ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст)
Geometric elements of automobile roads
Дата введения 1 мая 2006 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее - автомобильные дороги).
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.
3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.
3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.
3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.
3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Таблица 1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости
Расчетная скорость, км/чНаибольший продольный уклон, %оНаименьшее расстояние видимости, м
для остановкивстречного автомобиля
14030275-
12040250450
10050200350
8060150250
607085170
508075130
409055110
301004590
Примечания 1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20%о.3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45 %о на протяжении 250 м от портала тоннеля.
4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог - 15 м.
4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20%о), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.
Таблица 2. Длина участков с уменьшенными продольными уклонами
Рельеф местностиПродольный уклон, %о
405060708090
Предельная длина участка с затяжным уклоном, м
Равнинный и слабохолмистый600400300250200150
Сильно пересеченный15001200700500400350
4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.
4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50%о предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.
Таблица 3. Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог
Параметры элементов дорогАвто-магистральСкоростная дорогаАвтомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории
IAIBIIIIIIVV
Общее число полос движения, шт.4 и более4 и более4 и более42221
Ширина полосы движения, м3,753,753,753,53,753,53,04,5
Ширина обочины , м3,753,753,753,03,02,52,01,75
Ширина краевой полосы у обочины, м0,750,750,750,50,50,50,5-
Ширина укрепленной части обочины, м2,52,52,52,02,01,51,0-
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м6,06,05,05,0-
Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м2 м + ширина ограждения
Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м1,0
Примечания 1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы - в обочину.2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м - для дорог остальных категорий.3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.
5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.
1854 × 667 пикс.     Открыть в новом окне
1836 × 691 пикс.     Открыть в новом окне
1830 × 673 пикс.     Открыть в новом окне
1830 × 739 пикс.     Открыть в новом окне
1836 × 745 пикс.     Открыть в новом окне
2004 × 703 пикс.     Открыть в новом окне
1680 × 721 пикс.     Открыть в новом окне
1998 × 655 пикс.     Открыть в новом окне
1714 × 654 пикс.     Открыть в новом окне
1990 × 667 пикс.     Открыть в новом окне
1732 × 649 пикс.     Открыть в новом окне
1750 × 582 пикс.     Открыть в новом окне