изменяемые данные.
Правила и механизмы распределения прав доступа к сведениям, размещаемым на электронном носителе удостоверения личности, разрабатываются на стадии комплексного проектирования.
Функции аутентификации и авторизации реализуются в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. На этапе комплексного проектирования следует рассмотреть возможность разработки специальных технических рекомендаций по реализации и оценке соответствия механизмов аутентификации и авторизации непосредственно для удостоверения личности. Данные специальные технические рекомендации подлежат согласованию с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности Российской Федерации в установленном порядке.
При разработке новых и модификации действующих информационных систем в рамках мероприятий, связанных с внедрением удостоверения личности, обеспечивается выполнение требований, направленных на обеспечение безопасности информации. Если информационная система осуществляет обработку информации, нацеленной на обеспечение жизненного цикла удостоверения личности и (или) его использование, то она должна обеспечить конфиденциальность, целостность и доступность обрабатываемой и передаваемой информации и пройти оценку соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для указанных систем, обрабатывающих информацию, не содержащую сведений, составляющих государственную тайну, в контексте мероприятий по внедрению удостоверения личности необходимо осуществить разработку и согласование в установленном порядке базовой модели нарушителя и модели угроз, обязательных к применению в качестве отраслевого стандарта при проектировании системы защиты информации. Классы и уровни защищенности отдельных информационных систем, а также требования к безопасности информации, предъявляемые к ним, определяются на этапе комплексного проектирования.
V. Методология введения в обращение удостоверения личности
Для введения удостоверения личности должна быть подготовлена соответствующая нормативная правовая база.
В целях обеспечения совместимости государственных информационных систем и обеспечения безопасности персональных данных граждан Российской Федерации должна быть организована работа по развитию системы стандартов и регламентов в области идентификации личности, определяющих в том числе требования:
к составу и структуре информации, содержащейся на электронном носителе удостоверения личности, к структуре уникального идентификатора гражданина Российской Федерации;
к организации хранения, обработки и передачи информации, к терминологическим ресурсам, к обеспечению защиты персональных данных, к информационному взаимодействию между участниками использования удостоверения личности, к системам, предполагающим использование удостоверения личности или идентификацию граждан Российской Федерации;
к материально-техническому обеспечению органов государственной власти и органов местного самоуправления, которым при оказании ими услуг требуется обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, в части обеспечения наличия в указанных органах технических средств, обеспечивающих возможность приема и проверки удостоверения личности;
к определению обязательных для органов государственной власти и органов местного самоуправления и рекомендательных для остальных участников подходов и способов по реализации юридической значимости действий при осуществлении электронного документооборота.
Необходимое стимулирование организации и распространения электронных способов взаимодействия предусматривает проведение мероприятий, направленных на популяризацию возможностей применения удостоверения личности, а также электронного взаимодействия при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг, а также при установлении гражданско-правовых отношений.
VI. Основные этапы реализации положений Концепции
Для реализации положений настоящей Концепции необходимо принятие федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе регулирующее отношения в сфере предоставления государственных, муниципальных и иных услуг, а также банковской деятельности.
Введение в Российской Федерации удостоверения личности должно осуществляться в соответствии с планом мероприятий по реализации положений настоящей Концепции, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
План мероприятий по реализации положений настоящей Концепции включает следующие комплексы мероприятий:
организация управления процессом введения удостоверения личности;
подготовка аналитического обоснования необходимости введения удостоверения личности;
выполнение комплексного проектирования, в том числе создание эскизного проекта;
подготовка финансово-экономического обоснования;
выполнение технического проектирования;
организация и создание инфраструктуры;
проведение опытной эксплуатации;
подготовка методологической и нормативной правовой базы, обеспечивающей введение удостоверения личности;
подготовка к началу выдачи и применения удостоверений личности (промышленной эксплуатации);
обобщение опыта внедрения удостоверения личности и его распространение на иные области.
При этом необходимо учитывать, что введение удостоверения личности предполагается обеспечить поэтапно с учетом следующих сроков:
1 января 2016 г. - начало выдачи удостоверения личности (параллельно с выпуском паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации);
1 января 2025 г. - окончание выпуска паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
1 января 2030 г. - прекращение действия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Сроки могут быть пересмотрены по решению Правительства Российской Федерации.
До момента введения удостоверения личности предполагается проведение опытной эксплуатации с целью отработки взаимодействия всех участников на всех фазах жизненного цикла удостоверения личности и сценариях его применения.
VII. Организационная структура управления процессом введения удостоверения личности
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам введения в Российской Федерации удостоверения личности, а также создания организационной системы, обеспечивающей оформление, изготовление, выдачу, замену и контроль применения указанного документа, осуществляется в рамках подкомиссии по использованию информационных технологий при реализации миграционной политики Российской Федерации Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
В целях реализации настоящей Концепции, в том числе в целях создания указанной организационной системы, должно быть гарантировано взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций, обеспечивающих выполнение указанных задач. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти устанавливается решением Правительства Российской Федерации по предложению Федеральной миграционной службы.
VIII. Финансово-экономические основы введения удостоверения личности
Введение в Российской Федерации удостоверения личности носит комплексный межведомственный характер, в связи с чем необходимо в рамках мероприятий по реализации положений настоящей Концепции разработать финансово-экономическое обоснование с детализацией источников и объемов финансирования в соответствии с планом мероприятий по реализации положений Концепции.
Выделение финансирования за счет средств федерального бюджета в целях реализации положений настоящей Концепции и иных задач, связанных с введением удостоверения личности, осуществляется в установленном порядке на основании информации, представленной в финансово-экономическом обосновании.
IX. Ожидаемые результаты и показатели реализации Концепции
Ожидаемый социально-экономический эффект от введения в действие удостоверения личности включает:
создание системы гарантированной идентификации граждан Российской Федерации в разных системах учета;
повышение уровня качества оказания государственных, муниципальных и иных услуг и их доступности, сокращение потерь времени гражданами при получении государственных и муниципальных услуг;
сокращение случаев подделок удостоверений личности, их неправомерного использования, а также фальсификации действий, требующих использования таких удостоверений;
рост доходов бюджета за счет расширения области применения электронных форм взаимодействия между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.
Целевыми показателями введения в Российской Федерации удостоверения личности являются:
повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных, муниципальных и иных услуг;
увеличение доли населения, использующего электронные формы взаимодействия при получении государственных, муниципальных и иных услуг и совершении юридически значимых действий, в общей численности населения.
План мероприятий по реализации положений Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. N 1699-р)
Срок исполнения | Ответственный исполнитель | Результат | ||
I. Организация введения удостоверения личности | ||||
1. | Создание рабочих групп | III квартал 2013 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | акт ФМС России |
2. | Подготовка аналитического обоснования необходимости внедрения удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - удостоверение личности) | III квартал 2013 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | аналитический отчет, представляемый в Правительство Российской Федерации |
3. | Расчет финансовых затрат на введение удостоверения личности | III квартал 2013 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | финансово-экономическое обоснование |
4. | Разработка технического задания на комплексное проектирование государственной системы удостоверения личности | IV квартал 2013 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | техническое задание на комплексное проектирование государственной системы удостоверения личности |
5. | Комплексное проектирование государственной системы удостоверения личности | I квартал 2014 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | эскизный проект государственной системы удостоверения личности |
II. Создание технологических условий для введения удостоверения личности | ||||
6. | Техническое проектирование государственной системы удостоверения личности | III квартал 2014 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | технический проект, проектная документация, программное обеспечение |
7. | Выдача экземпляров удостоверений личности в пилотной зоне и проведение комплексных испытаний | I квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | выданные пилотные экземпляры удостоверений личности, акты испытаний, план опытной эксплуатации |
8. | Опытная эксплуатация удостоверения личности в пилотной зоне | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минфин России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | акт проведения опытной эксплуатации |
III. Формирование нормативной правовой базы | ||||
9. | Подготовка проекта федерального закона, предусматривающего введение удостоверения личности | IV квартал 2013 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | проект федерального закона |
10. | Подготовка проекта нормативного правового акта, предусматривающего проведение опытной эксплуатации удостоверения личности в пилотной зоне | IV квартал 2014 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | проект указа Президента Российской Федерации |
11. | Представление плана опытной эксплуатации удостоверения личности на заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности | I квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | план опытной эксплуатации, одобренный Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления |
12. | Подготовка актов Правительства Российской Федерации в рамках реализации федерального закона, предусмотренного пунктом 9 настоящего документа | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | проекты актов Правительства Российской Федерации |
13. | Подготовка ведомственных нормативных правовых актов в рамках реализации федерального закона, предусмотренного пунктом 9 настоящего документа | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации | проекты ведомственных нормативных правовых актов |
IV. Информационное сопровождение | ||||
14. | Разработка концепции и плана мероприятий по информированию населения, направленных на популяризацию применения удостоверения личности | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | проекты актов Правительства Российской Федерации |
15. | Проведение мероприятий по информированию населения о применении удостоверения личности | В соответствии с планом мероприятий, предусмотренным пунктом 14 настоящего документа | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | доклад в Правительство Российской Федерации |
V. Обобщение результатов и распространение результатов введения удостоверения личности | ||||
16. | Представление доклада о выдаче экземпляров удостоверений личности в пилотной зоне и проведении комплексных испытаний процессов поддержки жизненного цикла удостоверения личности | I квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | доклад в Правительство Российской Федерации |
17. | Представление доклада о результатах проведения опытной эксплуатации удостоверения личности в пилотной зоне | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | доклад в Правительство Российской Федерации |
18. | Подготовка и утверждение методических рекомендаций по вопросам применения удостоверения личности | III квартал 2015 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | публикация методических рекомендаций на официальном сайте ФМС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
19. | Представление доклада о результатах введения удостоверения личности | IV квартал 2016 г. | ФМС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | доклад в Правительство Российской Федерации |