Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 511-82 (СТ СЭВ 2243-80) "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа" (утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартизации от 20 сентября 1982 г. N 3669) стр. 4

3.2.6. Включают электромотор, зажигание, подогреватели воздуха и топливовоздушной смеси и подачу топлива из бачка карбюратора.
3.2.7. После прогрева двигателя в течение 20-25 мин переводят его работу на испытуемое топливо и устанавливают стандартный режим испытания.
3.3. Регулировка состава топливовоздушной смеси на максимальную интенсивность детонации
3.3.1. При установившемся стандартном режиме и работе на испытуемом топливе устанавливают степень сжатия так, чтобы интенсивность детонации была несколько ниже стандартной величины (40-45 делений по указателю детонации).
Записывают это значение и уровень топлива по мерному стеклу и приступают к регулировке состава топливовоздушной смеси на максимальную интенсивность детонации.
3.3.2. Повышают уровень топлива через интервалы в одно деление по мерному стеклу и для каждого нового уровня топлива записывают показания указателя детонации. Обогащение смеси продолжают до тех пор, пока показания указателя детонации не уменьшатся на 3-4 деления по сравнению с наибольшим значением.
3.3.3. Устанавливают уровень топлива в положение, соответствующее наибольшему показанию указателя детонации, и снижают уровень топлива через интервал в одно деление, записывая полученные при этом показания указателя детонации.
Обеднение смеси продолжают до тех пор, пока показания указателя детонации не уменьшатся на 3-4 деления.
3.3.4. Устанавливают уровень топлива на деление, при котором наблюдалась наибольшая интенсивность детонации, или между делениями, при которых наблюдалась наибольшая детонация одинаковой интенсивности, и изменяют его на одно деление в каждую сторону. Если показания указателя детонации при этом увеличиваются, то уровень топлива на максимальную интенсивность детонации определен неправильно и всю регулировку следует повторить.
При проведении регулировки необходимо следить, чтобы отсчеты по указателю детонации для каждого уровня регистрировались после того, как стрелка прибора придет в состояние равновесия.
3.4. Регулировка степени сжатия для получения стандартной интенсивности детонация на испытуемом топливе
3.4.1. Установив уровень испытуемого топлива на максимальную интенсивность детонации, изменением степени сжатия доводят показания указателя детонации до 55 делений. Полученная при этом степень сжатия остается неизменной в течение всего последующего испытания этого топлива.
3.4.2. После регулировки степени сжатия на стандартную интенсивность детонации выключают зажигание. Если двигатель мгновенно прекратит работу, установка пригодна для проведения испытания топлива.
Если мгновенного прекращения работы не происходит, то состояние двигателя неудовлетворительно и следует проверить и удалить отложения на свече зажигания и в камере сгорания, после чего операции, изложенные в пп. 3.2-3.4, повторяют.
3.5. Сравнение испытуемого топлива со смесями эталонных топлив
3.5.1. Смеси эталонных топлив выбирают таким образом, чтобы показание указателя детонации для испытуемого топлива находилось между показаниями двух смесей эталонных топлив, отличающихся не более, чем на две единицы.
3.5.2. Ориентировочно оценивают детонационную стойкость образца по табл. 4, 5, 6, основываясь на показании индикатора степени сжатия по п. 3.4.
Во второй бачок карбюратора заливают смесь эталонных топлив с октановым числом, близким к предполагаемому октановому числу испытуемого топлива. Переключают кран карбюратора на второй бачок и регулируют состав топливовоздушной смеси на максимальную интенсивность детонации (п. 3.3). Когда стрелка указателя детонации достигнет равновесия, фиксируют показания указателя детонации и определяют, детонирует выбранная смесь эталонных топлив сильнее или слабее, чем испытуемое топливо.
3.5.3. В соответствии с полученными результатами и п. 3.5.1 в третий бачок карбюратора заливают смесь эталонных топлив с большим или меньшим октановым числом. Переключают кран карбюратора на третий бачок, регулируют состав топливовоздушной смеси на максимальную интенсивность детонации, и когда стрелка достигнет равновесия, фиксируют показания указателя детонации.
3.5.4. Если показание указателя детонации на испытуемом топливе не находится между показаниями этих эталонных смесей или не равно показанию одной из них, первую эталонную смесь сливают из карбюратора, а вместо нее заливают третью эталонную смесь, отличающуюся от второй эталонной смеси не более, чем на 2 октановые единицы.
3.5.5. Если показание указателя детонации на образце находится между показаниями эталонных смесей, рассчитывают приблизительную величину октанового числа образца по полученным показаниям указателя детонации. Если показание индикатора степени сжатия с учетом допустимых расхождений, указанных в п. 3.5.8, соответствует данным табл. 4-6, испытание продолжают как указано в п. 3.5.6.
Если нет соответствия, необходимо провести регулировку детонометра, как изложено в п. 2.2, и повторить операции пп. 3.4.1; 3.5.1 и 3.5.2.
3.5.6. Пользуясь тремя бачками карбюратора, отрегулированными на максимальную интенсивность детонации, регистрируют повторно аналогичную серию показаний. Последовательность снятия показаний на смесях эталонных топлив должна быть обратной последовательности в первой серии, что позволяет выявить влияние остатков образца во всасывающей системе двигателя, которые могут исказить истинные показания интенсивности детонации на эталонных топливах.
При переключении двигателя с одного топлива на другое необходимо выждать не менее 1 мин, чтобы обеспечить установившийся режим работы двигателя в равновесное состояние стрелки указателя детонации.
При переключении двигателя с этилированного бензина на неэтилированную эталонную смесь и обратно это время увеличивается до 3-5 мин.
3.5.7. Для получения достоверных результатов испытания количество показаний указателя детонации должно быть не менее указанных:
два показания указателя детонации на испытуемом топливе и два на каждом эталонном топливе - если разность оценок, вычисленных из первой и второй серии показаний, не превышает 0,3 октановой единицы и среднее показание указателя детонации испытуемого топлива находится в пределах (55+-3) деления;
три показания указателя детонации на испытуемом топливе и три на каждом эталонном топливе - если разность оценок вычисленных из первой и второй серии показаний не превышает 0,5 октановой единицы, а оценка, полученная из третьей серии показаний, находится между оценками первой и второй серии и среднее арифметическое значение показаний образца в пределах (55+-3) делений.
Если разность оценок по двум сериям превышает 0,5 октановой единицы, или оценка, полученная в третьей серии, не находится между оценками первых двух серий, то все показания бракуют и повторяют испытания в соответствии с пп. 2.1, 3.2-3.3.
3.5.8. Если требования п. 3.5.7 выполнены, следует убедиться в том, что показание индикатора степени сжатия находится в пределах +-0,5 мм для октановых чисел ниже 85 или в пределах +-0,6 мм для октановых чисел выше 85 от значений, соответствующих стандартной интенсивности детонации по табл. 4-6 с учетом поправки на барометрическое давление для октанового числа эталонного топлива, эквивалентного по детонационной стойкости испытуемому топливу.
Если показания индикатора степени сжатия не соответствуют указанной величине, проверяют регулировку детонометра как изложено в п. 2.2, и повторяют испытание топлива, соблюдая требования, изложенные в пп. 3.1-3.3.
3.5.9. По окончании каждого испытания стандартность интенсивности детонации проверяют как указано в п. 3.5.8.
3.6. Остановка двигателя
Выключают детонометр, подачу топлива, зажигание и подогреватели топливовоздушной смеси и воздуха; дают двигателю поработать вхолостую 1-2 мин и выключают электромотор.
Проворачивают маховик до положения верхней мертвой точки в такте сжатия, отключают подачу воды.

4. Обработка результатов

4.1. Вычисляют среднее арифметическое значение показаний указателя детонации на испытуемом и двух эталонных топливах, полученные в соответствии с требованиями п. 35.#
4.2. Октановое число испытуемого топлива (А) вычисляют методом интерполяции по формуле
а - а
1
А = А + (А - А );# х ───────, (4)
1 2 1 а - а
1 2
где А - объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детони-
1 рующей сильнее испытуемого образца, топлива, %;
А - объемная доля изооктана в смеси эталонных топлив, детони-
2 рующей слабее испытуемого топлива, %;
а - среднее арифметическое отсчетов по указателю детонации для
испытуемого топлива;