Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 904 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 240107.06 Отдельщик и резчик стекла" стр. 2

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Отделка горячих и сложных стеклоизделий из стекла и выдувных изделий сортовой посуды.
ПК 1.1. Производить развертку в горячем виде края выдувных стеклоизделий сортовой посуды и вырезку его по форме.
ПК 1.2. Производить оплавку стеклоизделий в печи.
5.2.2. Резка листового стекла на форматы вручную и на станках.
ПК 2.1. Резать вручную техническое, витринное неполированное и полированное стекло.
ПК 2.2. Разрезать тугоплавкое и охлажденное стекло на станках-полуавтоматах.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
864
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
354
236
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:определять свойства и классифицировать материалы, применяемые в производстве, по составу, назначению и способу приготовления;подбирать основные конструкционные материалы со сходными коэффициентами теплового расширения;выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку, правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла, сверление, зенкование и развертывание отверстий, клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;пользоваться инструментами и контрольно-измерительными приборами при выполнении слесарных работ;знать:основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства;основные виды, свойства и области применения конструкционных металлических и неметаллических материалов, используемых в производстве;особенности строения металлов и сплавов; виды прокладочных и уплотнительных материалов;классификацию и свойства металлов и сплавов, основных защитных материалов, композиционных материалов;виды механической, химической и термической обработки металлов и сплавов;методы измерения параметров и определения свойств материалов;основные сведения о кристаллизации и структуре расплавов;основные свойства полимеров и их использование;способы термообработки и защиты металлов от коррозии;виды слесарных работ и технологию их выполнения;устройство, назначение, правила выбора и применения инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при выполнении слесарных работ;требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; свойства смазочных материаловОП.01.Основы материаловедения и технология общеслесарных работОК 2ОК 3ОК 5ОК 6ПК 1.2ПК 2.2
уметь:читать и выполнять эскизы, рабочие и сборочные чертежи несложных деталей, технологических схем и аппаратов;знать:общие сведения о сборочных чертежах, назначение условностей и упрощений, применяемых в чертежах, правила оформления и чтения рабочих чертежей;основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации;геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей, способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем;требования стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем;ОП.02.Техническое черчениеОК 2ОК 3ОК 5ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2
уметь:оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с основными правилами и требованиями нормативных документов системы сертификации и стандартизации к основным видам продукции (услуг) и процессов;обоснованно выбирать и применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;свободно читать и понимать технологическую документацию с обозначением точности изготовления (квалитеты), характера соединений (посадки), указания о предельных отклонениях формы и расположения поверхностей, шероховатости;определять предельные отклонения размеров по технологической документации;определять допуск размера, годность детали по результатам измерения;знать:основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;основы государственного метрологического контроля и надзора;основы метрологии и принципы технических измерений;обозначение посадок в Единой системе допусков и посадок (ЕСДП); виды измерительных средств; методы определения погрешностей измерений;систему допусков и посадок; параметры шероховатости; устройство, условия и правила применения контрольно-измерительных приборов, инструментов и испытательной аппаратурыОП.03.Основы стандартизации и технические измеренияОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2
уметь:собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы; определять напряжения в конструкционных элементах;знать:виды износа и деформации деталей и узлов; виды смазочных материалов, требования к свойствам масел, применяемых для смазки узлов и деталей, правила хранения смазочных материалов;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;назначение и классификацию подшипников; основные типы смазочных устройств; типы, назначение, устройство редукторов; трение, его виды, роль трения в технике; устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования;методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформацииОП.04.Основы технической механикиОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2
уметь:оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;использовать экобиозащитную и противопожарную технику; определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:виды и правила проведения инструктажей по охране труда;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;законодательство в области охраны труда; меры предупреждения пожаров и взрывов; нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;права и обязанности работников в области охраны труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессовОП.05.Охрана трудаОК 2ОК 3ОК 4ОК 5ПК 1.2ПК 2.2
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военноучетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
32
ОП.06.Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2
П.00Профессиональный учебный цикл
430
300
ПМ.00Профессиональные модули
430
300
ПМ.01Отделка горячих изделий из стекла и выдувных изделий сортовой посудыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:работы с инструментами и приспособлениями, применяемыми при отделке;работы с контрольно-измерительными инструментами и приборами, применяемыми при отделке выдувных изделий;выполнения работ на пламени газовой горелки и в оттопочных печах;ведения развертки в горячем виде края выдувных стеклоизделий сортовой посуды и вырезку его по форме;оплавки стеклоизделий в печи;уметь:вырезать края выдувных изделий сортовой посуды по форме;производить развертку в горячем виде края стеклоизделий;определять температуру размягчения стекла;знать:способы отделки стеклоизделий средней сложности;основы технологии выработки стекла; способы отделки сортовой посуды; технологию гутного декорирования стеклоизделий;контрольно-измерительные инструменты и приборы, применяемые при отделке выдувных изделий;инструменты и приспособления для выдувных и отделочных работ; требования стандартов на изделия; правила нагревания стеклоизделий в печи; степень размягчения стекла; возможные пороки в процессе отделки и способы их предупреждения и устранения;требования безопасности труда и организации рабочего места;способы отделки выдувных изделий из тарного стекла;способы отделки сортовой посуды из стекла; способы отделки химико-лабораторной посудыМДК.01.01. Технология отделки стеклоизделийОК 1 - 6ПК 1.1ПК 1.2
ПМ.02Резка листового стекла на форматы вручную и на станкахВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:резки вручную технического, витринного неполированного и полированного стекла, толщиной до 8 мм;устранения дефектов резки технического обслуживания и текущего ремонта оборудования для резки стекла;работы на станках-полуавтоматах и конвейере;резки технического, витринного неполированного и полированного стекла вручную;резки тугоплавкого и охлажденного стекла на станках-полуавтоматах;уметь:производить резку стекла на детали круглой и сложной конфигурации;выполнять работы по транспортированию и укладке листов стекла в стопы, стеллажи и пирамиды;устранять неполадки в работе оборудования; производить контроль качества резки;знать:способы рационального раскроя листового стекла на большие размеры;способы раскроя оптического стекла с максимальным выходом годных изделий;основной ассортимент стекла и виды его дефектов;технологию резки утолщенных стекол; технологию резки изделий из кварцевого и оптического стекла;способы механизированной резки тугоплавкого и охлажденного стекла; основное оборудование, инструменты и приспособления для резки стекла;технологию резки стекла на станках-полуавтоматах;способы контроля качества резки стекла на станках-полуавтоматах;способы предупреждения и устранения возможных неполадок в работе станков;приемы резки стекла на станках-полуавтоматах;приемы резки стекла на конвейереМДК.02.01.Технология резки стеклаМДК.02.02.Устройство и эксплуатацияоборудования для резки стеклаОК 1 - 6ПК 2.1ПК 2.2
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
80
40
ОК 2ОК 6ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 7
ПП.00Производственная практикаПК 1.1 - 1.2ПК 2.1 - 2.2
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
20 нед.
Учебная практика
19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.