Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р стр. 3

существенные затраты на создание инфраструктуры которые не могут быть обеспечены за счет указанных выше источников, могут обеспечиваться за счет привлечения бюджетного софинансирования, а при отсутствии такой возможности следует изменить параметры проекта жилищного строительства или отказаться от его реализации.
В целях минимизации расходов на обеспечение проектов жилищного строительства различными видами коммунальной инфраструктуры будет реализован следующий алгоритм.
Отбор проектов жилищного строительства будет осуществляться, в первую очередь, с учетом определения наиболее эффективного решения по обеспечению такого проекта водоснабжением и водоотведением. Решение по данному вопросу принимается субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием совместно с Госстроем.
Способ обеспечения проекта жилищного строительства теплоснабжением будет определяться в схеме теплоснабжения поселения с учетом выбора оптимального решения, в том числе строительство теплосети от имеющихся теплоисточников или строительство локального теплоисточника. Источником финансирования выбранного варианта может рассматриваться инвестиционная программа теплоснабжающей организации и (или) бюджетное финансирование. Решение по данному вопросу принимается Госстроем совместно с Минэнерго России.
Обеспечение проекта жилищного строительства электроснабжением будет предусматриваться в инвестиционной программе распределительной сетевой компании. Решение по данному вопросу принимается субъектами Российской Федерации.
Условия обеспечения проекта жилищного строительства газоснабжением будут определяться исходя из принятого решения по теплоснабжению и реализовываться через инвестиционную программу газораспределительной организации. Решение по данному вопросу принимается субъектом Российской Федерации совместно с Минэнерго России.
При выборе вариантов обеспечения проектов жилищного строительства коммунальной инфраструктурой через инвестиционные программы организаций коммунального комплекса изменения, вносимые в такие инвестиционные программы, не должны приводить к уменьшению величины технического присоединения (подключения) других потребителей данных организаций.
Предполагается отработка данного алгоритма на пилотных проектах жилищного строительства в течение 2013-2015 годов с последующим внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты (при необходимости).
Обеспечение проектов жилищного строительства социальной инфраструктурой, в основном, будет осуществляться застройщиком за счет собственных и (или) заемных средств. Построенная социальная инфраструктура в зависимости от предусмотренных соглашением (договором) о строительстве жилья экономического класса обязательств сторон будет либо передаваться застройщиком муниципалитету в собственность безвозмездно, либо в аренду до полного или частичного возврата застройщику затрат на создание таких объектов.
К финансированию проектов жилищного строительства, а также приобретения жилья экономического класса по фиксированным ценам гражданами установленной категории планируется привлечь банки с государственным участием (Сбербанк России, Группа ВТБ и Газпромбанк), другие коммерческие банки, а также государственные институты развития - ОАО "АИЖК" и Внешэкономбанк и осуществлять за счет следующих источников:
кредитов на жилищное строительство банков-участников приоритетного проекта, в том числе в рамках программы "Стимул" ОАО "АИЖК";
кредитов Внешэкономбанка на комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства, включая жилищное строительство, строительство коммунальной и социальной инфраструктуры.
ипотечных кредитов банков-участников приоритетного проекта, в том числе рефинансируемых ОАО "АИЖК" или предоставляемых с дальнейшей продажей Внешэкономбанку ипотечных ценных бумаг банков, ОАО "АИЖК".
Банки-участники приоритетного проекта выполняют следующие функции:
формирование списка граждан (домохозяйств), которым такие банки выдали предварительные подтверждения о возможности предоставления ипотечного кредита, соответствующего потребностям и платежеспособности заявителей, и его представление организации, уполномоченной Госстроем на формирование сводного списка таких граждан (домохозяйств);
выдача кредитов на реализацию проектов жилищного строительства и ипотечных кредитов.
ОАО "АИЖК" выполняет следующие функции:
координация работы банков-участников приоритетного проекта по формированию списка граждан (домохозяйств);
фондирование банков-участников приоритетного проекта по программе "Стимул";
рефинансирование ипотечных кредитов, выданных банками-участниками приоритетного проекта домохозяйствам, участвующим в проекте;
предоставление гарантий выкупа нереализованного по фиксированным ценам жилья экономического класса при наличии ресурсного обеспечения со стороны Внешэкономбанка либо иного банка-участника приоритетного проекта.
Внешэкономбанк выполняет следующие функции:
определяет и утверждает порядок фондирования гарантий выкупа жилья экономического класса, нереализованного по фиксированным ценам;
выдает кредиты на реализацию проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства;
выкупает ипотечные ценные бумаги ОАО "АИЖК" и банков-участников приоритетного проекта.
В рамках реализации приоритетного проекта в 2013-2017 годах планируемый общий объем ипотечных кредитов, выданных участниками финансового обеспечения приоритетного проекта, составляет 600 млрд. рублей. Планируемый общий лимит кредитования жилищного строительства в рамках приоритетного проекта, в том числе проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, составляет 120 млрд. рублей. Планируемая доля Сбербанка России в общем объеме финансирования составляет 50 процентов, группы ВТБ и Газпромбанка - 25 процентов, ОАО "АИЖК" - 12,5 процентов, Внешэкономбанка и банков, входящих в рейтинг 100 крупнейших банков - 12,5 процентов.
Реализация приоритетного проекта будет иметь ряд долгосрочных положительных внешних эффектов.
Реализация приоритетного проекта позволит внедрить новые технологии массового строительства качественного жилья экономического класса по ценам, не превышающим 30 тысяч рублей за кв. метр общей площади, разрушить локальные монополии на рынках жилищного строительства и сформировать эффективный конкурентный рынок жилищного строительства, стимулировать внедрение современных технологий жилищного строительства, расширение спроса на жилье с высокими характеристиками энергоэффективности и низкими эксплуатационными издержками.
Проект будет способствовать повышению доступности жилья не только за счет строительства жилья экономического класса, реализуемого по фиксированным ценам ниже рыночных, но и за счет увеличения предложения жилья по рыночным ценам, что, в свою очередь, позволит стабилизировать рост цен на рынке жилья.
Рост доходов населения, опережающий рост цен на рынке жилья, сделает доступным приобретение жилья по рыночным ценам для группы населения, первоначально определенной как целевой для реализации приоритетного проекта, что позволит удовлетворять в рамках такого проекта спрос на жилье групп населения с более низкими доходами.
Вторым приоритетом государственной политики является развитие рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.
В рамках данного приоритета будут реализованы меры по развитию двух сегментов рынка арендного жилья:
арендного жилищного фонда коммерческого использования;
арендного жилищного фонда некоммерческого использования.
В рамках развития арендного жилищного фонда коммерческого использования будут созданы условия для развития частного жилищного фонда, жилые помещения которого предоставляются, в первую очередь, внаем на длительный срок (более пяти лет), и интеграция сегментов арендного жилья (индивидуальных наймодателей и бизнес-наймодателей) при обеспечении равных условий для всех участников рынка.
В рамках развития арендного жилищного фонда некоммерческого использования будут созданы условия для строительства жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде, фонде специализированных некоммерческих организаций для предоставления по договору некоммерческого найма гражданам, которым не доступны приобретение жилья в собственность и наем частного жилья, но не имеющим права на наем жилья социального использования. Условия предоставления жилья в некоммерческий наем должны обеспечивать покрытие затрат собственника на строительство и содержание такого жилья без извлечения прибыли из такой деятельности. Предполагается, что на начальной стадии основными учредителями указанных специализированных некоммерческих организаций будут органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако уже на этом этапе они будут привлекать в качестве соучредителей организации, заинтересованные в привлечении работников.
В рамках государственной поддержки развития арендного жилищного фонда, предоставляемого по договорам некоммерческого найма, будет обеспечено бесплатное предоставление указанным специализированным некоммерческим организациям земельных участков для строительства арендных многоквартирных и жилых домов, субсидирование строительства специализированными некоммерческими организациями таких домов, предоставление государственных (муниципальных) гарантий при получении кредита указанными специализированными некоммерческими жилищными организациями в целях строительства арендных многоквартирных домов.
Меры по стимулированию реализации хозяйствующими субъектами инвестиционных проектов в сфере строительства арендного жилья как коммерческого, так и некоммерческого использования предполагают предоставление льготного налогового режима собственникам арендных многоквартирных и жилых домов, в том числе установление возможности такими собственниками упрощенной системы налогообложения на основе патента, создание условий для использования механизма проектного среднесрочного кредитования строительства домов арендного жилищного фонда под залог земельного участка (права аренды на земельный участок) и строящихся жилых объектов, а также бесплатное предоставление земельных участков для строительства домов арендного жилищного фонда лицам, которым в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства такие земельные участки предоставляются по результатам аукционов при условии предоставления жилых помещений в построенных домах по договору некоммерческого найма и по цене, не превышающей цены, определённой по результатам таких аукционов. Также будет проанализирована целесообразность предоставления льгот по налогу на прибыль застройщикам при строительстве домов арендного жилищного фонда и инвесторам при строительстве домов арендного жилищного фонда, в том числе льгот по доходу от паев участникам закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
Будут созданы условия для долгосрочного ипотечного кредитования приобретения домов арендного жилищного фонда или новации строительных кредитов в долгосрочные ипотечные кредиты. В целях повышения доступности арендного жилья юридическим лицам, заинтересованным в создании арендного жилищного фонда, ОАО "АИЖК" будет предложен новый ипотечный продукт "Арендное жилье", включающий требования к ипотечным кредитам, которые могут предоставляться банками юридическим лицам на цели строительства или приобретения многоквартирных домов, предназначенных для сдачи внаем. Возврат такого кредита осуществляется компанией-заемщиком за счет поступающей платы за наем жилого помещения. ОАО "АИЖК" будет выкупать кредиты, соответствующие требованиям продукта, снимая с банков долгосрочные риски, связанные с удержанием таких долгосрочных кредитов, а также возмещая ликвидность.
Для поддержки усилий ОАО "АИЖК" в части формирования рынка арендного жилья необходимы дополнительные механизмы рефинансирования программы создания арендного жилищного фонда, в частности:
предоставление государственных гарантий Российской Федерацией по облигационным займам ОАО "АИЖК", привлекаемых для рефинансирования ипотечных кредитов и займов, предоставляемых юридическим лицам на цели приобретения (строительства) жилья для сдачи внаем;
внесение изменений в кредитное соглашение между Внешэкономбанком и ОАО "АИЖК" в части продления срока предоставления кредита, увеличения его размера в целях направления средств кредитной линии Внешэкономбанка на выкуп ОАО "АИЖК" долгосрочных ипотечных кредитов под залог земельных участков и находящихся на них арендных многоквартирных домов;
выкуп Внешэкономбанком корпоративных облигаций ОАО "АИЖК" или выкуп старших траншей ипотечных ценных бумаг, в покрытие которых вошли кредиты юридическим лицам - приобретателям жилья для целей найма.
По оценкам ОАО "АИЖК", рефинансирование указанного продукта будет идти нарастающими темпами и составит 0,15 млрд. рублей в 2013 году, 10 млрд. рублей в 2015 году и 15 млрд. рублей в 2020 году.
Кроме того, предполагается участие Фонда "РЖС" в предоставлении земельных участков для строительства домов арендного жилищного фонда и создании условий подключения построенных объектов к коммунальной инфраструктуре, а также участие Фонда ЖКХ в реализации программ по созданию некоммерческого арендного жилищного фонда в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года, реконструкции ветхих домов.
Стимулирование развития института некоммерческого найма будет также обеспечено за счет финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в целях предоставления жилых помещений по договору некоммерческого найма для переселения граждан из аварийного жилья. В этих целях в законодательство Российской Федерации будут внесены изменения, направленные на уточнения порядка изъятия жилых помещений аварийного жилищного фонда, выкупной цены, а также условий предоставления нового жилого помещения взамен изымаемого.
В 2013 году предполагается осуществить необходимое законодательное регулирование предоставления арендного жилья, в том числе, по договору некоммерческого найма жилого помещения. Также в этот период начнется реализация пилотных проектов по строительству домов некоммерческого арендного жилья государственного и муниципального жилищного фонда в рамках разработанных субъектами Российской Федерации и муниципалитетами совместно с государственными институтами развития программ развития арендного жилищного сектора. Реализация пилотных проектов по строительству арендных многоквартирных и жилых домов должна в первую очередь проводиться в регионах, нуждающихся в притоке квалифицированных трудовых ресурсов.
Кроме того, органам местного самоуправления рекомендуется увеличить объемы строительства жилищного фонда социального использования в целях обеспечения жильем малоимущих граждан, и других лиц, принятых на учет в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Будет также обеспечено развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда, включая маневренный жилищный фонд (в том числе для обеспечения реализации программ по реконструкции жилищного фонда и снижения рисков при ипотечном жилищном кредитовании).
В результате реализации указанных мер доля жилья, строящегося с целью предоставления внаем, должна составить к 2020 году не менее 10 процентов от общего объема строительства многоквартирных домов.