Automobile speedometers with electric drive. General technical specifications
Дата введения 1 июля 1983 г.
Взамен ГОСТ 12936-67
Настоящий стандарт распространяется на спидометры с электроприводом и питанием от бортовой сети (далее - спидометры), устанавливаемые на автомобили и предназначенные для преобразования частоты вращения приводного вала датчика спидометра в показание скорости движения и количества оборотов приводного вала датчика спидометра в показание счетчика пройденного пути автомобиля.
Требования разд. 1 (пп. 1.5-1.9, 1.21-1.23, 1.25, 1.28), 3, п. 4.1 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1. Технические требования
1.1. Спидометры должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 3940 и ГОСТ 25651, по техническим условиям на спидометры конкретного вида и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Внешний вид спидометра должен соответствовать образцу, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.2. Спидометры следует изготовлять на номинальные напряжения постоянного тока 12 или 24 В.
1.3. Верхний предел диапазона показаний спидометра следует выбирать из ряда: 80, 100, 120, 140, 160, 180, 200 и 220 км/ч.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1.4. Емкость итогового счетчика пройденного пути должна быть 99999,9 или 99999 км. Допускается изготовлять итоговый счетчик емкостью 999999 км. Для спидометров, проектирование которых начато после 01.07.93, по согласованию с потребителем допускается изготовлять итоговый счетчик емкостью 999999,9 км.
Показания итогового счетчика спидометров, выпущенных с предприятия-изготовителя, должны быть не более 10 км.
По согласованию с потребителем спидометры могут изготовляться с дополнительным счетчиком, позволяющим устанавливать от руки его показания на ноль. Емкость этого счетчика должна быть 999,9 км.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.5. Передаточное отношение механизма спидометра от приводного валика должно быть 624:1 и 1000:1.
1.6. Крутящий момент, необходимый для приведения в действие валика датчика, не должен превышать 0,06 (0,6 ), для датчиков с проходным валом - не должен превышать 0,1 (1 ).
1.5, 1.6. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.7. При постоянной угловой скорости привода спидометра стрелка указателя скорости на скоростях более 20 км/ч не должна иметь колебаний, превышающих % предела измерения.
1.8. Основная погрешность показаний указателя скорости показывающего прибора спидометра при температуре окружающего воздуха °С не должна превышать значений, указанных в табл. 1.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
1.9. Дополнительная погрешность указателя скорости спидометра на каждые 10°С изменения температуры окружающего воздуха от °С не должна превышать значений, указанных в табл. 1а.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Таблица 1
км/ч
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Числовая отметка шкалы │ Основная погрешность │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│До 60 включ. │ +4 │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│80 + n20 │ + (5 + n) │
│(n = 0,1,2,3...) │ │
└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
Таблица 1а
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Диапазон температур, °С │ Дополнительная погрешность,% от │
│ │ верхнего предела диапазона │
│ │ показаний │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│ От минус 25 до плюс 60 │ +-2 │
│ │ │
│ " " 25 " минус 40 │ +-5 │
└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
1.10. Спидометры следует изготовлять в климатических исполнениях по ГОСТ 3940.
1.11. Спидометры должны быть работоспособными в диапазоне температур окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.12. Спидометры должны выдерживать воздействие влажной тепловой среды по ГОСТ 3940.
1.13. Спидометры должны сохранять работоспособность после пребывания в неработающем состоянии при температуре окружающей среды по ГОСТ 3940.
1.14. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия вибрационных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.15. Спидометры должны быть работоспособными после воздействия ударных нагрузок по ГОСТ 3940.
1.11-1.15. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.16. Спидометры должны быть защищены от проникания пыли и воды по ГОСТ 14254:
- IP5X - для показывающего прибора;
- IPX7 - для датчика при условии уплотнения места выхода приводного валика на автомобиле.
Примечание. Требования настоящего пункта не распространяются на показывающие приборы бескорпусного исполнения.
1.17. Стекло по ГОСТ 10958 (или другой прозрачный материал), предохраняющее отсчетное устройство показывающего прибора, должно быть без дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.
1.18. Защита от коррозии деталей спидометра - по ГОСТ 3940. Вид лакокрасочного покрытия - по ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.407 и отраслевой нормативно-технической документации. Адгезия лакокрасочного покрытия с поверхностью наружных лицевых деталей должна быть не ниже балла 2 по ГОСТ 15140.
1.19. Номенклатура и значения показателей надежности спидометра должны соответствовать показателям надежности автомобиля, для которого он предназначен, и устанавливаться в технических условиях на спидометры конкретного вида.
Критерием предельного состояния спидометров является превышение значения основной погрешности, указанной в табл. 2 и п. 1.23.
1.18, 1.19. (Измененная редакция, Изм. N 3).