В вечномерзлых грунтах погружение свай следует принимать на глубину, равную тройной толщине сезонно оттаивающего слоя грунта.
Рамно-лежневые опоры в вечномерзлых грунтах не применяются, а взамен их, где невозможна забивка свай, применяются ряжевые опоры.
4.2.142. Проезжую часть на деревянных мостах следует назначать в виде деревянного настила, по которому делается поверхностная обработка битумом с крупным песком.
4.2.143. На больших и средних деревянных мостах следует предусматривать устройство противопожарных площадок, оборудованных противопожарным инвентарем. Противопожарные площадки следует располагать на насыпи у въездов на мост и над опорами не реже чем через 25 м.
4.2.144. Для мостовых переходов в необходимых случаях должны быть предусмотрены ледорезные, струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения, а для малых мостов и труб - углубление, спрямление и укрепление русел с входной и выходной стороны и в пределах сооружения, а также устройства для гашения скоростей протекающей воды на входе и выходе.
4.2.145. Для временных деревянных мостов со сроком службы до 5 лет допускается применять лесоматериалы с влажностью до 40% без антисептической обработки и острожки элементов.
Дорожные одежды
Общие указания
4.2.146. Проектирование дорожных одежд автомобильных дорог лесозаготовительных предприятий следует выполнять в соответствии со специальными нормативными документами по проектированию дорожных одежд и с учетом указаний настоящего раздела.
4.2.147. По типам покрытий дорожные одежды подразделяются согласно табл. 28.
Таблица 28
Типы дорожных покрытий | Виды покрытий, материалы и способы их укладки | Область применения |
1. Усовершенствованные капитальные | а) цементобетонные (монолитные и сборные) | На магистралях категории III и внутрискладских дорогах лесопромышленных комплексов |
б) асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем состоянии | ||
2. Усовершенствованные облегченные | а) асфальтобетонные из смесей, укладываемых в теплом и холодном состоянии | На магистралях категорий III, IVА, внутрискладских и внутрипоселковых дорогах при соответствующем обосновании |
б) дегтебетонные из смесей, укладываемых как в горячем, так и в холодном состоянии | ||
в) из битумоминеральных смесей подобранного состава с применением прочного щебня и вязкого битума, приготовленных в смесителях и укладываемых в горячем состоянии | ||
г) из битумоминеральных (дегтеминеральных), щебеночных или гравийных смесей, приготовляемых как в установках (независимо от температуры их при укладке), так и устраиваемых методами пропитки, полупропитки и смешения на дороге | ||
д) из крупнообломочных (до 40 мм) песчаных и супесчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с цементом смешением в установке (с устройством поверхностной обработки) | ||
3. Переходные | а) щебеночные, гравийные, грунтощебеночные и шлаковые | На магистралях категорий IVБ и V, ветках, складских и прочих дорогах |
б) из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими | ||
в) колейные из сборных железобетонных, керамзитобетонных и прочих плит | ||
4. Низшие | а) грунтогравийные | На магистралях V категории, ветках и прочих дорогах при ограничении срока действия в летний период |
б) грунтовые улучшенные | ||
в) грунтовые профилированные | ||
г) деревогрунтовые |
Примечание. В пределах населенных пунктов и промышленных площадок по санитарным условиям не допускается применение для дорожных покрытий каменноугольных пеков, дегтей и смол.
4.2.148. Выбор типа покрытия и назначение конструкций одежды автомобильных дорог должны производиться в соответствии с рекомендациями табл. 28 в комплексе с выбором типа лесовозного автопоезда на основе сопоставления технико-экономических показателей вариантов с учетом:
грузооборота дороги (интенсивности движения);
грунтовых условий и характера увлажнения местности;
дорожно-климатической зоны;
срока действия дороги;
преимущественного использования местных дорожно-строительных материалов;
условий организации строительства и заданных сроков выполнения работ.
При этом следует использовать местный опыт строительства и эксплутации# автомобильных дорог в аналогичных условиях.
4.2.149. Определение требуемой прочности, а также назначение размеров конструктивных слоев производится:
а) для дорожных одежд нежесткого типа - в соответствии с "Инструкцией по проектированию дорожных одежд нежесткого типа";
б) для дорожных одежд жесткого типа (монолитный цементобетон) - в соответствии с "Методическими рекомендациями по конструированию и расчету цементобетонных покрытий на основаниях различных типов" и "Инструкцией по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог".
Конструирование дорожных одежд рекомендуется выполнять с использованием типовых решений, приведенных в альбомах "Типовые конструкции одежд автомобильных дорог промышленных предприятий", "Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети Союза ССР" и "Конструкции дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог с гравийными и щебеночными покрытиями".
При проектировании дорожных одежд в I дорожно-климатической зоне следует также учитывать требования "Инструкции по изысканию, проектированию и строительству автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты".
4.2.150. Дорожные одежды лесовозных дорог с покрытиями переходного и низшего типов в целях снижения строительных затрат следует проектировать с учетом ограничения или прекращения движения транспортных средств в неблагоприятные периоды года.
4.2.151. Для дорог хозяйственного значения с невыраженным грузооборотом модуль упругости следует принимать не менее 65 Мпа (650 ).
4.2.152. Дорожные одежды в поперечном сечении проектируют корытного, полукорытного или серповидного профиля согласно приложению 5.
Корытный профиль применяется, как правило, при усовершенствованных типах покрытий.
Полукорытный профиль может применяться:
а) для гравийных и щебеночных покрытий на земельном полотне из дренирующих грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине слоя покрытия более 15 см;
б) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, на земляном полотне из любых грунтов - при ширине обочин 1 м и более и толщине покрытия более 15 см.
Серповидный профиль рекомендуется применять:
а) для дорожных одежд с покрытиями грунтогравийными, грунтощебеночными и грунтовыми улучшенными - во всех случаях;
б) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из недренирующих грунтов - при любой ширине обочин и любой толщине слоя;
в) для гравийных и щебеночных покрытий на земляном полотне из дренирующих грунтов - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и для большей ширины обочин - при толщине покрытия до 15 см;
г) для покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, - при любой толщине слоя и ширине обочин менее 1 м и при большей ширине обочин - при толщине покрытия до 15 см;
Выбор типа профиля дорожной одежды определяется технико-экономическими расчетами. При этом должны быть учтены стоимости как покрытия, так и укрепления обочин при корытном профиле.
4.2.153. На дорогах с усовершенствованными (капитальными и облегченными) типами покрытий в целях снижения стоимости строительства расчет прочности дорожной одежды и ее конструирование рекомендуется производить раздельно для грузовой и порожняковой полос движения.
4.2.154. Дорожные одежды магистралей IVБ и V категорий и веток, нижние конструктивные слои дорожной одежды (а при многослойных покрытиях и нижние слои покрытий) магистралей III и IVА категорий, а также покрытия укрепленной части обочин следует предусматривать из наиболее дешевых местных каменных материалов и отходов промышленности (щебня, гравия, гравийно-песчаных материалов, шлаков и т.п.).
Каменные материалы (природные и искусственные) для покрытий и оснований по прочности и морозостойкости должны соответствовать требованиям нормативных документов и ГОСТ.
4.2.155. Покрытия дорожных одежд должны иметь периодически возобновляемый слой износа, не включенный в расчет прочности.
Слои износа устраиваются либо путем утолщения полученного по расчету покрытия, либо в виде поверхностной обработки с применением вяжущих материалов.
Вид применяемых материалов и толщина слоя износа назначаются из расчета не менее двух-трехлетней его работы.
4.2.156. Дренирующие слои, как правило, назначаются для дорог с усовершенствованными типами покрытий во II и III климатических зонах при 2-м и 3-м типах местности по характеру и степени увлажнения (в выемках также и при 1-м типе) в тех случаях, когда земляное полотно сооружается из связных грунтов (глинистых, суглинистых, пылевато-суглинистых, пылевато-супесчаных).
Толщину дренирующего слоя, необходимый коэффициент фильтрации, гранулометрический состав и другие требования к материалам, используемым для его устройства, надлежит устанавливать расчетом в зависимости от количества воды, поступающей в основание проезжей части, способов отвода ее и других факторов. При этом уровень свободной воды в дренирующем слое должен находиться ниже поверхности основания дорожной одежды не менее чем на 10 см при хорошо дренирующих крупнозернистых песках и гравийных материалах и не менее чем на 15 см при среднезернистых песках.
Дренирующий слой проектируют на всю ширину земляного полотна (включая и обочины) в виде слоя насыпи из фильтрующего материала. При применении в качестве оснований дорожной одежды грунтов, укрепленных вяжущими, дренирующие слои не устраиваются.
Нижняя поверхность дренирующего слоя должна проектироваться с уклоном 0,03. В случае отсутствия дренирующего слоя поперечный уклон дна корыта должен быть равен уклону покрытия.
Для дренирующего слоя допускается применять крупный или средний песок, песчано-гравийную смесь, дресву, ракушку, отгрохоченные металлургические шлаки, удовлетворяющие требованиям норм на дорожные материалы.