1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
план мероприятий по реализации положений Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом, утвержденными настоящим распоряжением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации | Д. Медведев |
Концепция введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1699-р)
I. Введение
В настоящей Концепции, разработанной Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, определяются цели, задачи, основные направления и принципы введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - удостоверение личности).
II. Предпосылки к введению удостоверения личности
В течение последних 10 лет в Российской Федерации идет активное становление и развитие информационного общества. Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212, целью формирования информационного общества является повышение качества жизни граждан, развитие экономики России на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления, улучшение качества и оперативности предоставления государственных, муниципальных и иных услуг.
В настоящее время сформирована организационная и технологическая инфраструктура, обеспечивающая ежегодный выпуск около 14 млн. паспортов граждан Российской Федерации в почти 3000 структурных подразделениях Федеральной миграционной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в качестве базовых направлений определены повышение качества государственных и муниципальных услуг и эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, заданы целевые показатели в области предоставления государственных услуг, в частности, доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70 процентов.
Также проводится работа по организации выпуска в Российской Федерации универсальных электронных карт, внедрению информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, создание базовых информационных ресурсов).
Текущий уровень развития информационных технологий и их применение в органах государственной власти и органах местного самоуправления создает предпосылки для введения более защищенного от подделок удостоверения личности и создания необходимой для этих целей информационно-технологической инфраструктуры, что позволит обеспечить:
гарантированную государством идентификацию личности посредством как физических, так и электронных способов и средств подтверждения личности, в том числе при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг;
создание комплексной системы однозначной идентификации граждан Российской Федерации на основе единого реестра удостоверений личности с использованием сквозного единого идентификатора;
юридическую значимость действий в электронной среде.
III. Цели, задачи и принципы введения удостоверения личности
Основными целями введения удостоверения личности являются:
обеспечение гарантированной идентификации граждан Российской Федерации, в том числе в электронной среде;
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных, муниципальных и иных услуг за счет повышения их доступности и качества их оказания, а также за счет сокращения потерь времени гражданами при их получении;
создание условий для существенного роста доли электронных операций и новых электронных сервисов.
Достижение обозначенных целей будет способствовать социально- экономическому развитию Российской Федерации, повышению эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих задач:
повышение степени защиты основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, от подделки посредством применения современных методов и средств защиты;
реализация мер по предупреждению фальсификации и (или) незаконного использования основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;
обеспечение гарантированной идентификации субъектов взаимодействия и уверенности в их полномочиях как при установлении гражданско-правовых отношений, так и при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг независимо от форм взаимодействия;
создание условий для стимулирования выбора электронных форм взаимодействия с государством, в том числе снижение объемов бумажного документооборота;
повышение полноты и достоверности данных, размещенных в информационных системах, находящихся в сфере ведения органов государственной власти и связанных с учетом сведений о гражданах Российской Федерации;
упрощение процедур регистрационного учета граждан Российской Федерации и формирование комплексной системы учета граждан Российской Федерации.
В основе введения удостоверения личности лежат следующие принципы:
использование удостоверения личности в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обеспечивающего идентификацию гражданина Российской Федерации и являющегося обязательным для предъявления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерацию, в том числе при совершении юридически значимых действий гражданином Российской Федерации в электронном виде с использованием технических средств, информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение комплексной информационной безопасности;
использование высокотехнологичных методов идентификации, авторизации и аутентификации граждан с применением надежных средств защиты удостоверения личности от подделки;
соблюдение религиозных прав и свобод верующих, являющихся гражданами Российской Федерации;
максимальное применение публичных и общеприменимых стандартов и технологий, в том числе использование открытых стандартов информационного обмена и электронного взаимодействия;
популяризация удостоверения личности и связанных с ним технологий и моделей его использования;
возможность гибкого и быстрого масштабирования системы изготовления, выдачи и использования удостоверения личности;
обеспечение многоплатформенности и совместимости элементов информационно-технологической инфраструктуры - разработка, распространение и поддержка технологий, необходимых для использования удостоверения личности на широком спектре устройств и программных платформ;
максимальное использование возможностей существующих систем и инфраструктурных решений, в том числе сформированных в рамках создания электронного правительства и организации предоставления государственных, муниципальных и иных услуг;
обеспечение юридической значимости действий при осуществлении информационного взаимодействия;
применение сертифицированных в соответствии с законодательством Российской Федерации средств криптографической защиты информации и технологических решений;
централизованное управление разработкой, внедрением и сопровождением удостоверения личности на основании единой технологической политики с учетом отраслевых, национальных и адаптированных к отечественным условиям международных стандартов в области идентификации личности;
изготовление удостоверения личности в виде пластиковой карты формата ID-1 с электронным носителем информации в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2002;
изготовление удостоверения личности по единому образцу;
гарантия использования удостоверения личности без его повторного выпуска в течение не менее 10 лет;
обеспечение выдачи удостоверения личности гражданам Российской Федерации со дня рождения;
обеспечение вариативности состава информации, размещаемой визуально и хранимой в электронном виде, срока действия и сферы применения удостоверения личности в зависимости от возрастной категории и (или) решения его владельца;