Noise assessment in design, construction and operation of metro units
Введен впервые
Введение
Шум - один из наиболее распространенных вредных факторов городской среды. Опыт эксплуатации метрополитенов показал, что они являются источником интенсивного шума на поверхности земли в окружающей жилой застройке, на производственной территории и внутри самих сооружений в тех случаях, когда не приняты соответствующие меры по его снижению. Внедрение новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности механического оборудования, механизация привели к тому, что в процессе строительства и эксплуатации объектов метрополитенов население подвергается воздействию шума высоких уровней. Проблема борьбы с шумом является неотъемлемой частью охраны труда и защиты окружающей среды.
Инженерные объекты метрополитенов являются одними из основных источников шума в крупных городах. Много шума создают строительные площадки и электродепо, так как при их эксплуатации работают различные машины, механизмы и установки, которые являются интенсивными источниками как шума, так и вибрации. Высокая степень концентрации этих источников на сравнительно небольшой территории приводит к тому, что в окружающую среду проникает шум высокой интенсивности. Из всего многообразия машин и механизмов, работающих на объектах метрополитенов, в качестве источников шума, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду, следует в первую очередь выделить мощное вентиляционное оборудование, особенно крышные вентиляторы и компрессоры. Связано это с тем, что помимо того, что шум от этих источников, особенно устанавливаемых открыто, является достаточно интенсивным, нормы на его допустимые значения - более жесткие.
Другими источниками неблагоприятного акустического воздействия являются работающий на объектах транспорт (обслуживающие стройплощадки большегрузные автомобили и поезда электродепо) и строительные механизмы (экскаваторы, бульдозеры, подъемные краны и т.п.). Особенностью этих источников является то, что они работают на открытом пространстве, что сильно затрудняет снижение их шума строительно-акустическими методами. К группе механизмов повышенного акустического риска следует отнести также оборудование производственных мастерских, грузовые подъемники и эстакады. Кроме того, что вышеуказанные источники создают в окружающей застройке повышенные уровни шума, часть их (например, поезда метро) работает в круглосуточном режиме, что в большинстве случаев приводит к нарушению шумового комфорта в ночное время. Этот шум вызывает справедливые жалобы населения. Положение усугубляется тем, что в проектах строительства и производства работ не уделяется должное внимание вопросам снижения шума.
В настоящем Своде правил приведены сведения об источниках шума, расположенных преимущественно на селитебной территории, примыкающей к линиям наземного и подземного метрополитена. Здесь изложены также методы расчета и оценки уровней шума и способы разработки шумозащитных мероприятий от объектов метрополитена.
В Своде правил рассмотрены вопросы акустического проектирования станций метрополитенов, в том числе проблемы обеспечения акустического комфорта в подземных вестибюлях и на платформах. В связи с этим он включает общий план и последовательность акустических расчетов, методы оптимизации акустических параметров, методику электроакустических расчетов, а также рекомендации по оптимальным способам применения и типам акустических материалов и конструкций.
В Своде правил рассмотрены также вопросы контроля шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий при движении поездов в метрополитенах, осуществляемого при приемке в эксплуатацию новых линий. В отличие от действующих нормативных документов по измерению и оценке шума (ГОСТ 23337, ГОСТ 20444) в настоящем Своде правил учтена специфика метрополитенов, состоящая в том, что шум, генерируемый при движении поездов, носит непостоянный прерывистый характер и повторяется с периодом, определяемым графиком движения поездов. Методы, установленные Сводом правил, позволяют по измерениям, выполненным в течение одного фиксированного режима движения поездов, определить уровни шума, характеризующие другие режимы. Это дает возможность оценить шумовое воздействие не только за 30 мин реализации режима наиболее интенсивного движения поездов, но также за установленное СН 2.2.4/2.1.8.562 [1] суммарное время оценки шумового воздействия в течение дня (16 ч) и ночи (8 ч).
Свод правил разработан на основе соответствующих руководств, подготовленных Виброакустической лабораторией МОО "Тоннельная ассоциация" и прошедших апробацию на линиях Московского метрополитена.
Он предназначен для архитекторов, инженеров и технических работников, занимающихся проектированием, строительством и приемкой новых и реконструкцией действующих объектов метрополитена, а также их эксплуатацией.
Свод правил входит в комплекс нормативных документов, подготовленных в связи с разработкой СНиП 32-02 "Метрополитены". Он может использоваться также при периодическом контроле действующих линий метрополитенов.
1 Область применения
Настоящий Свод правил распространяется на источники шума, используемые при строительстве и эксплуатации объектов метрополитенов, таких, как строительные площадки, электродепо, вестибюли станций, а также электропоезда.
Свод правил устанавливает требования, которыми следует руководствоваться при выполнении акустических расчетов по оценке степени шумового дискомфорта на селитебной территории, расположенной в окрестности объектов метрополитенов, и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых уровней шума, регламентируемых санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [1].
В нем дана единая методика акустического проектирования и методы архитектурно-акустических, строительно-акустических и электроакустических расчетов основных типов помещений, представляющих подземные вестибюли станций метрополитена. К ним относятся: пропорциональные помещения разного объема без акустического разделения центрального вестибюля и посадочных платформ; пропорциональные помещения с разделением общего объема станции на систему связанных акустических объемов; диспропорциональные помещения с разной формой потолков (плоские или сводчатые), с единым акустическим объемом; диспропорциональные помещения с разной формой потолков и акустическим разделением общего объема станции на центральный и боковые объемы; закрытые и полузакрытые станции в уровне посадочных платформ.
Свод правил устанавливает также методы измерения и оценки шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий от движения поездов в метрополитенах. Измерения выполняют с целью контроля шума, создаваемого в помещениях жилых и общественных зданий при движении поездов в метрополитенах, на соответствие допустимым уровням по [1].
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.036-81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях
ГОСТ 11214-86. Окна и балконные двери деревянные с двойным остеклением для жилых и общественных зданий. Типы, конструкция и размеры
ГОСТ 17187-81. Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики
ГОСТ 23337-78. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 23941-2002. Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 24146-89. Зрительные залы. Метод измерения времени реверберации
ГОСТ 24699-2002. Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия
ГОСТ 25902-83. Зрительные залы. Метод определения разборчивости речи
СНиП 23-03-2003. Защита от шума
СНиП 32-02-2003. Метрополитены
3 Акустические расчеты и выбор мероприятий по снижению шума на селитебной территории от источников, расположенных на наземных объектах метрополитенов
3.1 Общие положения
3.1.1 Источниками шума на наземных объектах метрополитенов являются:
- поезда метрополитенов
- транспорт;
- вентиляционное оборудование и компрессоры;
- технологическое оборудование;
- площадки погрузо-разгрузочных работ;
- строительные машины и механизмы.
По характеру изменения во времени шумы подразделяют на постоянные и непостоянные, в зависимости от того, изменяется ли уровень звука за время наблюдения не более или более чем на 5 дБА при измерениях на временной характеристике "медленно" шумомера [1]. К постоянным шумам могут быть отнесены, например, шумы вентиляционных систем, компрессоров, трансформаторов, к непостоянным шумам - шумы автомобильного и железнодорожного транспорта, землеройных машин, подъемных механизмов и т.п.
3.1.2 Работы по снижению шума осуществляются по следующим основным направлениям:
- в источниках шума конструктивными методами (создание и применение малошумных агрегатов и экипажей);
- административными методами (регламентация времени работы источников шума);
- на пути распространения шума от источника до объектов шумозащиты архитектурно-планировочными и инженерно-строительными методами и средствами.
Настоящий Свод правил рассматривает главным образом средства снижения шума на пути его распространения.
3.1.3 Средства шумозащиты, способствующие обеспечению допустимых уровней шума, следует разрабатывать на основе акустических расчетов.
3.1.4 Нормируемыми параметрами постоянного шума являются уровни звукового давления L, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц [1]. Допускается использовать уровень звука , дБА, в качестве характеристики постоянного широкополосного шума.
3.1.5 Оценка соответствия допустимым уровням для источников, создающих постоянный шум на защищаемых объектах, производится по формуле
, (3.1)