Если дренирующий слой совмещается с морозозащитным или подстилающим, то конструктивное решение должно быть комплексным.
4.2.157. На магистралях III категории обочины должны быть укреплены на ширину не менее 0,75 м, а на магистралях категорий IVА и IVБ при корытном поперечном профиле - на ширину не менее 0,5 м от кромки проезжей части.
Укрепление этих частей обочин выполняется из щебеночных, гравийных смесей или грунтов, обработанных вяжущими материалами.
Укрепленные полосы обочин должны отличаться по цвету от покрытий проезжей части и по своей прочности должны допускать разовые выезды на обочину транспортных средств без существенных деформаций. Остальную часть обочин следует укреплять в зависимости от местных условий: засевом трав, россыпью щебня, гравия, шлака и других доступных местных крупнозернистых материалов.
Гравийные, щебеночные и грунтощебеночные дорожные одежды
4.2.158. Гравийные дорожные одежды проектируются по принципу плотных оптимальных смесей.
В зависимости от толщины, полученной по расчету, гравийные дорожные одежды назначают в один, два или три слоя. Толщина отдельных слоев в зависимости от применяемых средств уплотнения принимается от 10 до 15 см.
4.2.159. Гравийные дорожные одежды проектируют, как правило, серповидного профиля. При этом все слои дорожной одежды устраиваются на всю ширину земляного полотна. Применение полукорытного профиля допускается в случаях, предусмотренных п. 4.2.152.
При полукорытном профиле нижние слои дорожной одежды размещаются в корыте, а верхний слой (собственно покрытие) проектируется на всю ширину земляного полотна.
4.2.160. Для устройства гравийной дорожной одежды применяется карьерный материал или искусственно составленная смесь, соответствующие приведенным в табл. 29 и 30 оптимальным гравийным смесям для лесовозных автомобильных дорог, утвержденным Минлеспромом СССР 14 апреля 1971 г. в "Конструкциях дорожных одежд лесовозных автомобильных дорог с гравийными и щебеночными покрытиями".
Таблица 29
Конструктивный слой | Количество частиц, проходящих через сито с отверстиями (мм), % по весу | ||||||||
120 | 70 | 40 | 20 | 10 | 5 | 2,5 | 0,63 | менее 0,05 | |
Основание | 100* | 65-85 | 45-75 | 25-60 | 15-50 | 10-40 | 5-30 | 2-20 | 0-5 |
Покрытие: | |||||||||
смесь N 1 | - | 100 | 60-85 | 35-70 | 20-60 | 15-50 | 10-40 | 5-25 | 2-7 |
смесь N 2 | - | 100 | 70-85 | 50-75 | 35-65 | 25-55 | 15-45 | 8-30 | 3-10 |
______________________________
* Допускаются отдельные включения диаметром до 150 мм.
Таблица 30
Конструктивный слой | Содержание отдельных фракций по крупности (мм), % по весу | |||||||||||
120-70 | 70-40 | 40-20 | 20-10 | 10-5 | Итого гравия | 5-2,5 | 2,5-0,63 | 0,63-0,05 | Итого песка | Менее 0,05 (пыль и глина) | Сумма | |
Основание | 35-15 | 20-10 | 20-15 | 10-10 | 5-10 | 90-60 | 5-10 | 3-10 | 2-15 | 10-35 | 0-5 | 100-100 |
Покрытие: | ||||||||||||
смесь N 1 | - | 40-15 | 25-15 | 15-10 | 5-10 | 85-50 | 5-10 | 5-15 | 3-18 | 13-43 | 2-7 | 100-100 |
смесь N 2 | - | 30-15 | 20-10 | 15-10 | 10-10 | 75-45 | 10-10 | 10-15 | 7-15 | 22-45 | 3-10 | 100-100 |
4.2.161. По прочности и морозостойкости гравийные материалы должны отвечать требованиям табл. 31.
Таблица 31
Наименование слоев дорожной одежды | Класс (марка) прочности ------------------------------------- Морозостойкость (Мрз) | ||
при климатических условиях | |||
суровых | умеренных | мягких | |
Покрытия: | |||
без обработки вяжущими | 1-3 ------ 50 | 1-3 ------ 25 | 1-3 ------ 15 |
с обработкой битумом, дегтем или эмульсией | 1-4 ------ 25 | 1-4 ------ 15 | 1-5 ------ не нормируется |
с поверхностной обработкой | 1-2 ------ 25 | 1-2 ------ 15 | 1-2 ------ не нормируется |
Основания: | |||
без обработки вяжущими | 1-4 ------ 25 | 1-4 ------ 15 | 1-4 ------ 15 |
с обработкой битумом, дегтем или эмульсией | 1-5 ------ 25 | 1-5 ------ 15 | 1-5 ------ не нормируется |
с обработкой портландцементом | 1-5 ------ 25 | 1-5 ------ 15 | 1-5 ------ не нормируется |
Примечания: 1. Суровые климатические условия характеризуются среднемесячной температурой наиболее холодного месяца в году ниже -15°С, умеренные от -5°С до -15°С, мягкие до -5°С.
2. Для покрытий без обработки вяжущими на ветках в суровых климатических условиях допускается применять гравийный материал с Мрз 25.
4.2.162. При наличии месторождений камня и возможности организации его разработки и дробления рекомендуется применять щебеночные дорожные одежды.
При наличии в карьере сортировочных устройств для получения фракционированного щебня слои основания и покрытия проектируют по принципу заклинки.
При использовании несортированного щебня слои дорожной одежды проектируют по принципу плотных смесей оптимального состава аналогично гравийным смесям.
4.2.163. По принципу плотных смесей могут выполняться покрытия и основания из грунтощебня, доменных шлаков, дресвы и других скелетных материалов.
Грунтощебеночные покрытия или основания проектируют из грунта с добавками щебня в количестве не менее 40% к объему.
Для грунтощебеночных слоев дорожной одежды применяется щебень с временным сопротивлением сжатию не менее 300 .
Рекомендуемые размеры щебня:
для верхних слоев | - | 15-70 мм, |
для нижних слоев | - | 25-100 мм. |
Доменные шлаки для грунтощебеночных слоев дорожной одежды могут применяться как кислые, так и основные.
Дорожная одежда из грунтощебня устраивается серповидного профиля в 1-м или 2-м слое в зависимости от расчетной толщины и применяемых механизмов для перемешивания грунта со щебнем.
Покрытия и основания из грунтов, укрепленных вяжущими материалами
4.2.164. Дорожные одежды из грунтов, укрепленных различными вяжущими материалами (органическими и неорганическими), проектируют в соответствии с "Техническими указаниями по проектированию лесовозных автомобильных дорог с покрытиями из укрепленных грунтов", а также "Инструкцией по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов".
4.2.165. Применение покрытий и оснований из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, рекомендуется при соответствующем технико-экономическом обосновании в случаях недостаточного количества гравийных и других материалов или большой дальности их подвозки.
4.2.166. На покрытиях из грунтов, укрепленных вяжущими материалами, слой износа устраивается по принципу двойной поверхностной обработки.
Покрытия из железобетонных плит
4.2.167. Покрытия из колейных железобетонных плит рекомендуется применять для лесовозных автомобильных дорог с годовым грузооборотом от 150 до 500 при отсутствии в районе строительства местных гравийных или щебеночных материалов.
При соответствующем обосновании допускается применение колейных покрытий на дорогах с грузооборотом менее 150 .
Покрытия из плит рекомендуется также предусматривать в качестве инвентарных переносных на ветках (со сроком действия до 5 лет), усах и дорогах производственных площадок в местах пересечения ими подземных коммуникаций.
4.2.168. Покрытия из железобетонных плит следует проектировать в соответствии с "Правилами технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог" и "Руководством по применению типовых железобетонных плит для лесовозных автомобильных дорог" и требованиями настоящего раздела.
4.2.169. На двухполосных дорогах покрытие из железобетонных плит проектируют, как правило, для грузовой полосы движения.
При дренирующих или соответствующих оптимальным смесям грунтах земляного полотна полосы для движения порожних автопоездов проектируют без покрытия.
При недренирующих грунтах земляного полотна в зависимости от наличия местных материалов проезжую часть на порожняковой полосе проектируют с гравийным, грунтогравийным, грунтощебеночным, грунтопесчаным или шлаковым покрытиями. Смеси, применяемые для покрытия порожняковой полосы, должны удовлетворять требованиям п. 4.2.177.
Эквивалентный модуль упругости порожняковой полосы определяется расчетом, но должен быть не менее 65 МПа (650 ).
4.2.170. На разъездах однополосных дорог с колейными покрытиями проезжую часть следует проектировать в виде колесопроводов из тех же плит или путем укрепления верха земляного полотна добавками гравия, щебня, крупного или среднезернистого песка.
4.2.171. Покрытия из железобетонных плит проектируют в соответствии с типовыми поперечными профилями, приведенными в приложении 6.
При земляном полотне из недренирующих грунтов укладку плит предусматривают на подстилающем дренирующем слое из песчано-гравийной смеси, крупного или среднезернистого песка, толщина которого в зависимости от типа грунта принимается по табл. 32.
Таблица 32
Структура земляного полотна и группа грунтов | Толщина подстилающего слоя, см |
Насыпь из мелких песков и легких супесей (грунты группы А) | 15-20 |
Насыпь из тяжелых супесей и пылеватых песков (грунты группы Б) | 20-25 |
Насыпь из легких и тяжелых суглинков, пылеватых супесей и суглинков (грунты группы В и Г) | 25-30 |
В нулевых местах и выемках: | |
при грунтах группы А и Б | 25-30 |
при грунтах группы В и Г | 30-35 |
Примечание. Большие значения относятся к слоям из среднезернистого песка, меньшие - из крупнозернистого.