Дата введения установлена 1 июля 1980 г.
Введен впервые
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к упаковке изделий машиностроения и должен применяться при разработке нормативно-технической документации на упаковку групп или конкретных видов изделий, в том числе на экспорт.
1. Общие положения
1.1. Упаковка должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.
1.2. Упаковка совместно с консервацией должна обеспечивать сохраняемость изделий при их транспортировании и хранении в течение сроков, установленных в нормативно-технической документации на изделия конкретных видов.
1.3. Изделие или его составные части, транспортируемые в виде отдельных групповых мест, могут в целом не иметь упаковки, если позволяют конструктивные особенности изделия, его консервация, условия транспортирования, хранения и сроки сохраняемости. При необходимости производят защиту отдельных мест изделий.
1.4. Упаковка не должна иметь острых выступающих частей (гвоздей, концов проволоки и т. д.), углов, кромок и поверхностей с неровностями, которые могут нанести повреждения транспортным средствам, их внутреннему оборудованию, упаковке других грузовых мест и обслуживающему персоналу.
1.5. Группа изделий и варианты временной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.
1.6. Маркировка грузов - по ГОСТ 14192, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов.
1.7. Для обеспечения свободной погрузки и выгрузки габаритные размеры упакованных изделий и (или) их составных частей должны устанавливаться с учетом размеров грузовых люков, площадок транспортных средств и габаритов погрузки, а также правил и требований к размещению и перевозке грузов, установленных на транспорте соответствующего вида.
1.8. Упаковка экспонатов для ярмарок и выставок должна соответствовать требованиям ГОСТ 20519.
1.10. Параметры транспортных пакетов, способы и средства пакетирования должны соответствовать требованиям ГОСТ 24597 и устанавливаться в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов.
1.11. Изделия, транспортируемые в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, должны упаковываться по ГОСТ 15846.
2. Требования к выбору упаковки
2.1. Упаковку следует выбирать в зависимости от конструктивных особенностей изделий, условий хранения, транспортирования и сроков сохраняемости.
Упаковку по функциональному назначению в части защиты от внешних воздействующих факторов подразделяют на внутреннюю упаковку, транспортную тару и средства амортизации и крепления изделий в таре и других средствах упаковки.
2.2. В зависимости от требований к защите изделий от климатических факторов внешней среды устанавливают следующие категории упаковки (КУ):
КУ-1 - для защиты от прямого попадания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, ограничения проникания пыли, песка, аэрозолей;
КУ-2 - для защиты от проникания атмосферных осадков, брызг воды и солнечной ультрафиолетовой радиации, пыли, песка, аэрозолей;
КУ-3 - для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации и ограничения проникания водяных паров и газов;
КУ-4 - для защиты от проникания атмосферных осадков и аэрозолей, брызг воды, пыли, песка, солнечной ультрафиолетовой радиации, водяных паров и газов (герметичная упаковка).
Каждая предыдущая категория упаковки является облегченной по сравнению с последующей.
Варианты внутренней упаковки должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.014, стандартам или техническим условиям на изделия конкретных видов в зависимости от категории упаковки каждого изделия, сроков защиты, условий хранения и транспортирования, применяемых средств противокоррозионной защиты.
Примечание. Защиту изделий без упаковки или частичную защиту изделий по п. 1.3, а также упаковку, обеспечивающую меньшую степень защиты, чем упаковка категории КУ-1, следует обозначать КУ-0.
2.3. Условия хранения - по ГОСТ 15150.
2.4. Условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по ГОСТ 15150, а в части механических - по таблице.
Условия транспортирования и их обозначения | Характеристика условий транспортирования |
Легкие (Л) | Перевозки железнодорожным транспортом без перегрузок |
Перевозки автомобильным транспортом без перегрузок: по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние до 200 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категории) и грунтовым дорогам на расстояние до 50 км со скоростью до 40 км/ч | |
Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к настоящим условиям, с общим числом перегрузок не более 2 | |
Средние (С) | Перевозки автомобильным транспортом с общим числом перегрузок не более 4: по дорогам с асфальтовым и бетонным покрытиями (дороги 1-й категории) на расстояние от 200 до 1000 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние от 50 до 250 км со скоростью до 40 км/ч |
Средние (С) | Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л с общим числом перегрузок не более 4 или к настоящим условиям транспортирования |
Перевозки водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования Л, с общим числом перегрузок не более 4 | |
Жесткие (Ж) | Перевозки автомобильным транспортом с любым числом перегрузок: по дорогам с асфальтовым покрытием (дороги 1-й категории) на расстояние свыше 1000 км; по булыжным (дороги 2 и 3-й категорий) и грунтовым дорогам на расстояние свыше 250 км со скоростью до 40 км/ч или на расстояние до 250 км с большей скоростью, которую допускает транспортное средство |
Перевозки различными видами транспорта: воздушным, железнодорожным транспортом и водным путем (кроме моря) в сочетании их между собой и с автомобильным транспортом, отнесенным к условиям транспортирования Л и С с общим числом перегрузок более 4 или к настоящим условиям транспортирования; водным путем (кроме моря) совместно с перевозками, отнесенными к условиям транспортирования С, с любым числом перегрузок | |
Перевозки, включающие транспортирование морем |
Примечание. К условиям Л и С могут быть отнесены перевозки гужевым транспортом, на аэросанях, санных прицепах к тракторам на расстояние в пределах, установленных для перевозок автомобильным транспортом.
Дополнительные требования к условиям транспортирования устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов, при условии обеспечения сохраняемости.
2.5. Вид и тип транспортной тары устанавливаются в стандартах или технических условиях на изделия конкретных видов в зависимости от массы, габаритных размеров изделий, условий транспортирования и хранения и требований к защите.
При транспортировании изделий в закрытых транспортных средствах или под укрытием в условиях Л их допускается перевозить:
без упаковки;
с защитой отдельных частей изделий;
с применением тары и вспомогательных упаковочных средств в соответствии с приложением 2.
2.6. Изделия, транспортируемые в условиях Л и С открытыми транспортными средствами при бесперегрузочных перевозках, в зависимости от требований к защите изделий допускается перевозить без упаковки с учетом правил перевозки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида.
2.7. В зависимости от конструктивных особенностей изделий для обеспечения их сохранности в условиях транспортирования Ж необходимо предусматривать в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий на таре дополнительные крепления в виде поясов, угольников, планок и т. д.
2.8. В зависимости от конструктивных особенностей изделий упаковка должна содержать средства амортизации или крепления изделий в таре при помощи прокладок из гофрированного картона, губчатой резины, пенопласта, спиральных пружин, войлока и т. д.
2.9. Размеры тары - по ГОСТ 21140.
Для изделий, габариты которых не соответствуют размерам тары по ГОСТ 21140, допускается устанавливать ее размеры в нормативно-технической документации на конкретные виды изделий, при этом должны учитываться габаритные размеры и масса упаковываемых изделий, необходимость применения вспомогательных средств и средств крепления изделий в таре, количество изделий в единице тары, способ транспортирования, оптимальный расход тароматериалов, максимальное использование площади или вместимости транспортных средств.
2.10. В нормативно-технической документации на упаковку конкретных групп или видов изделий обозначение категорий упаковки и условий транспортирования должны соответствовать принятым в настоящем стандарте.
2.11. Сопроводительная документация, прилагаемая к изделиям, должна быть герметично упакована в пакет, изготовленный из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354, или пленки поливинилхлоридной пластифицированной технической по ГОСТ 16272 толщиной от 0,10 до 0,30 мм, или другого водонепроницаемого материала. Типы пакетов, прочность и герметичность сварных швов - по ГОСТ 12302. При хранении изделий в условиях 1 и 2 по ГОСТ 15150 или при транспортировании контейнерами допускается упаковывать документацию в пакеты из бумаги по ГОСТ 8828. Типы пакетов, прочность клеевых швов - по ГОСТ 24370.
Упакованная документация должна помещаться в контейнер, тару или вложена в металлический карман по ГОСТ 24634, прикрепленный к таре. Если изделие не упаковано, то пакет с документацией закрепляется на самом изделии.
При транспортировании изделий отдельными грузовыми местами документацию укладывают в грузовое место N 1.
По согласованию с потребителем допускается для упаковывания сопроводительной документации применять пленку меньшей толщины, а также помещать сопроводительную документацию неупакованной, если она размещается внутри изделия, где обеспечивается ее сохраняемость при транспортировании и хранении.
3. Требования к контролю упаковки
3.1. Упаковку совместно с изделием следует проверять на соответствие требованиям настоящего стандарта в части воздействия механических и климатических факторов.
Кроме того, упаковку проверяют на соответствие требованиям нормативно-технической документации и рабочим чертежам.
3.2. Испытания упаковки следует проводить по стандартам и техническим условиям на группу изделий или на изделие конкретного вида.