Ведомственные строительные нормы ВСН 01-82 "Инструкция по проектированию лесозаготовительных предприятий" (утв. приказом по Минлесбумпрому СССР от 10 августа 1982 г. N 236) стр. 12

4.2.95. Спуск воды из нагорных канав в кюветы выемок допускается только в исключительных случаях при условии устройства специальных водопропускных сооружений по индивидуальным проектам.
4.2.96. Грунтовые воды, могущие оказать вредное влияние на устойчивость земляного полотна, должны быть перехвачены дренажными сооружениями и отведены в пониженные места или водотоки.
4.2.97. В местах перехода из выемки в насыпь и на пересечениях оврагов при наличии выклинивающихся грунтовых вод должны устраиваться дренажные прорези-преградители с целью недопущения доступа грунтовых вод в насыпь. При прорезании кюветом водоносного слоя должны устраиваться подкюветные дренажи.

Укрепление откосов земляного полотна и канав

4.2.98. Откосы земляного полотна, защитных и водоотводных сооружений, возводимых из грунтов или сооружаемых в грунтах, подверженных разрушению от атмосферных воздействий, размыву или подтоплению, должны быть укреплены.
В качестве укреплений применяются посев трав, одерновка, посадка кустарника, мощение камнем, плетневые клетки, хворостяные выстилки, фашины, бетонные или железобетонные плиты, каменные наброски, а также обработка грунтов вяжущими материалами.
4.2.99. Выбор типа укрепления производится в зависимости от интенсивности воздействия внешних факторов и физико-механических свойств грунтов с учетом назначения укрепляемого сооружения, местных климатических, гидрологических и топографических условий, материалов, имеющихся на месте, а также максимальной механизации работ.
При малых (до 0,1 ) расходах воды и при продольных уклонах до , независимо от величины расхода, откосы и дно канав не укрепляются.
При расходах воды более 0,1 и при уклонах более в легко размываемых грунтах (мелкие супеси и лессы) и более при более связных грунтах (пылеватые суглинки и супеси) откосы и дно канав должны быть укреплены.
Канавы в трудно размываемых грунтах (глинистых, щебенистых) укрепляются лишь в тех случаях, когда возникают скорости, превышающие допустимые по размыву для этих участков.
На ветках со сроком службы до 5 лет и усах неподтопляемые откосы земляного полотна разрешается не укреплять. Канавы на таких дорогах следует укреплять только в том случае, если размыв их может повлечь за собой повреждение каких-либо сооружений, находящихся вблизи земляного полотна, или послужить причиной образования оврагов.
4.2.100. Отметка верха укрепления откосов канав и кюветов должна быть на 0,1 м выше расчетного горизонта воды.
Если по условиям местности скорости течения воды в канавах и кюветах превышают допустимые для существующих типов укреплений, необходимо проектировать устройство перепадов, быстротоков, водобойных колодцев и т.п.

Земляное полотно зимних дорог

4.2.101. Земляное полотно зимних лесовозных дорог, не используемых в летний период для лесохозяйственных целей, проектируется в соответствии с типовыми поперечными профилями (приложение 3, схемы 1, 2, 3).
При использовании зимней дороги в летний период для лесохозяйственных целей на грузовой полосе предусматривается устройство насыпей, выемок, мостов и водоотводных сооружений, проектируемых по нормам веток (приложение 3, схема 4).
4.2.102. Земляное полотно грузовой и порожняковой полос зимних дорог проектируется по возможности в нулевых отметках. При этом на снегозаносимых участках предусматриваются мероприятия по борьбе со снежными заносами согласно п. 4.2.54. Водоотвод предусматривается только на участках, где проектируется устройство земляного полотна.
Земляное полотно зимних дорог в поперечном профиле должно быть горизонтальным.
4.2.103. Производство земляных работ для порожняковых полос допускается в исключительных случаях. На порожняковых полосах производится срезка пней заподлицо на ширину земляного полотна, с необходимой планировкой.
4.2.104. Корчевка пней на грузовых полосах магистрали, веток и усов зимних дорог предусматривается под насыпями высотой менее 0,5 м. При высоте насыпи от 0,5 до 1 м пни срезаются заподлицо с землей. При высоте насыпи более 1 м пни высотой не более 0,2 м разрешается оставлять.
4.2.105. Проектирование зимних дорог на болотах производится с учетом глубины болота, свойств торфа и его промерзаемости.
На хорошо промерзаемых сырых и заболоченных местах с глубиной залегания торфа до 1 м, в целях ускорения промерзания и пуска в эксплуатацию дороги, производится проминка тракторами. На хорошо промерзаемых болотах глубиной более 1 м основание зимних дорог усиливается путем укладки поперечных бревен (прошпаливание) длиной 5-6 м, толщиной 10-14 см через 0,4-0,7 м.
На глубоких медленно промерзающих болотах следует предусматривать устройство сплошных настилов из бревен.

Мосты и трубы

Общие указания

4.2.106. Мосты и трубы автомобильных дорог лесозаготовительных предприятий следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию мостов и труб и с учетом требований настоящего раздела.
4.2.107. При проектировании в целях сокращения трудозатрат на площадке и ускорения сроков строительства следует предусматривать применение сборных конструкций и индустриальных методов строительства.
4.2.108. На лесовозных магистралях рекомендуется проектировать сборные железобетонные трубы (или из гофрированного металла) и постоянные железобетонные или деревянные многопролетные мосты в зависимости от местных условий; на лесовозных ветках - деревянные мосты, при сроке действия до 5 лет временные, при большем - постоянные.
Постоянные деревянные мосты должны иметь степень капитальности, обеспечивающую нормальную их эксплуатацию не менее 20-25 лет. Далее они именуются сокращенно - деревянные мосты.
4.2.109. Для деревянных мостов пролетные строения длиной от 9 до 18 м рекомендуется проектировать из клееной древесины, а при необходимости устройства пролетных строений длиной от 18 до 33 м разрешается применение инвентарных металлических пролетных строений с деревянной проезжей частью.
4.2.110. Капитальные мосты (железобетонные и сталежелезобетонные) пролетом более 33 м допускается проектировать на судоходных и сплавных реках, на реках с сильным ледоходом и карчеходом, а также в других случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании.
4.2.111. В горных районах допускается проектировать фильтрующие насыпи и комбинированные фильтрующие сооружения, а также брод-лотки для перепуска небольших расходов воды по верху дороги.
4.2.112. На зимних дорогах при пересечении периодических и хорошо замерзающих постоянных водотоков с удобными съездами водопропускные сооружения могут не предусматриваться.
4.2.113. На дорогах, допускающих перерывы движения, могут предусматриваться паромные и ледяные переправы.
4.2.114. Ледяные переправы допускается сооружать в местах, где скорость течения в реке составляет не более 1 м/с.
Для переправы выбирают участок с невысокими пологими берегами. Уклон съезда к переправе не должен превышать . Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устраивают настил из дровяного долготья, бревенчатые мостики или эстакады.
В плане переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно к реке или под углом не менее 45°. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождения торосов, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод.
На ледяных переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледяную переправу на расстоянии не менее 150 м.
Толщина плотного слоя льда в естественном виде на переправах при непрерывных отрицательных температурах в зависимости от массы поезда должны быть не менее указанной в табл. 24.
Таблица 24
Масса поезда, т
Наименьшая толщина плотного слоя льда, см
Масса поезда, т
Наименьшая толщина плотного слоя льда, см
5
35
25
75
10
45
30
85
15
55
35
90
20
65
40
100
Для ускорения наращивания требуемого слоя льда полосу переправы шириной не менее 20 м расчищают от снега.
При недостаточной толщине льда ледяной покров усиливают искусственным намораживанием (слой его не должен превышать 2/3 толщины естественного ледяного покрова) или устройством деревянного настила. Каждый сантиметр пористого слоя льда, образованного намораживанием с использованием снега, приравнивается к 0,5 см естественного плотного льда.

Размещение мостов и труб

4.2.115. Выбор мостового перехода следует производить на основе камерального изучения имеющихся картографических, аэросъемочных, геологических и гидрологических материалов и выявления оптимального технико-экономического решения для соответствующего участка дороги с учетом ее дальнейшего развития.
4.2.116. На каждом пересечении водотока, как правило, должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме, а также пропуск нескольких соседних водотоков через одно сооружение допускается лишь при обосновании гидравлическими и экономическими расчетами.
4.2.117. Мостовой переход должен выбираться на прямом участке реки в наиболее узкой части поймы, не имеющей озер и староречий, нормально к направлению основной массы воды во время паводка.
4.2.118. Мосты следует располагать на прямых участках дороги и продольных уклонах не более . В стесненных условияx допускается располагать деревянные однопролетные мосты на кривых и уклонах, принятых для дороги.
4.2.119. Трубы под насыпями допускается располагать на любых сочетаниях профиля и плана, предусмотренных нормами проектирования дороги.
Отверстия и высоту в свету труб следует назначать, как правило, не менее 1 м, а при длине трубы свыше 30 м - не менее 1,25 м.