Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 12936-82 "Спидометры автомобильные с электроприводом. Общие технические условия" (утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 марта 1982 г. N 1292) стр. 3

(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.7. Влияние воздействия повышенной и пониженной температуры (п. 1.11) следует определять выдержкой неработающих спидометров в течение 3 ч при температурах, указанных в п. 1.11. После чего при пребывании спидометров в камере холода или в течение 5 мин после извлечения из камеры спидометры должны входить в рабочий режим при плавном изменении показаний скорости от нуля до средней части шкалы не позднее чем через 3 мин после включения их на номинальное напряжение. После извлечения из камеры тепла спидометры должны входить в рабочий режим сразу после включения их на номинальное напряжение. При этом спидометры должны выполнять свои функции без измерения нормированных параметров. После доведения температуры спидометров до °С основная погрешность должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.8. Для определения влияния пониженной температуры на работоспособность спидометров (п. 1.13) их помещают в камеру холода, в которой установлена температура, указанная в п. 1.13, и выдерживают в течение 3 ч без нагрузки.
Работоспособность спидометров следует определять после извлечения из камеры холода и доведения температуры до °С, при этом погрешности измерения должны соответствовать приведенным в п. 1.8.
3.9. Испытания спидометров на вибропрочность (п. 1.14) и ударопрочность (п. 1.15) следует проводить:
- поочередно в трех взаимно перпендикулярных направлениях на вибростенде, создающем гармонические синусоидальные колебания в вертикальном направлении. Продолжительность испытаний - 2 ч 40 мин в каждом направлении;
- на ударном стенде с вертикальным направлением ударов.
Положение плоскости шкалы при испытаниях на ударопрочность - вертикальное. Число ударов - 10000.
Показывающие приборы и датчики жестко закрепляют на столе стенда.
Показывающие приборы испытывают в рабочем состоянии при частоте вращения, обеспечивающей положение стрелки отсчетного устройства в средней части шкалы.
Датчики испытывают в нерабочем состоянии при горизонтальном положении оси приводного валика.
После испытаний на вибро- и ударопрочность у спидометров не должно быть механических повреждений. Погрешность спидометров не должна превышать полуторакратного значения основной погрешности.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.10. Испытания спидометров на защищенность от проникания пыли и воды (п. 1.16) следует проводить:
от проникания пыли - по ГОСТ 3940;
" " воды - по следующей методике.
Для испытаний датчики погружают в воду, нагретую до температуры °С, и выдерживают в течение 1 мин, при этом не должно наблюдаться интенсивного выделения пузырьков воздуха из датчика. Допускается появление до 10 пузырьков за время проверки.
При испытании на защищенность от проникания воды отверстие выходного валика датчика следует закрывать заглушкой.
При испытании показывающего прибора на защищенность от проникания пыли в отверстие для подсвета вставляют патрончики ламп.
После испытания на пылезащищенность погрешность показаний спидометра должна соответствовать приведенной в п. 1.8.
3.11. Испытания на защиту от коррозии деталей спидометра (п. 1.18) следует проводить по ГОСТ 9.302. Адгезию лакокрасочного покрытия в баллах следует оценивать методом решетчатых надрезов по ГОСТ 15140.
3.12. Испытание спидометров на надежность (п. 1.19) - по техническим условиям на спидометры конкретного вида.
Таблица 2
км/ч
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
│ Числовая отметка шкалы │ Увеличение основной погрешности │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│До 60 включ. │ +2 │
│ │ -1 │
├─────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤
│80 + n20 │ + (2 + 0,5n) │
│(n = 0,1,2,3...) │ -1 │
└─────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐
После завершения испытаний спидометры должны соответствовать требованиям п. 1.16.
При испытании на надежность после гарантийной наработки, а также после 3 лет эксплуатации или хранения увеличение основной погрешности не должно превышать значений, указанных в табл. 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.13. Проверку расстояния стрелки от поверхности циферблата (п. 1.27) проводят при помощи соответствующего измерительного калибра при межоперационном контроле (до закрывания прибора).
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
3.14. Проверку погрешности счетного механизма (п. 1.23) следует проводить по методике, утвержденной в установленном порядке.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
3.15. Проверка вариации показаний (п. 1.28) должна производиться на установке с плавным изменением скорости на числовой отметке шкалы 60 км/ч при положении шкалы прибора как и при проверке основной погрешности. Стрелку показывающего прибора путем увеличения значения измеряемой скорости устанавливают на числовую отметку 60 км/ч и при помощи контрольных средств измерения отсчитывают действительное значение. Затем, плавно увеличивая скорость, доводят стрелку до числовой отметки 100 км/ч, после чего, плавно уменьшая скорость до числовой отметки 60 км/ч, отсчитывают действительное значение. Разность результатов не должна превышать абсолютное значение основной погрешности.
(Введен дополнительно, Изм. N 4).

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

4.1. На каждом спидометре должны быть нанесены:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- условное сокращенное обозначение спидометра (показывающего прибора и датчика);
- год и месяц выпуска (допускается наносить условные обозначения);
- обозначение настоящего стандарта или технических условий на данный спидометр;
- номер спидометра по системе нумерации предприятия-изготовителя (с 01.01.88);
- надпись: "Сделано в..." (указать наименование республики предприятия-изготовителя);
- Знак государственного реестра.
По согласованию с потребителем маркировка может отличаться от указанной.
Место, размеры и способ нанесения маркировки должны быть указаны на рабочих чертежах и обеспечивать ее сохранность в течение срока службы спидометра.
(Измененная редакция, Изм. N 1-4).
4.2. Каждый показывающий прибор должен быть обернут влагостойкой бумагой по ГОСТ 515 и уложен в индивидуальную коробку. Датчики укладывают в коробку из картона по нескольку штук.
Показывающие приборы и датчики в картонных коробках должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 16536, выложенные изнутри влагонепроницаемой бумагой, или другую тару. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем упаковывать спидометры в другую тару, изготовленную по отраслевой нормативно-технической документации.