Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584"О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" стр. 4

См. постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 256
Существующие в настоящее время иные формы финансовой поддержки региональных бюджетов и межбюджетных расчетов должны быть реорганизованы следующим образом:
средства на дорожное хозяйство в зависимости от их экономического содержания должны быть разделены на: а) капитальные вложения на развитие и реконструкцию дорожной сети федерального и межрегионального значения; б) средства на развитие и реконструкцию дорожных сетей регионального и местного значения;
должна быть разработана и утверждена трехлетняя программа завершения процесса передачи жилья и объектов социальной сферы предприятиями в муниципальную собственность (после 2004 года расчеты с бюджетами субъектов Российской Федерации по данному основанию производиться не будут);
неотложная финансовая помощь субъектам Российской Федерации (финансирование и возмещение расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций) должна оказываться из резервного фонда Правительства Российской Федерации при предоставлении соответствующей территории особого статуса ("зоны бедствия", "чрезвычайной ситуации" и др.);
необходимо упорядочить перечисление средств бюджетам других уровней в порядке взаимных расчетов;
финансовая помощь закрытым административно-территориальным образованиям должна рассчитываться на основе единой методики и объективных критериев оценки бюджетной обеспеченности;
необходимо ввести формализованную процедуру и критерии предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов;
пролонгация (реструктуризация) просроченной задолженности субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом, иных долговых обязательств может проводиться в исключительных случаях при условии получения субъектом Российской Федерации, в соответствии с законодательно установленными критериями и процедурой, статуса "региона, находящегося в финансовом кризисе" (с временным ограничением налогово-бюджетных полномочий региональных администраций).
Общая схема форм финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации представлена в приложении 3.
Аналогичные формы могут использоваться, на основе общих принципов и методических подходов, для организации финансовой поддержки местных бюджетов из бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом федеральным законодательством могут быть установлены дополнительные механизмы для более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в случае экстремально высокой неравномерности в размещении налогового потенциала.

7. Управление общественными финансами на региональном и местном уровне

В условиях постепенно формирующейся конкурентной среды четкое разграничение расходных полномочий, ликвидация "нефинансируемых мандатов", расширение налоговых полномочий и стабильность в разделении доходных источников, объективная и "жесткая" система бюджетного выравнивания создадут для органов власти субъектов и местного самоуправления мощные стимулы к повышению эффективности управления общественными финансами, обеспечению прозрачности принимаемых решений. В то же время этот процесс должен быть подкреплен и в максимально возможной степени ускорен адекватным новой системе межбюджетных отношений механизмом федерального регулирования управления региональными и местными бюджетами.
Этот механизм будет основан на регуляторах трех уровней:
1) обязательных для исполнения минимальных требований, установленных в федеральном законодательстве;
2) рекомендуемых нормативов и параметров, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий) из федерального бюджета;
3) дополнительных, более высоких стандартах управления общественными финансами, добровольно принимаемыми и выполняемыми органами власти субъектов и местного самоуправления (например, "Кодекс лучшей практики" и др.).
Обязательные федеральные требования следует ограничить стандартами и процедурами, необходимыми и достаточными для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетной процесса на всех ее уровнях (бюджетная классификация, бухгалтерский учет, отчетность, раскрытие информации и т.д.). В то же время должны быть пересмотрены и в необходимых случаях отменены натуральные и финансовые нормы, регламентирующие расходы региональных и местных бюджетов, а также другие формальные требования, не оказывающие существенного влияния на качество управления общественными финансами. Полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления по самостоятельному определению состава и типов бюджетных учреждений, структуры занятости в бюджетной сфере, уровня заработной платы, других бюджетных расходов регионального и местного характера должны быть существенно расширены с одновременным внедрением в бюджетную практику методов оценки результативности бюджетных расходов и качества предоставляемых услуг.
По наиболее важным социальным расходам со значительным "внешним эффектом" будут законодательно установлены государственные минимальные стандарты. Подушевые нормативы финансирования данных стандартов, устанавливаемые Правительством Российской Федерации с учетом возможностей консолидированного бюджета страны, не должны иметь для органов власти субъектов и местного самоуправления обязательного характера, однако на федеральном уровне будет создан механизм (Фонд софинансирования социальных расходов), поддерживающий усилия регионов по приоритетному финансированию соответствующих расходов. Исходя из этого, в бюджетное законодательство будут внесены поправки, корректирующие механизм применения государственных минимальных стандартов в регулировании региональных и местных бюджетов и бюджетном выравнивании. При распределении субсидий (в том числе - инвестиционных) будут также учитываться федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилищно-коммунальные услуг.
Особое внимание в федеральном законодательстве должно быть уделено выполнению обязательств органами власти субъектов и местного самоуправления перед населением, бюджетными организациями, кредиторами. В этих целях следует сохранить законодательное регулирование предельного уровня дефицита и задолженности региональных и местных бюджетов. Одновременно количественные ограничения необходимо дополнять качественными требованиями к политике региональных заимствований и организации инвестиционного процесса.
В целях оздоровления региональных и местных финансов, защиты интересов населения, получателей бюджетных средств и кредиторов, повышения ответственности за управление общественными финансами, поддержания жестких бюджетных ограничений будут законодательно установлены формализованные критерии и процедуры осуществления более жесткого контроля за бюджетным процессом, временного ограничения налогово-бюджетных полномочий региональных и местных администраций, реструктуризации задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализации планов финансовой санации:
а) в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, значительная часть доходов которых формируется за счет финансовой помощи из вышестоящего бюджета (статус высокодотационного региона);
б) в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не обеспечивающих соблюдение требований федерального законодательства и сбалансированность бюджетов (статус региона, находящегося в финансовом кризисе);
в) в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не выполняющих обязательства перед населением, получателями бюджетных средств, кредиторами, включая федеральный бюджет (режим внешнего финансового управления).
К 2005 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов. Кассовое обслуживание бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, не перешедших на казначейское исполнение в соответствии с федеральными стандартами, а также бюджетов высокодотационных регионов, регионов, находящихся в финансовом кризисе или в режиме внешнего финансового управления будет осуществляться территориальными органами Федерального казначейства.
Поэтапное расширение налоговых полномочий органов власти субъектов и местного самоуправления, с одной стороны, и объективное снижение заинтересованности федеральных налоговых органов обеспечивать сбор региональных и местных налогов, с другой стороны, может потребовать разработки и внедрения механизма соглашений между органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти местного самоуправления и налоговыми органами с четким установлением прав и обязанностей каждой из сторон.
Будет разработана и внедрена система мониторинга региональных и местных бюджетов, типовая программа реформирования и руководство по управлению региональными финансами, методика присвоения субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям рейтингов кредитоспособности и качества управления бюджетами, используемым, в частности, при предоставлении средств займов международных финансовых организаций и технической помощи в рамках российских и международных программ при одновременном обеспечении их эффективности.

8. Место Программы в системе социально-экономических реформ

Успешное выполнение Программы, с одной стороны, зависит от других структурных реформ и, с другой стороны, внесет существенный вклад в их реализацию.
Устойчивый экономический рост является наиболее общей предпосылкой для оздоровления всей системы региональных и местных финансов. В настоящее время на региональном и местном уровне нет достаточной заинтересованности в проведении структурных реформ, обеспечении равных условий конкуренции, привлечении экономической активности и инвестиций, сокращении субсидий экономике, санации неэффективных предприятий, дебюрократизации экономики. Одной из основных причин такой ситуации является неопределенность финансово-экономической ответственности органов власти субъектов и местного самоуправления, связанная, в свою очередь, с чрезмерной централизацией официальных налогово-бюджетных полномочий. Таким образом, предусматриваемое Программой четкое разграничение расходных и налоговых полномочий и ответственности, обеспечение прямой взаимосвязи между проводимой на местах экономической политикой и состоянием региональных и местных бюджетов, поддержание жестких бюджетных ограничений в средне- и долгосрочной перспективе будут способствовать формированию стимулов на региональном и местном уровне для создания благоприятных условий экономического развития.
Важнейшей их частью является налоговая система. Без включения в сферу налоговой реформы органов власти субъектов и местного самоуправления, четкого и стабильного разграничения налоговых полномочий между органами власти разных уровней ее цели достигнуты не будут. Для создания на всей территории страны единого и благоприятного для экономической деятельности налогового климата необходимо поэтапное расширение налоговых полномочий органов власти субъектов и местного самоуправления при одновременном пресечении недобросовестной налоговой конкуренции.
Ставшая хронической несбалансированность региональных и местных бюджетов препятствует распространению на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований бюджетной реформы. В настоящее время органы власти субъектов и местного самоуправления не имеют возможности и заинтересованности внедрять современные методы бюджетного планирования, обеспечивать прозрачность бюджетного процесса, разрабатывать и реализовывать средне- и долгосрочные программы модернизации бюджетной сферы. В этих условиях форсированное проведение реформы межбюджетных отношений является основополагающей предпосылкой для общего повышения эффективности бюджетных расходов.
С бюджетной реформой непосредственно связаны реформы социальной сферы. Прежде всего, это относится к системе социальной защиты населения, которая в настоящее время не только не достигает своих целей, но и крайне негативно сказывается на состоянии бюджетов всех уровней. Огромный навес социальных обязательств, не обеспеченный финансовыми ресурсами, фактически препятствует проведению реформы всего общественного сектора. При этом установленные федеральными законами обязательства по социальной защите населения выполняются лишь частично, а фактически предоставляемая помощь не попадает к наиболее нуждающимся слоям населения. Радикальное сокращение "нефинансируемых федеральных мандатов", замена натуральных льгот денежными компенсациями (в том числе - с использованием уже существующих форм адресной социальной поддержки населения, прежде всего, адресных жилищных субсидий) одновременно означает резкий рост эффективности расходов на социальную защиту населения.
Недостатки системы межбюджетных отношений являются одной из причин низких темпов жилищно-коммунальной реформы. Муниципальные образования, от которых в основном зависит ее проведение, не заинтересованы в переходе к новой системе оплаты жилищно-коммунальных услуг, поскольку сокращение бюджетных расходов с высокой вероятностью будет изъято в вышестоящие бюджеты, тогда как возможный на первом этапе рост социальной напряженности в основном ляжет на плечи органов власти местного самоуправления. Крайне негативный фон для проведения реформы ЖКХ создают "нефинансируемые федеральные мандаты", прежде всего, многочисленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, общая несбалансированность местных бюджетов, нестабильность и непрозрачность взаимоотношений с региональными бюджетами. Реорганизация межбюджетных отношений, направленная на обеспечение налогово-бюджетной самостоятельности органов местного самоуправления в рамках четких и прозрачных взаимоотношений с вышестоящими бюджетами, уже сама по себе создаст мощные стимулы для активизации реформы ЖКХ, которые могут быть дополнительно поддержаны целевой финансовой помощью из федерального бюджета на выплату адресных жилищных субсидий населению, обусловленной соблюдением федеральных стандартов перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг.
Аналогичные механизмы могут быть задействованы также в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, культуре. Попытки их реформирования под административным нажимом "сверху" либо за счет централизации бюджетных ресурсов обречены на неудачу из-за пассивности региональных и местных властей, разнообразия региональных и местных условий, отсутствия заинтересованности в оздоровлении региональных финансов и бюджетной сферы. Расширение самостоятельности учреждений, предоставляющих соответствующие бюджетные услуги, внедрение подушевого финансирования, завершение перехода к страховой медицине (с обеспечением бюджетных платежей за неработающее население), использование оценок качества предоставляемых услуг и результативности бюджетных расходов, реструктуризация сложившейся и, как правило, неэффективной бюджетной сети требуют наделения органов власти субъектов и местного самоуправления реальными бюджетными и расходными полномочиями и ответственностью за их использование.
Бюджетная реформа, реформа жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы создают необходимые предпосылки для реформы естественных монополий, более четкой координации между бюджетным процессом и тарифной политикой, что, в свою очередь, является одним из важнейших условий для устойчивого экономического роста и стабилизации бюджетной системы.
Таким образом, реформа межбюджетных отношений может рассматриваться в качестве связующего звена всей системы социально-экономических преобразований, положенных в основу стратегии развития страны на период до 2010 года. В еще более широком аспекте эта реформа, в случае ее успешной реализации, будет способствовать формированию в России эффективного государства и гражданского общества, основанных, в том числе, на четком разграничении полномочий между органами власти разных уровней, их прозрачности и подотчетности населению.

9. Механизм реализации Программы

Реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти, в том числе - в рамках рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации, включающей представителей Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях качественной подготовки нормативных правовых актов и методических материалов, связанных с реализацией Программы, будет создан Экспертный совет (рабочая группа), включающий представителей Минфина России, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, региональных и местных финансовых органов, а также независимых экспертов.
Программа будет реализована в 2 этапа - 2001 - 2003 гг. и 2004 - 2005 гг. в соответствии с утверждаемым на каждый этап Правительством Российской Федерации планом действий по реализации Программы.
См. План действий на 2001 - 2003 годы по реализации настоящей Программы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 1167-р
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51 в настоящее приложение внесены изменения
См. текст приложения в предыдущей редакции
Приложение 1

Общая схема разграничения основных расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации к 2005 году

┌─────┬────────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┐
│ │ │Нормативное│Обеспечение │Организация│
│ │ Функция │ правовое │ финансо- │предостав- │
│ │ │регулирова-│ выми │ ления │
│ │ │ ние │ средства- │ │
│ │ │ │ ми │ │
├─────┴────────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┤
│ 1. Бюджетные услуги общего характера │
├─────┬────────────────────────────┬───────────┬────────────┬───────────┤
│ 1.1 │Функционирование главы │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │государства - Президента │ │ │ │
│ │Российской Федерации │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.2 │Функционирование │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │законодательных │ │ │ │
│ │(представительных) и │ │ │ │
│ │исполнительных органов │ │ │ │
│ │федеральной государственной │ │ │ │
│ │власти │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.3 │Функционирование │ Р │ Р │ Р │
│ │законодательных │ │ │ │
│ │(представительных) и │ │ │ │
│ │исполнительных органов │ │ │ │
│ │субъектов Российской │ │ │ │
│ │Федерации │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.4 │Функционирование │ М │ М │ М │
│ │представительных и │ │ │ │
│ │исполнительных органов │ │ │ │
│ │местного самоуправления │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.5 │Проведение выборов и │ │ │ │
│ │референдумов │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федеральных │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │региональных │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │местных │ Ф+М │ М │ М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.6 │Сбор налогов │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федеральные налоги │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │региональные налоги │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │местные налоги │ Ф+М │ Ф+М │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.7 │Распоряжение бюджетными │ │ │ │
│ │средствами и контроль за │ │ │ │
│ │ними (финансовые органы, │ │ │ │
│ │Счетная палата Российской │ │ │ │
│ │Федерации, КРУ) │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федеральными │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │региональными │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │местными │ Ф+М │ М │ М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.8 │Архивная служба │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федеральная │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │региональная │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │местная │ Ф+М │ М │ М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ 1.9 │Учет земли и недвижимости │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Составление единого │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │земельного кадастра │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Учет недвижимости для целей │ Ф+Р+М │ М │ М │
│ │налогообложения │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.10 │Запись актов гражданского │ Ф │ Ф+Р │ Р+М │
│ │состояния │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.11 │Государственный │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │статистический учет │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.12 │Регистрация патентов и │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │товарных знаков │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.13 │Санитарно-эпидемиологический│ Ф │ Ф │ Ф │
│ │и ветеринарный надзор │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.14 │Стандартизация и метрология │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.15 │Геодезия и картография │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.16 │Гидрометеорология │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.17 │Семеноводство и │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │племеноводство │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.18 │Федеративная и национальная │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
│ │политика │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.19 │Международная деятельность │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.20 │Судебная власть │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федеральная судебная система│ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │мировые судьи │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.21 │Национальная оборона │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │(включая воинский учет, │ │ │ │
│ │мобилизационную подготовку, │ │ │ │
│ │военный космос) │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.22 │Утилизация и ликвидация │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │вооружений │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.23 │Правоохранительная │ │ │ │
│ │деятельность и обеспечение │ │ │ │
│ │общественной безопасности │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Органы внутренних дел: │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │борьба с организованной │ │ │ │
│ │преступностью и особо │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │опасными преступлениями │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │борьба с прочими │ Ф+Р │ Ф+Р │ Р │
│ │преступлениями │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │охрана общественного порядка│ Ф+Р+М │ Р+М │ М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │безопасность движения │ Ф │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Внутренние войска │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Уголовно-исполнительная │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │система │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Органы по контролю за оборо-│ Ф │ Ф │ Ф │
│ │том наркотических средств и │ │ │ │
│ │психотропных веществ │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Органы государственной │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │безопасности │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Органы пограничной службы │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Таможенные органы │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Органы прокуратуры │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Противопожарная служба │ Ф+Р │ Ф+Р │ Р+М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.24 │Фундаментальные исследования│ Ф │ Ф │ Ф │
│ │и содействие │ │ │ │
│ │научно-техническому │ │ │ │
│ │прогрессу │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.25 │Исследование и использование│ Ф │ Ф │ Ф │
│ │космического пространства │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.26 │Средства массовой информации│ │ │ │
│ │СМИ органов власти │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │СМИ федеральных органов │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │власти │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │СМИ региональных органов │ Р │ Р │ Р │
│ │власти │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │СМИ местных органов власти │ М │ М │ М │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.27 │Охрана окружающей среды и │ │ │ │
│ │природные ресурсы │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Объекты и мероприятия │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │федерального значения │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Объекты и мероприятия │ Р │ Р │ Р │
│ │регионального значения │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │Объекты и мероприятия │ М │ М │ М │
│ │местного значения │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.28 │Предупреждение и ликвидация │ │ │ │
│ │последствий чрезвычайных │ │ │ │
│ │ситуаций и стихийных │ │ │ │
│ │бедствий │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │федерального значения │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │регионального значения │ Р │ Ф+Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.29 │Гражданская оборона │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.30 │Связь │ │ │ │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │почта, телеграф │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│ │телефон │ Р │ Р │ Р │
├─────┼────────────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┤
│1.31 │Служба воздушного транспорта│ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┴────────────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┤
│ 2. Бюджетные услуги населению │
├─────┬──────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┤
│ 2.1 │Образование │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Дошкольное образование │ М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Общее (школьное) образование │ Ф+Р+М │ М │ М │
│ │(поддержание системы) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Общее образование (программы │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │
│ │развития) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Школы-интернаты │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Начальное и среднее │ Ф+Р │ Ф+Р │ Р │
│ │профессиональное образование │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Начальное и среднее │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
│ │профессиональное образование │ │ │ │
│ │для инвалидов │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Переподготовка и повышение │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
│ │квалификации │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Высшее образование │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.2 │Культура, искусство, рекреация│ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты (программы) │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │федерального значения │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты (программы) │ Р │ Р │ Р │
│ │регионального значения │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты (программы) местного │ М │ М │ М │
│ │значения │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.3 │Здравоохранение │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Высокоспециализированное │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Среднеспециализированное │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Общее (платежи в систему ОМС) │ Ф │ Р+М │ Р+М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Программы развития │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.4 │Спорт │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │высших достижений и │ Ф │ Ф+Р │ Ф+Р │
│ │национального резерва │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │массово-оздоровительный │ М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.5 │Социальная политика │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Учреждения социального │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р+М │
│ │обеспечения (дома-интернаты, │ │ │ │
│ │детские дома-интернаты, центры│ │ │ │
│ │социального обслуживания и │ │ │ │
│ │реабилитации) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Молодежная политика │ Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Социальные выплаты и льготы в │ Ф │ Ф │ Р+М │
│ │соответствии с федеральным │ │ │ │
│ │законодательством │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.6 │Пенсионное обеспечение │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.7 │Политика занятости │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │государственная служба │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │занятости │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │пособия по безработице │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │активные программы │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.8 │Миграционная политика │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 2.9 │Жилищное хозяйство (ремонт и │ М │ М │ М │
│ │обслуживание жилых домов) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│2.10 │Коммунальное хозяйство │ М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│2.11 │Благоустройство территории │ М │ М │ М │
├─────┴──────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┤
│ 3. Экономическая политика │
├─────┬──────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┤
│ 3.1 │Регулирование национальной │ │ │ │
│ │экономики │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Атомная промышленность │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Рыбное хозяйство │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Антимонопольная политика │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Мероприятия по развитию │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │
│ │рыночной инфраструктуры │ │ │ │
│ │(включая поддержку малого │ │ │ │
│ │бизнеса) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Лицензирование деятельности: │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │федерального значения │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │регионального значения │ Ф+Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │местного значения │ Ф+М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 3.2 │Функционирование и развитие │ │ │ │
│ │производственной │ │ │ │
│ │инфраструктуры │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Дорожное хозяйство: │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │федеральное дорожное хозяйство│ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │региональное дорожное │ Ф+Р │ Ф+Р │ Ф+Р │
│ │хозяйство │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │местное дорожное хозяйство │ Ф+Р+М │ Р+М │ Р+М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Транспорт: │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │воздушный, морской │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │автомобильный, речной, │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │ Ф+Р+М │
│ │метрополитен │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │междугородний автомобильный │ Ф+Р │ Р │ Р │
│ │пассажирский транспорт │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │местный (внутригородской) │ Ф+Р+М │ Р+М │ Р+М │
│ │общественный транспорт │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│3.3. │Реструктуризация производства │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Конверсия оборонной │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │промышленности │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Конверсия угольной │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │промышленности │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Поддержка приоритетных │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │отраслей национальной │ │ │ │
│ │экономики │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Поддержка сельского хозяйства │ Ф │ Ф+Р │ Ф+Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│3.4. │Управление государственным и │ │ │ │
│ │муниципальным имуществом │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │федеральное имущество │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │региональное имущество │ Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │муниципальное имущество │ М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ 3.5 │Восстановление │ │ │ │
│ │природоресурсного потенциала │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты и мероприятия │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │федерального значения │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты и мероприятия │ Р │ Р │ Р │
│ │регионального значения │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │объекты и мероприятия местного│ М │ М │ М │
│ │значения │ │ │ │
├─────┴──────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┤
│ 4. Прочие функции │
├─────┬──────────────────────────────┬──────────┬───────────┬───────────┤
│4.1. │Обслуживание государственного │ │ │ │
│ │долга │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Обслуживание государственного │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │долга Российской Федерации │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Обслуживание государственного │ Ф+Р │ Р │ Р │
│ │долга субъектов Российской │ │ │ │
│ │Федерации │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │Обслуживание муниципального │ Ф+М │ М │ М │
│ │долга │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│4.2. │Пополнение государственных │ Ф │ Ф │ Ф │
│ │запасов и резервов │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│4.3. │Резервные фонды │ │ │ │
│ │(непредвиденные расходы) │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │федеральный │ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │региональный │ Р │ Р │ Р │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │муниципальный │ М │ М │ М │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│4.4. │Выравнивание бюджетной │ │ │ │
│ │обеспеченности │ │ │ │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │субъектов Российской Федерации│ Ф │ Ф │ Ф │
├─────┼──────────────────────────────┼──────────┼───────────┼───────────┤
│ │муниципальных образований │ Ф+Р │ Р │ Р │
└─────┴──────────────────────────────┴──────────┴───────────┴───────────┘