в залах для музыкальных и физкультурных занятий и в комнате для коррегирующей гимнастики покрытия полов следует предусматривать дощатыми или из линолеума двух или трех цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат - в зависимости от конфигурации помещения) для облегчения построения детей;
высоту ограждения лестниц следует предусматривать не менее 1,8 м или устанавливать сплошное ограждение сеткой;
при ванной комнате следует предусматривать помещение площадью не менее 6 м2 для отдыха детей после мытья и водных процедур.
9.8. В групповых, игральных-столовых и классах подоконники следует предусматривать на высоте 0,6 м от уровня пола. При угловом или двухстороннем расположении окон устройство указанной высоты подоконников допускается только с одной стороны.
9.9. Санитарно-техническое оборудование в групповых ячейках ДОУ компенсирующего вида следует принимать по таблице 2.
Таблица 2
┌──────────────────────┬────────┬──────┬────────┬───────┬───────┬───────┐
│ Помещения │Умываль-│Унитаз│Слив-ви-│Душевой│ Ванна │Полоте-│
│ │ ник │детс- │ дуар с │поддон │ │нцесу- │
│ │детский │ кий │ высоко │ с │ │шитель │
│ │ с │ │располо-│душевой│ │ │
│ │туалет- │ │ женным │сеткой │ │ │
│ │ ным │ │бачком, │ на │ │ │
│ │ краном │ │ со │гибком │ │ │
│ │ │ │смесите-│шланге │ │ │
│ │ │ │лем или │ │ │ │
│ │ │ │водораз-│ │ │ │
│ │ │ │ борным │ │ │ │
│ │ │ │ краном │ │ │ │
├──────────────────────┼────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┤
│1. Туалетная ясельных│ 3 │ 2 │ 1 │ 1 │ - │ 1 │
│групп │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┤
│2. Туалетная│ 3 │ 3 │ - │ 1 │ - │ 1 │
│дошкольных групп │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────┼──────┼────────┼───────┼───────┼───────┤
│3. Ванная комната │ - │ - │ - │ 2 │ 2 │ - │
└──────────────────────┴────────┴──────┴────────┴───────┴───────┴───────┘
┌──────────────────────┬────────┬──────┬────────┬───────┬───────┬───────┐
Примечания.
1. В кабинетах: физиотерапевтическом, окулиста-педиатра, врачей-консультантов, процедурном, логопедическом, старшей медсестры, помещениях для электросветолечения, теплолечения, комнате для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой предусматривается умывальник для взрослых со смесителем.
2. Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, следует определять согласно требованиям проектирования ДОУ общего типа.
9.10 Состав и площади общих специализированных помещений ДОУ компенсирующего вида следует определять по таблице 3.
Таблица 3
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│ Помещения │Площадь, м2 (не менее), для детей с нарушениями │
│ ├────────────┬───────────┬───────────┬───────────┤
│ │ слуха │ зрения │опорно-дви-│Интеллекта │
│ │ (глухих и │(слабо-ви- │гательного │и для детей│
│ │слабослыша- │ дящих, с │ аппарата │со сложными│
│ │ щих), для │косоглазием│ │ дефектами │
│ │ детей с │ и │ │ │
│ │туберкулез- │амблиопией │ │ │
│ │ ной │ │ │ │
│ │интоксикаци-│ │ │ │
│ │ ей │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│1. Зал для музыкальных│ 85 │ 95 │ - │ 80 │
│и физкультурных│ │ │ │ │
│занятий │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│2. Комната для│ 6 │ 6 │ 12 │ 12 │
│хранения │ │ │ │ │
│гимнастического │ │ │ │ │
│оборудования │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│3. Комната для│ - │ 54 │ - │ 54 │
│корригирующей │ │ │ │ │
│гимнастики │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│4. Универсальный зал│ - │ - │ 100 │ - │
│для занятий лечебной│ │ │ │ │
│физкультурой и│ │ │ │ │
│музыкальных занятий │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│5. Комната для массажа│ │ │ 36 │ │
│и индивидуальных│ │ │ │ │
│занятий механотерапией│ │ │ │ │
│и лечебной│ │ │ │ │
│физкультурой │ │ │ │ │
└──────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
Примечания.
1. В ДОУ компенсирующей направленности (кроме ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), при вместимости более 6 групп следует предусматривать второй зал для музыкальных и физкультурных занятий той же площади, что в строке 1 настоящей таблицы.
2. Комната для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой предусматривается одна на каждые 4 группы.
9.11 Состав и площади медицинских помещений ДОУ для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с туберкулезной интоксикацией и со сложными дефектами определяются по таблице 4.
Таблица 4
┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
│ Помещения │ Площадь, м2 (не менее), для детей с нарушениями │
│ ├─────────┬────────────────────┬─────────┬─────────┤
│ │ слуха │ зрения │ опорно- │Интеллек-│
│ │(глухих и├─────────┬──────────┤двигате- │ та, со │
│ │слабослы-│слабови- │ с │ льного │сложными │
│ │шащих), с│ дящих │косоглази-│аппарата │дефектами│
│ │туберку- │ │ ем и │ │ │
│ │ лезной │ │амблиопией│ │ │
│ │интокси- │ │ │ │ │
│ │ кацией │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│1. Медицинская│ 15 │ 12 │ 12 │ 16 │ 15 │
│комната │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│2. Изолятор: │ │ │ │ │ │
│приемная │ 6 │ 6 │ 6 │ 8 │ 8 │
│палата │10 (4+6) │10 (4+6) │ 10 (4+6) │ 18 │12 (6+6) │
│туалетная │ 6 │ 6 │ 6 │ (6+6+6) │ 6 │
│ │ │ │ │ 6 │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│3. │ - │ 30 │ 16 │ - │ 32 │
│Физиотерапевтический│ │ │ │ │ │
│кабинет │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│4. Кабинет│ - │ 21 │ 21 │ - │ 18 │
│врача-окулиста │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│5. Кабинет педиатра │ - │ 12 │ - │ - │ 12 │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│6. Кабинет логопеда │ - │ 12 │ - │ - │ - │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│7. Кабинеты│ - │ - │ - │24 (12x2)│ - │
│врачей-консультантов│ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│8. Кабинет старшей│ - │ - │ - │ 8 │ - │
│медсестры │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│9. Комната│ - │ - │ - │ 54 │ - │
│гидротерапии и│ │ │ │ │ │
│подводного массажа с│ │ │ │ │ │
│техническим │ │ │ │ │ │
│помещением │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│10. Помещение для│ - │ - │ - │ 36 │ - │
│электро- и│ │ │ │ │ │
│светолечения на 6│ │ │ │ │ │
│процедурных мест │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│11. Помещение для│ - │ - │ - │ 18 │ - │
│теплолечения на 3│ │ │ │ │ │
│процедурных места │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│12. Техническое│ - │ - │ - │ 9 │ - │
│помещение для│ │ │ │ │ │
│электро-, свето- и│ │ │ │ │ │
│теплолечения │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│13. Комната│ - │ - │ - │ 20 │ - │
│медицинского │ │ │ │ │ │
│персонала с│ │ │ │ │ │
│гардеробной, душевой│ │ │ │ │ │
│и туалетом │ │ │ │ │ │
├────────────────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│14. Процедурный│ 10 │ 10 │ 10 │ 12 │ 12 │
│кабинет │ │ │ │ │ │
└────────────────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┴─────────┘
┌────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐
9.12 Состав и площади сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДОУ для детей с нарушениями развития определяются по таблице 5.
Таблица 5
┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│ Помещения │ Площадь, м2 (не менее), │
│ │ в ДОУ для детей с нарушениями │
│ ├─────────┬───────────┬─────────┬─────────┤
│ │ слуха │ зрения │ опорно- │Интеллек-│
│ │(глухих и│(слабовидя-│двигате- │ та, со │
│ │слабослы-│ щих, с │ льного │сложными │
│ │шащих), с│косоглазием│аппарата │дефектами│
│ │туберку- │ и │ │ │
│ │ лезной │амблиопией)│ │ │
│ │интокси- │ │ │ │
│ │ кацией │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│1. Кабинет заведующего │ 12 │ 12 │ 12 │ 12 │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│2. Методический кабинет и│ 18 │ 18 │ 18 │ - │
│педагогическая комната │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│3. Методический кабинет и│ - │ - │ - │ 15 │
│логопедическая комната с│ │ │ │ │
│кладовой │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│4. Кабинет радиотехника и│ 14 │ │ │ │
│аудиологический │────── │ │ │ │
│ │ (10+4) │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│5, Комната завхоза │ 8 │ 8 │ 8 │ 7 │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│6. Комната персонала с│ 20 │ 20 │ 20 │ 20 │
│гардеробом, душем и туалетом │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│7. Ванная для детей │ 15 │ 15 │ 15 │ - │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│8. Ванная комната для мытья и│ - │ - │ - │ 20 │
│водных процедур с помещением│ │ │ │ │
│для отдыха детей │ │ │ │ │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│9. Приемная для родителей │ 20 │ 25 │ 25 │ 20 │
├─────────────────────────────┼─────────┼───────────┼─────────┼─────────┤
│10. Хозяйственная кладовая │ 15 │ 18 │ 18 │ 15 │
└─────────────────────────────┴─────────┴───────────┴─────────┴─────────┘
┌─────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
Примечания.
1. Состав помещений и площади пищеблока и постирочной принимаются как для ДОУ общего типа в зависимости от вместимости здания.
2. Во всех типах ДОУ компенсирующей направленности предусматривается комната охраны площадью 8 м2.
10. Условия размещения начальных классов общеобразовательной школы в зданиях детских садов
10.1. При демографических колебаниях, когда доля школьников увеличивается, а число дошкольников временно сокращается, по согласованию с органами Роспотребнадзора, допускается размещать часть начальных ученических классов общеобразовательной школы в зданиях ДОУ, имеющих для этого свободные групповые ячейки.
10.2. В одной групповой ячейке детей дошкольного возраста допускается размещать одно универсальное классное помещение и рекреацию. При этом в классном помещении следует обеспечить размещение грифельной доски и левостороннее естественное освещение.
10.3. В помещениях для использования в качестве классного, площадью 50 м2 допускается размещение не более 20 учащихся. При размещении более 20 учащихся следует исходить из расчета нормы площади на 1 учащегося - 2,5 м2. При размещении 25 учащихся площадь классного помещения должна быть 62,5 м2.
Расстановка двухместных столов (парт) может быть как 2-х, так и 3-х рядная. Первый вариант наиболее приемлем при габаритах помещения 6 х 9 м, второй - 7,2 х 7,2 м.
При расстановке мебели и оборудования следует обеспечить обзор грифельной доски под углом зрения 45° (МГСН 4.06-03).
10.4. Питание школьников допускается решать по аналогии с дошкольными группами, т.е. с доставкой готовой пищи в групповую ячейку. В этом случае мойка и хранение столовой посуды осуществляется в буфетной.
Допускается предусматривать общую столовую для школьников, организуемую на площади одной из групповых ячеек, изолированно от групповых ячеек, занимаемых ученическими классами. Пропускная способность такой столовой в две посадки - 8 ученических классов.
10.5. Раздевальная и туалетная используются по прямому назначению. Туалетная должна быть раздельной: для девочек и для мальчиков, при общей умывальной, как это предусматривается настоящими нормами для групповых ячеек для детей от 4-х лет.
10.6. При размещении в здании ДОУ первого класса (детей 6 - 7 лет), для него в групповой ячейке предусматривается спальня, а после окончания занятий групповая (ученический класс) становится игровой.
Для этого класса на участке следует предусмотреть групповую площадку.
10.7. Занятия физкультурой осуществляются в зале для физкультурных занятий и на общей физкультурной площадке на участке ДОУ.
10.8. В составе служебно-бытовых помещений следует предусматривать учительскую площадью 8 - 12 м2 (при норме 2 - 3 м2 на 1 учителя).
11. Требования к внутренней среде здания
11.1 Параметры предметно-пространственной среды, стационарное оборудование и отделка помещений
11.1.1. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. Остекленные проемы (двери, ширмы-перегородки, остекленные веранды-оранжереи) должны иметь защитные устройства на высоту до 0,9 м от пола и на расстоянии не более 0,15 м от стекла.
11.1.2. Высота ограждений лестниц, балконов, террас, переходов-мостиков, антресольных этажей должна быть не менее 1,1 м.
Решетчатое ограждение должно иметь только вертикальные членения с расстоянием между рейками до 0,1 м. Ограждение не должно завершаться острыми торчащими элементами.
Вдоль всех лестниц в здании ДОУ, кроме технических, необходимо предусматривать поручни для взрослых (на высоте 0,85 м) и для детей (на высоте 0,5 м).
11.1.3. Игровое пространство групповой ячейки, состоящее из двух и более помещений, допускается проектировать с использованием перегородок в виде барьеров, а также с применением небьющихся светопрозрачных, сетчатых или декоративных решетчатых перегородок.
11.1.4. В проектах ДОУ встроенную мебель рекомендуется предусматриваться в следующих помещениях: