Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 511-82 (СТ СЭВ 2243-80) "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа" (утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 20 сентября 1982 г. N 3669) стр. 3

через каждые 7 ч непрерывной работы;
при переходе к испытанию бензинов другого сорта;
при смене операторов или остановке двигателя, более, чем на 2 ч;
при проведении в процессе испытания каких-либо регулировочных работ или изменений в оборудовании.

3. Проведение испытания

3.1. Условия испытания
3.1.1. Частота вращения двигателя
(15+-0,15) с (-1) [(900+-9)] об/мин.
3.1.2. Угол опережения зажигания переменный, должен соответствовать указанному в табл. 7.
Таблица 7
Показание индикатора, мм
Угол опережения зажигания в градусах поворота коленчатого вала до верхней мертвой точки в такте сжатия
9,6
26
12,3
24
14,9
22
17,6
20
18,9
19
20,2
18
21,6
17
22,3
16
24,2
15
3.1.3. Зазор между электродами свечи (0,5+-0,1) мм, зазор между контактами прерывателя магнето (0,30+-0,05) мм, зазоры между штоками и коромыслами клапанов (0,20+-0,05) мм.
Зазоры измеряют на прогретом двигателе, работавшем в стандартных условиях на топливах с октановым числом 70.
3.1.4. Давление масла с кинематической вязкостью при 100°С не менее 20 х 10 (-6) м2/с (20 сСт) во время работы двигателя (1,96+-0,3) х 10(5) Па (1,96+-0,3 кгс/см2).
3.1.5. Температура масла в картере при полном погружении датчика дистанционного термометра (60+-10)°С. Температура охлаждающей жидкости в полости рубашки цилиндра (100+-2)°С.
В пределах одного опыта колебания температуры охлаждающей жидкости не должны превышать +-1°С.
3.1.6. Абсолютная влажность воздуха, поступающего в двигатель от 3,5 до 7,0 г воды на 1 кг сухого воздуха.
3.1.7. Температура воздуха, поступающего в карбюратор, (50+-5)°С.
3.1.8. Температура топливовоздушной смеси (149+-1)°С.
3.1.9. Состав топливовоздушной смеси устанавливают изменением уровня топлива в поплавковой камере карбюратора для получения максимальной интенсивности детонации. При этом максимальный отсчет по указателю детонации должен быть при уровне топлива от 0,5 до 2,0 делений по мерному стеклу поплавковой камеры.
3.1.10. Диаметр диффузора карбюратора 14,0 мм. При барометрическом давлении, отличающемся от нормального, необходимо применять диффузоры с диаметрами, указанными в табл. 8.
Таблица 8
Барометрическое давление
Диаметр диффузора, мм
Па
мм. рт. ст.
От 95,3 х 10(3) до 90,0 х 10(3)От 715 до 675
15,0
Ниже 90 х 10(3)Ниже 675
19,0
3.1.11. При степени сжатия 7 дистиллированная вода в объеме 112 см3, налитая в камеру сгорания, что соответствует показанию индикатора степени сжатия 19,2 мм, заполняет ее до верхнего торца отверстия для датчика детонации при положении поршня в верхней мертвой точке в такте сжатия. Правильность установки индикатора проверяют на холодном двигателе при температуре масла в картере от 50 до 60°С. Вода, наливаемая в камеру сгорания, должна иметь температуру окружающей среды. Точность установки индикатора проверяют три раза, при всех измерениях отклонения показаний не должны превышать +-0,1 мм.
3.1.12. Интенсивность детонации "стандартная" - полученная в стандартных условиях испытаний при показании индикатора степени сжатия (табл. 4, 5, 6), соответствующем октановому числу данного топлива.
3.1.13. При барометрическом давлении, отличающемся от 101,3 х 10(3) Па (760 мм рт. ст.), показание индикатора (микрометра) в миллиметрах, соответствующее данному октановому числу, вычисляют по формуле
(Р - 101,3 х 10(3)) х 0,03
- ────────────────────────── (2)
М = М 133,3
101,3 х 10(3)
или
М = М - (Р -760) х 0,03 (3)
760 1
где М - показание индикатора (микрометра) при
101,3 х 10(3) 101,3 х 10(3) Па (табл. 4-6), мм;
М - показание индикатора (микрометра) при
760 760 мм рт. ст. (табл. 4-6) мм;
Р - барометрическое давление в день испытания, Па;
P - барометрическое давление в день испытания, мм
1 рт. ст.;
133,3 - постоянная величина при пересчете в систему СИ.
3.1.14. Показания указателя детонации для испытуемого топлива должны быть между показаниями указателя детонации для двух смесей эталонных топлив. Выбранные смеси не должны отличаться более, чем на две октановые единицы. В диапазоне октановых чисел от 100 до 103,5 рекомендуется применять эталонные топлива с октановыми числами 100,0; 100,7; 101,4; 102,6; 104,6.
3.2. Запуск двигателя
3.2.1. Проверяют зазоры в клапанах, в прерывателе и свече зажигания.
3.2.2. Проверяют наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
3.2.3. Подогревают масло в картере до 50-60°С и включают для прогрева детонометр.
3.2.4. Открывают доступ проточной воды в змеевик конденсатора и выхлопной ресивер.
3.2.5. Наливают в бачок карбюратора топливо и устанавливают степень сжатия, обеспечивающую отсутствие детонации.