выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;
создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;
повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;
стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением;
обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами.
4. Перечень показателей (индикаторов) Государственной программы
Состав показателей (индикаторов) Государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач Государственной программы.
Достижение целей Государственной программы будет обеспечено путем решения следующих задач и достижения следующих целевых значений показателей (индикаторов).
Задачи Государственной программы | Показатели (индикаторы) Государственной программы |
Вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса | обеспечение объема ввода жилья в 2015 году до 71 млн. кв. метров общей площади жилья в год, в 2017 году - 79 млн. кв. метров общей площади жилья в год, к 2020 году - до 92 млн. кв. метров общей площади жилья в год;достижение доли семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем в 2015 году - 22,5 процентов, в 2017 году - 37 процентов, в 2020 году - 60 процентов;площадь земельных участков, вовлеченных Фондом "РЖС" в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, из находящихся в федеральной собственности земельных участков - не менее 7,5 тыс. га ежегодно в период 2013-2020 годов;общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства - 4 тыс. га в 2013 года, в период 2014-2020 годов - 5 тыс. га ежегодно;объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Фондом РЖС в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", при реализации проектов жилищного строительства (нарастающим итогом) - не менее 5 млн. кв. метров до конца 2015 года, не менее 12 млн. кв. метров до конца 2017 года, не менее 30 млн. кв. метров до конца 2020 года. |
Создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков | |
Содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве | количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов - не менее 60 единиц до конца 2015 года, сохранение значения данного показателя к 2018 и 2020 годам |
Развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры | Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) - в 2015 году - 10,6 процентов, в 2018 году - 20 процентов, в 2020 году - 20 процентов;коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 30 процентов в 2015 году, до 50 процентов к 2018 году,доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 16,5 процентов в 2015 году, 30 процентов к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов |
Повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения; | количество предоставленных в год ипотечных жилищных кредитов - 714 тыс. штук в 2015 году, 815 тыс. штук в 2018 году, 868 тыс. штук в 2020 году;превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов, к 2020 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов;поддержание значения данного показателя на уровне не менее 50 процентов в 2020 году |
Содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода; | доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах - 7,4 процентов до конца 2015 года, 8,8 процентов - до конца 2017 года, 10 процентов к 2020 году |
Переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований | доля семей, обеспеченных жильем, от количества семей в ЗАТО, состоявших на учете по улучшению жилищных условий по состоянию на 2011 год - по 1,23 процента ежегодно |
Расселение аварийного жилищного фонда | переселение семей из аварийного жилищного фонда - 714,0 тыс. человек в период 2013-2015 годов, 301,9 тыс. человек в период 2016-2020 годов. |
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям | количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, из числа отдельных установленных категорий:201,99 тыс. семей в 2013-2015 годов, в том числе 30,0 тыс. семей ветеранов ВОВ, 15,56 тыс. семей инвалидов и ветеранов,105,1 тыс. молодых семей в рамках ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, 51,34 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы;120,94 тыс. семей в 2016-2017 годах, 10,38 тыс. семей инвалидов и ветеранов, 72,20 тыс. молодых семей в рамках ФЦП "Жилище" на 2016-2020 годы, 38,36 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2016-2020 годы;253,6 тыс. семей в 2018-2020 годах, 15,56 тыс. семей инвалидов и ветеранов, 180,5 тыс. молодых семей в рамках ФЦП "Жилище" на 2016-2020 годы, 57,54 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2016-2020 годы |
Создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности | доля капитально отремонтированных многоквартирных домов : 2015 год - 3,6 процента; 2017 год - 6,2 процента; 2020 год -11,6 процентов;улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 2013-2015 годов для 2,94 млн. человек, в период 2016-2020 годов для 13,08 млн. человек |
Повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций | доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод: 2015 год - 16,5 процентов; 2017 год - 30 процентов; 2020 год -30 процентов; |
Стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением | темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом снижение на 10,1 процент в период 2013-2015 годов, снижение на 6,5 процентов в период 2016-2017 годов; снижение на 6,5 процентов в период 2018-2020 годовдоля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - не более 12 процентов в 2015 году; не более 11 процентов в 2020 году |
Обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами | снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, - 15,2 процента в 2015 году, 14,4 процента в 2017 году, 13,6 процента в 2020 году;увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, - 51 процент в 2015 году, 53 процента в 2017 году, 55 процентов в 2020 году;снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной водопроводной сети, - 36 процента в 2015 году, 28 процентов в 2017 году, 25 процентов в 2020 году;снижение доли утечек и неучтенного расхода воды в общем объеме поданной воды - 18 процентов в 2015 году, 16 процентов в 2017 году, 15 процентов в 2020 году;снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, в суммарной протяженности уличной канализационной сети - 31 процент в 2015 году, 27 процентов в 2017 году, 25 процентов в 2020 году |
Перечень целевых индикаторов и показателей Государственной программы, федеральных целевых программ в составе Государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам реализации представлен в Приложении N 1. Учет целевых показателей и индикаторов в федеральном плане статистических работ представлен в Приложении N 8. Предложения по внесению изменений в федеральный план статистических работ в целях полного отражения целевых индикаторов и показателей Государственной программы, а также методики расчета показателей, предлагаемых для включения в федеральный план статистических работ содержатся дополнительных и обосновывающих материалах к Государственной программе.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случае потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики в жилищной сфере.
5. Основные ожидаемые конечные результаты Государственной программы
Реализация Государственной программы должна привести к созданию комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, обеспечению населения доступным и качественным жильем.
В результате реализации Государственной программы к 2020 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами: создание безопасной и комфортной среды проживания и жизнедеятельности человека:
создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе;
увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;
снижение доли домохозяйств, совместно проживающих в одном жилом помещении;
достижение такого уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;
отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;
приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.);
снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского Союза;
повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;
достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 - 27 кв. метров общей площади на человека в 2015 году и 28 - 35 кв. метра - к 2020 году;
достижение уровня обеспеченности жилыми помещениями до 440-470 жилых помещений на 1000 человек;
формирование эффективного рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов к 2018 году путем увеличения ввода в эксплуатацию жилья экономкласса.
создание к 2018 году для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.
Таким образом, в результате реализации мероприятий государственной программы к 2020 году будет сформирован эффективный рынок жилья, который в сочетании с эффективными и адекватными мерами государственной поддержки отдельных категорий граждан обеспечит комфортную среду проживания и жизнедеятельности для всех жителей Российской Федерации.
В городских и сельских поселениях будет сформирована комфортная среда проживания, отвечающая современным требованиям архитектурно-пространственной организации, состояния окружающей среды, экологическим стандартам, в том числе необходимости обеспечения полноценной жизнедеятельности для маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, благоустройства мест пребывания детей с родителями, повышения безопасности граждан и снижения вандализма, формирования условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан.
Планы комплексного освоения территорий и планы реконструкции застроенных территорий для массового строительства жилья экономического класса будут скоординированы с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, предусматривающими согласованное развитие социальной и инженерной (включая дорожную и коммунальную) инфраструктур с учётом прогнозов по размещению новых производств и созданию новых рабочих мест.
Строительство жилья будет проводиться, в основном, частными коммерческими застройщиками, действующими в условиях свободной конкуренции, в том числе с привлечением частных подрядных строительных организаций. Некоммерческие частные застройщики (индивидуальные застройщики, кооперативы, некоммерческие организации, строящие и предоставляющие жилье в некоммерческий наем) будут получать государственную поддержку при условии строительства жилья экономического класса.
В результате роста реальных доходов населения, снижения инфляции, а также реализации мер по развитию ипотечного жилищного кредитования приобретение жилья в собственность или строительство индивидуального жилья с помощью ипотечного кредита к 2015 году станет доступно для 30-35 процентов семей, а к 2020 году - для 50-55 процентов семей.
Развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований будет осуществляться на основе программ модернизации, учитывающих документы территориального планирования, среднесрочные прогнозы жилищного и иного строительства, а также инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Реальными заказчиками жилищно-коммунальных услуг будут собственники помещений в конкретном многоквартирном доме. Будут внедрены эффективные механизмы банковского кредитования товариществ собственников жилья, других объединений граждан в жилищной сфере, управляющих компаний на цели проведения капитального ремонта на условиях государственной поддержки.
Будет сформирована сбалансированная структура жилищного фонда различных видов использования для всех категорий граждан.
При сохранении преобладания частного жилищного фонда, в котором проживают собственники - физические лица, в структуре жилищного фонда по видам использования заметное место займет фонд кооперативов, а также жилищный фонд, предоставляемый по договорам найма, социального найма, а также некоммерческого найма. Предполагается, что к 2020 году доля жилищного фонда кооперативов составит около 3 процентов всего жилищного фонда. Прогнозируется, что к 2020 году доля частного арендного жилищного фонда составит около 15 процентов всего жилищного фонда, в том числе доля жилья, сдаваемого внаем юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими организациями), - 5-7 процентов.
Предполагается, что размер государственного и муниципального жилищного фонда социального использования составит к 2020 году более 500 млн. кв. метров, или около 13 процентов площади жилищного фонда (около 10 млн. жилых единиц, или 16 процентов от общего числа жилых единиц).
Достигнутый к 2020 году объем муниципального жилищного фонда социального использования и меры по ограничению его использования на льготных условиях нанимателями, не являющимися малоимущими, позволят обеспечивать жильем социального использования граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в течение 3-5 лет после постановки на учет.
6. Сроки и этапы реализации Государственной программы
Государственная программа будет реализовываться в период 2013-2020 годы. Значительная часть мероприятий Государственной программы реализуется в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предусмотрены целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты до 2018 года.
В этой связи предусматривается три контрольных этапа реализации Государственной программы:
этап 1: - 2013-2015 годы;
этап 2:- 2016-2017 годы;
этап 3:- 2018-2020 годы.
В рамках первого этапа будут разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность некоммерческих объединений граждан в жилищной сфере, некоммерческих организаций, предоставляющих жилье в наем и другие, том числе основные технические регламенты.
Основные результаты первого этапа:
увеличение объемов ввода жилья до 71 млн. кв. метров в 2015 году;
завершение разработки и принятия документов территориального планирования и градостроительного зонирования;
совершенствование нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;
утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и входящих в их состав схем водоснабжения и водоотведения и теплоснабжения;