Таблица N 5 | Форма N 22-3 (организации) | |
1. Строка 04 графа 1 | >= строка 09 графа 10 | |
2. Строка 17 графа 1 | >= строка 09 графа 8 | |
3. Строка 03 графа 1 | >= строка 09 графа 7 | |
4. Строка 18 графа 1 | >= строка 09 графа 3 |
Методические указания по порядку составления отчета по Форме N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности"
1. Отчет по форме N 22-1 "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности" составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом.
В Управление Росреестра по субъекту Российской Федерации их структурными подразделениями отчет представляется не позднее 1 февраля месяца, следующего за отчетным периодом.
Управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации представляется сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации в Росреестр не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
2. Порядок заполнения формы
В форме отражается распределение земель по категориям (строки) и формам собственности (графы).
Форма заполняется на основании данных учета земель предыдущего года с учетом происшедших изменений в течение года по состоянию на отчетную дату в соответствии с общим порядком и принципами составления годового отчета, освещенными в разделах 1 и 2 методических указаний.
В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским населенным пунктам, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
Землей, находящейся в муниципальной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления. Землями, находящимися в государственной собственности, распоряжаются Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности находятся земельные участки, не предоставленные в частную собственность и которые признаны таковыми федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности или которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Основания внесения сведений о земле в соответствующие строки формы полностью соответствуют основаниям, перечисленным в порядке заполнения формы N 22-2 (см. п. 4 настоящего документа). Поэтому общие площади по соответствующим категориям в форме N 22-1 и в форме N 22-2 равны.
Земли, находящиеся в частной собственности, указываются во второй (собственность граждан) и третьей (собственность юридических лиц) графах.
В четвертой графе показываются площади земель, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Кроме этого, во второй, третьей и четвертой графах обобщаются сведения о землях согласно принадлежности доли в праве на земельный участок общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, а именно: если доля в праве принадлежит гражданину, то показатель площади этих земель отражается по графе 2; площадь долей, принадлежащих юридическому лицу - по графе 3, государству (муниципальному образованию) - по графе 4. Данное условие касается сведений, учтенных в форме 22-3 (организации) в качестве общей собственности на землю.
Сумма значений в графах 2, 3, 4 должна быть равна общей площади (графа 1).
В последующие графы (с 5 по 19), относящиеся к землям, находящимся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, записываются соответствующие площади земель, на которые права возникли в результате государственной регистрации права собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством (путем внесения сведений о правах на земельный участок в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)).
Информация о том, что объектом, в отношении которого состоялась регистрация права собственности, является сформированный земельный участок, подтверждается соответствующей выпиской из государственного кадастра недвижимости, выданной в установленном порядке органом, осуществляющим государственный кадастровый учет земельных участков. В случае если в ГКН по результатам межевания в рамках соответствующего мероприятия внесены сведения о сформированном земельном участке и при этом отсутствуют сведения о зарегистрированных правах (не поступили в рамках регламентированного информационного обмена сведениями), рекомендуется по данным участкам организовать единовременный запрос в соответствующие структурные подразделения регистрационных палат.
Основанием для возникновения права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются действующие федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации, прямо указывающие на принадлежность земель, а также акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, изданные до 1 июля 2006 года, и вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю (Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
В графы, отражающие сведения о принадлежности земель, общая площадь участков лесного фонда (лесов), зарегистрированных ранее в собственности Российской Федерацией, не включается. Так как в этом случае земельный участок не был сформирован, а объектом права являлись леса, которые до внесения изменений в ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации представляли собой самостоятельный объект недвижимости.
Согласно п. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участок лесного фонда соответствует лесному участку. Вступивший в силу с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 7, установил, что лесной участок является земельным участком. Сведения о лесных участках в формах отчетности необходимо отражать только после документирования соответствующей информации о лесных участках - внесения изменений в сведения о них в ЕГРП, а также в государственный кадастр недвижимости. Необходимым условием обобщения данных о принадлежности лесных участков Российской Федерации является осуществление органом кадастрового учета в установленном порядке учетных действий в отношении таких участков, в том числе по описанию границ земельных участков и внесению соответствующих изменений в ранее учтенные сведения.
В качестве примера обобщения в форму отчетности данных о лесных участках, находящихся в федеральной собственности, можно рассмотреть две ситуации, связанные, во-первых, с кадастровым учетом и государственной регистрацией прав Российской Федерацией на земельные участки сельскохозяйственного назначения, занятые сельскими (колхозными) лесами, а во-вторых, с государственной регистрацией прав Российской Федерацией на участки лесного фонда, расположенные в категории земель лесного фонда.
1. В первом случае сведения о федеральной собственности на лесные участки, возникшей в результате внесения соответствующих записей в ЕГРП об участках лесного фонда, расположенных в границах сельскохозяйственных организаций, обобщаются в категории земель лесного фонда в случае, если уже выполнены кадастровые работы по образованию новых земельных участков (лесных участков) путем раздела ранее учтенных (исходных) земельных участков сельскохозяйственного назначения и на основании заявления о государственном кадастровом учете, а также представленных материалов органом кадастрового учета внесены соответствующие сведения об образованном земельном участке категории земель лесного фонда, при этом внесены изменения в сведения о ранее учтенном (исходном) земельном участке сельскохозяйственного назначения.
2. Во втором случае, в виде исключения (и если нет противоречий в кадастровой и лесоустроительной документациях), допускается, в том числе обобщение сведений о федеральной собственности на лесные участки в категории земель лесного фонда без образования и государственного кадастрового учета в установленном порядке земельного участка, а именно, только на основании государственной регистрации прав Российской Федерацией на участки лесного фонда в категории земель лесного фонда и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В графу 2 записываются площади земельных участков, предоставленных в собственность гражданам на землях различных категорий для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства; земельные доли граждан, на которые сохраняется право собственности (переданные в аренду и пользование предприятиям, земли, в отношении которых организации осуществляют представительство, - невостребованные земельные доли и находящиеся в общей совместной собственности), а также земельные участки, выкупленные индивидуальными предпринимателями для коммерческих целей, отдельные земельные участки, полученные в счет земельной доли для ведения сельскохозяйственного производства и оформленные в собственность в установленном порядке.
Распределение перечисленных земельных участков по собственникам и категориям земель отражается в таблице N 5.
В графу 3 записываются: площадь земельных участков, предоставленных в собственность юридическим лицам на землях различных категорий для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (не прошедшие перерегистрацию), земли, являющиеся собственностью сельскохозяйственных коммерческих предприятий (земельные доли, выкупленные организацией, переданные в уставный капитал предприятия; земельный массив, прикупленный организацией дополнительно), земли общего пользования (охранные зоны, дороги, проезды, другие объекты и сооружения) переданные в собственность некоммерческим объединениям граждан и выкупленные объединениями граждан и товариществами собственников жилья, а также земли, выкупленные приватизированными предприятиями.
Распределение указанных земельных участков по собственникам и категориям земель также отражается в таблице N 5.
В графу записываются площади земель, представляющие собой доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащие государству или муниципальным образованиям.
Если в форме заполняются графы 5, 10, 15, то могут быть заполнены графы, следующие за ними.
В графы 6, 11, 16 записывается площадь земельных участков, предоставленных гражданам из государственной и муниципальной собственности на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования.
В графе 10 строки 02 отражаются только те земельные участки фонда перераспределения земель, на которые права зарегистрированы в установленном порядке согласно действующего законодательства (вошли в ЕГРП).
Декларирование принадлежности земель фонда перераспределения в решении (постановлении) органа власти является только основанием для государственной регистрации соответствующего права на землю.
В графы 8, 13, 18 записываются площади земельных участков, предоставленных государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления из государственной и муниципальной собственности на праве постоянного (бессрочного) пользования и праве безвозмездного срочного пользования.
В графах 7, 9, 12, 14, 17, 19 указываются площади земельных участков, предоставленных из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам в аренду.
Сумма значений граф, отражающих предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, относящихся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, может быть не равна общей площади этих земель, указанных в графах 5, 10, 15.
3. Контрольные соотношения
1. Строки (01+03+06+19+24+25+26) = строка 27 по всем графам;
2. Строка 02 <= строка 01 по всем графам;
3. Строка 03 = строкам (04+05);
4. Строка 06 = строкам (07+08+09+15+16+17+18);
5. Строка 09 = строкам (10+11+12+13+14);
6. Строка 19 = строкам (20+22+23);
7. Строка 20 >= строке 21;
8. Строка 27 >= строкам (28+29) по всем графам;
9. Графа 1 = графам (2+3+4);