отраслей народного хозяйства В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта
Представление заявок Государственному комитету СССР по стандартам для централизованного обеспеченияТо же В течение двух месяцев с момента утверждения стандарта 
Составление и согласование с Госстандартом плана внедрения стандарта"В течение двух месяцев с момента регистрации стандарта
Обеспечение предприятий отрасли необходимыми средствами диагностирования"По плану министерств 
Обеспечение предприятий отрасли необходимой документацией, предусмотренной стандартом 
"То же 
Внедрение стандарта в отрасли народного хозяйства 
"По плану министерств, согласованному с Госстандартом 
Разработка форм диагностической и накопительной карт с учетом обработки их данных на ЭВМ:  
для автомобилей и монтируемых на их базе машин;Минавтотранс РСФСР 1-й кв. 1982 г.
для тракторов и монтируемых на их базе машин;

для строительных и дорожных машин 
Госкомсельхозтехника СССР, строительные и монтажные министерства (при необходимости)1-й кв. 1982 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). Диагностическая карта (форма 1)

700 × 450 пикс.     Открыть в новом окне
Оборотная сторона диагностической карты 
Наименование диагностического параметраЗаключение 
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°  
Начальный угол опережения зажигания, ...°  
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°  
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°  
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В  
Вторичное электрическое напряжение, кВ  
Давление топлива после насоса, кПа  
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с    
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:  
на холостом ходу  
при большой частоте вращения  
Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:  
на второй передаче  
на прямой передаче  
Удельный расход топлива, кг/с:  
на холостом ходу  
при скорости 100 км/ч  
Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°  
Биение карданного вала, мм  
Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°  
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м  
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)  
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:  
слева  
справа  
Oceвoй люфт в шкворневых соединениях, мм:  
слева  
справа  
Асинхронизм искрообразования, ...°  
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ Д(2) (форма 2)

19____г.
НАКОПИТЕЛЬНАЯ КАРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЯ   (форма 2)
Модель автомобиля _________________ Год выпуска ______ Государственный N ______
Гаражный N ________
  Значения параметра Показания спидометра
Наименование 
диагностического
параметра 
Предель-
ные 
Номи-
нальные 
Дата____
км
Дата____
км 
и т.д.
      Значения параметров 
при диагностировании
Угол поворота вала двигателя, соответствующий замкнутому состоянию контактов прерывателя, ...°          
Начальный угол опережения зажигания, ...°          
Угол опережения зажигания, создаваемый центробежным или вакуумным автоматом, ...°          
Суммарный угол опережения зажигания при 1000 об/мин, ...°          
Напряжение аккумуляторной батареи при прокрутке стартером, В          
Вторичное электрическое напряжение, кВ          
Давление топлива после насоса, кПа          
Минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала, с            
Содержание окиси углерода в отработавших газах, %:          
на холостом ходу          
при большой частоте вращения          
Суммарный угловой люфт коробки передач, ...°:          
на второй передаче          
на прямой передаче          
Удельный расход топлива, кг/с:          
на холостом ходу          
при скорости 100 км/ч          
Суммарный угловой люфт карданной передачи, ...°          
Биениe карданного вала, мм          
Суммарный угловой люфт главной передачи, ...°          
Мощность на прокручивание ведущих колес, кВт (л.с.) (или выбег 50-30 км/ч), м          
Мощность на ведущих колесах автомобиля, кВт (л.с.)          
Радиальный люфт в шкворневых соединениях, мм:          
слева          
справа          
Осевой люфт в шкворневых соединениях, мм:          
слева          
справа          
Асинхронизм искрообразования, ...°          
Зазор между втулкой и валиком распределителя высокого напряжения, мм          
Условия эксплуатации          
_______________________________________