Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу (утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 6 сентября 2007 г. N 354) стр. 7

- формирование межотраслевых интегрированных структур, занятых производством унифицированных ВВСТ для нескольких видов Вооруженных сил;
- создание новых производств, участков и т.п. для производства импортозамещающих материалов, основного оборудования и комплектации кораблей и судов;
- создание технической и технологической возможности расширения экспорта судостроительной продукции (создание условий для увеличения производительности труда в 3-5 раз и обеспечения международного уровня качества выпускаемой продукции).
В течение второго периода должны быть завершены все мероприятия по переводу отрасли в состояние активной деятельности. Все основные предприятия и организации по уровню производства должны соответствовать самым современным требованиям и обеспечивать возможность строительства высокотехнологичных и конкурентоспособных изделий. В частности, должна быть завершена первая очередь работ по созданию в России условий для строительства крупнотоннажных судов.
После 2020 года в отрасли должна вестись системная работа по поддержанию научно-технологического и производственного потенциала отрасли на современном уровне.

3. Финансирование стратегии

Ресурсное обеспечение стратегии будет производиться за счет использования средств федерального бюджета и внебюджетных средств (собственных средств предприятий, привлеченных средств инвесторов, инвестиций в рамках партнерских соглашений и средств субъектов Российской Федерации).
Общим принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижение доли государственного участия по мере снижения внешних рисков.
Основные затраты на воплощение на практике всех намеченных мероприятий, которые обеспечивают достижение основных целей стратегии в рамках различных программ, будут направляться:
- на техническое перевооружение и развитие производственных мощностей основных центров судостроения для разработки и производства конкурентоспособной судостроительной продукции, организаций отрасли, а также развитие уникальной научно-экспериментальной базы научных центров судостроения;
- на сохранение и развитие промышленных критических технологий в судостроении;
- на развитие научно-технологического потенциала по направлениям базовых критических технологий/инновационные проекты по созданию научного и проектного задела в обеспечение создания судов и кораблей новых поколений для обновления российского флота, пилотных проектов новых типов судов и специальной морской техники;
- на развитие экспортного потенциала и обеспечение устойчивой кооперации с государствами-участниками СНГ;
- на диверсификацию производства и обеспечение выпуска высокотехнологической продукции двойного и гражданского назначения. На реализацию стратегически значимых бизнес-проектов по созданию высокотехнологичной продукции в интересах развития секторов экономики;
- на организационно-институциональные преобразования в ОПК;
- на повышение качества и конкурентоспособности продукции;
- на сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли.

4. Бюджетная эффективность стратегии

Расчеты бюджетной эффективности от реализации Стратегии развития судостроительной промышленности до 2020 года выполнены в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов Минэкономики РФ, Минфина РФ и Госстроя РФ. Вторая редакция, исправленная и дополненная", утвержденными 21 июня 1999 года.
При проведении оценки бюджетной эффективности стратегия рассматривалась как инвестиционный проект с большой долей инвестиций из федерального бюджета.
Совокупность налоговых поступлений в федеральный бюджет определялась как сумма показателей:
- прямой налоговый денежный поток - налоговые поступления и таможенные сборы, связанные с реализацией стратегии, в федеральный бюджет в течение периода реализации программы напрямую от предприятий отрасли;
- косвенный налоговый денежный поток - налоговые поступления и таможенные сборы, связанные с реализацией стратегии, в федеральный бюджет от контрагентов смежных отраслей, а также от поставщиков и подрядчиков, участвующих в техническом перевооружении предприятий отрасли, в течение периода реализации программы.
Оценка вышеперечисленных показателей производится на основе данных прогнозируемых объемов производства и НИОКР, принятых в стратегии, и действующего налогового законодательства.
Для трех программных периодов стратегии ниже приведены данные прогноза финансовых результатов деятельности отрасли в виде налоговых поступлений в бюджет. В качестве нормативов для прогноза исходных данных использовались фактически сложившиеся в 2001-2005 гг. (годы устойчивого роста объемов производства) соотношения между объемами производства в промышленности и научной сфере отрасли (с разбивкой на оборонную и гражданскую продукцию, экспорт и товары для внутреннего рынка) и соответствующими финансово-экономическими и иными показателями.
При прогнозе показателей налогооблагаемой (балансовой) прибыли, фонда оплаты труда (ФОТ), НДС и некоторых налогов и сборов предусмотрено изменение пропорций 2001-2005 гг. (с использованием трендовых и иных моделей) в соответствии с ожидаемыми в перспективе объемными показателями отрасли.
Налог на доходы физических лиц и ЕСН исчисляются по ставкам от прогнозируемого размера ФОТ, а налог на прибыль - от налогооблагаемой прибыли.
Таможенные сборы брались по средней ставке от прогнозируемой стоимости импортного комплектующего оборудования.
Расчет выполнен для различных вариантов изменения ставки НДС в течение периода 2007-2020 гг.
В силу высокой степени неопределенности изменения законодательства за базовый принят вариант НДС по существующим ставкам без изменений до 2015 года, в котором прогнозируется, исходя из общей тенденции, снижение ставки до 15%.
Предусмотрены в перспективе некоторые изменения в пропорциях между федеральной и региональной (местной) составляющими ряда налогов.
Ожидаемый чистый дисконтированный доход бюджета от реализации стратегии, рассчитанный в соответствии с методическими рекомендациями на базе прогнозов объемов финансовой поддержки и налоговых поступлений в федеральный бюджет, составляет нарастающим итогом соответственно для периода 2007-2010 гг. - 75 млрд руб., для периода 2011-2015 гг. - около 70 млрд руб., для периода 2016-2020 гг. и в последующие годы - более 230 млрд руб.

5. Мониторинг и контроль

Контроль реализации стратегии осуществляется на основании плана-графика реализации основных мероприятий и соответствующих планов выполнения федеральных целевых программ, планов, отдельных проектов и комплексов мероприятий, в рамках которых реализуется стратегия.
Контроль осуществляется правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством промышленности и энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Федеральная служба государственной статистики совместно с разработчиком стратегии организует ведение ежегодной статистической отчетности по ее реализации. Перечень показателей и порядок представления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ, а также Министерством промышленности и энергетики РФ.
Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств.

Заключение

Комплекс мер, предусмотренных в рамках настоящей стратегии, позволит обеспечить динамичное развитие судостроительной промышленности России за счет совершенствования законодательного и нормативно-правового обеспечения развития судостроения, а также развития научного потенциала, комплексной модернизации, технического перевооружения и оптимизации структуры отрасли.
Это позволит создать на базе государственно-частного партнерства новый конкурентоспособный облик судостроительной промышленности в составе крупных научных и производственных интегрированных структур и принципиально улучшить ее положение на внутреннем и мировом рынке, обеспечивая рост объема поставок продукции отечественной судостроительной промышленности к 2010 году более чем в 1,5 раза, к 2015 году - в 2,2 раза, к 2020 году - в 3,1 раза и к 2030 году - в 4,3 раза.

Ключевые ожидаемые результаты реализации стратегии

- По государственной программе вооружения - 100% обеспечение потребности российских Вооруженных Сил в кораблях, судах, плавсредствах, морском оружии и других видах морской техники как в количественном, так и в качественном отношении.
- По экспорту вооружения и военной техники - около 20% мирового экспорта.
- По уровню развития отрасли - создание условий, привлекающих отечественных заказчиков на отечественные предприятия для обеспечения своих потребностей, и возврат в первую десятку стран - производителей судостроительной продукции.
- По гражданской продукции - обеспечение потребностей РФ в морских и речных судах, а также экспорта гражданской продукции в объеме около 2% от мирового уровня.
- Ожидаемый чистый дисконтированный доход бюджета от реализации стратегии составляет нарастающим итогом соответственно для периода 2007-2010 гг. 75 млрд руб., для периода 2011-2015 гг. - около 70 млрд руб., для периода 2016-2020 гг. и в последующие годы - более 230 млрд руб.