Постановление от 17 декабря 2013 г. № 1164 «Об утверждении правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике» стр. 2

По результатам указанного анализа федеральным антимонопольным органом в целях защиты конкуренции к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности поставщиками мощности (группой лиц), занимающими доминирующее положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока, могут быть введены дополнительные требования, предусматривающие в том числе:
указание одинаковых цен в ценовых заявках, подаваемых группой лиц в границах зоны свободного перетока на конкурентный отбор мощности и рассчитываемых хозяйствующим субъектом (группой лиц) на основании методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом;
указание цен в ценовой заявке на продажу мощности поставщика не выше цены, рассчитанной в соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом;
установление объемов электрической энергии (мощности), в отношении которых подаются ценопринимающие заявки.
9. Хозяйствующий субъект, имеющий намерение участвовать в конкурентном отборе мощности и занимающий доминирующее положение на оптовом рынке, не позднее 15 календарных дней после опубликования федеральным антимонопольным органом перечня субъектов оптового рынка (поставщиков мощности), занимающих доминирующее положение на оптовом рынке, направляет в федеральный антимонопольный орган в письменном виде ходатайство об определении федеральным антимонопольным органом условий участия указанного субъекта в конкурентном отборе мощности (далее - ходатайство) с приложением на бумажном носителе следующих документов и сведений:
а) заверенные субъектом оптового рынка копии его учредительных документов;
б) сведения о технических параметрах генерирующего оборудования, заявленного для участия в конкурентном отборе мощности;
в) перечень коммерческих организаций, более чем 5 процентами акций (долей) которых хозяйствующий субъект распоряжается на любом основании, или заявление в письменной форме о том, что хозяйствующий субъект акциями (долями) коммерческих организаций не распоряжается;
г) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом в соответствии с антимонопольным законодательством, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу;
д) объем и цена поставки мощности, планируемые к заявлению в целях участия в конкурентном отборе мощности в отношении каждого генерирующего оборудования;
е) вид используемого основного топлива или энергоносителя, а также вид резервного топлива (при его наличии);
ж) удельные расходы топлива, утвержденные для использования в конденсационном и теплофикационном режимах;
з) местонахождение генерирующего объекта (или планируемое местонахождение генерирующего объекта) с указанием зоны свободного перетока и точки присоединения (предполагаемого присоединения) к электрическим сетям;
и) планируемые даты ввода генерирующего объекта в эксплуатацию или вывода из эксплуатации, если эти даты приходятся на период поставки мощности для указанного конкурентного отбора мощности.
10. В случае представления документов и сведений, указанных в пункте 9 настоящих Правил, не в полном объеме ходатайство считается непредставленным, о чем федеральный антимонопольный орган не позднее 10 календарных дней со дня его получения уведомляет хозяйствующий субъект.
В ходатайстве указываются наименование хозяйствующего субъекта, его реквизиты, виды деятельности, осуществляемые хозяйствующим субъектом с использованием принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании генерирующих объектов.
Ходатайство и документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, подписываются лицом, имеющим право на осуществление деятельности от имени хозяйствующего субъекта без доверенности, либо лицом, специально уполномоченным на подписание ходатайства и указанных документов на основании доверенности.
11. Федеральный антимонопольный орган рассматривает ходатайство в 27-дневный срок со дня его поступления.
При необходимости получения разъяснений по представленным хозяйствующим субъектом документам и сведениям, указанным в пункте 9 настоящих Правил, федеральный антимонопольный орган вправе до истечения установленного для рассмотрения ходатайства срока, но не позднее 10 дней со дня поступления ходатайства, направить хозяйствующему субъекту запрос о необходимости предоставления таких разъяснений.
12. Результатом рассмотрения ходатайства является:
а) удовлетворение ходатайства путем выдачи хозяйствующему субъекту решения о согласовании участия в конкурентном отборе мощности в соответствии с указанными в ходатайстве параметрами объема и цены поставки мощности в целях участия в конкурентном отборе мощности;
б) принятие решения и выдача хозяйствующему субъекту предписания, устанавливающего условия или ограничения его (группы лиц) участия в конкурентном отборе мощности, в случае выявления хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение на оптовом рынке, действия которого могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства:
по указанию одинаковых цен в заявках группы лиц в границах зоны свободного перетока, подаваемых на конкурентный отбор мощности, рассчитываемых хозяйствующим субъектом (группой лиц) на основании методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом;
по указанию в ценовой заявке на продажу мощности поставщика цен не выше цены, рассчитанной федеральным антимонопольным органом в соответствии с методикой проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом.
13. Решения и предписания по ходатайствам направляются федеральным антимонопольным органом хозяйствующим субъектам (группе лиц) не позднее 3 дней до дня окончания срока подачи ценовых заявок на конкурентный отбор мощности. О принятых решениях и выданных хозяйствующему субъекту (группе лиц) предписаниях федеральный антимонопольный орган в указанный срок также уведомляет федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, системного оператора и совет рынка.

V. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на оптовом рынке

14. Доминирующее положение хозяйствующих субъектов (групп лиц), функционирующих на оптовом рынке, определяется в соответствии с антимонопольным законодательством с учетом установленных Федеральным законом "Об электроэнергетике" случаев признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 процентов.
15. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
а) доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов;
б) доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20 процентов.
16. Федеральным антимонопольным органом может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом поставок электрической энергии (мощности) иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями.
17. Факторами, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, являются:
а) доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива;
б) частота возникновения рыночной силы у такого хозяйствующего субъекта (группы лиц);
в) доля выработки (объема предложения) электрической энергии и (или) мощности генерирующим оборудованием хозяйствующего субъекта (группы лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в объеме электрической энергии и (или) мощности, вырабатываемой (предлагаемой) всеми субъектами оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока;
г) доля приобретения или потребления электрической энергии и (или) мощности, потребляемой хозяйствующим субъектом (группой лиц), влияющая на формирование цены на оптовом рынке, в общем объеме потребления (спроса) электрической энергии и (или) мощности всех субъектов оптового рынка в соответствующей зоне свободного перетока.
18. Численные характеристики факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием этого оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 17 настоящих Правил, и порядок их применения определяются федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
19. Хозяйствующий субъект вправе представлять в федеральный антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией может быть установлено, что положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке не является доминирующим, несмотря на превышение доли, указанной в пункте 15 настоящих Правил.
Федеральный антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на оптовом рынке при рассмотрении заявлений, материалов и дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в соответствии с антимонопольным законодательством.

VI. Порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность

20. Критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность определяются отдельно для оптового и розничных рынков и представляют собой условия, при соблюдении которых изменение цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность является существенным.
Проверку выполнения указанных условий осуществляет федеральный антимонопольный орган при выявлении случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом или розничных рынках. При выявлении случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке федеральный антимонопольный орган осуществляет проверку наличия критериев с использованием результатов модельных расчетов цен (цены) и стоимости электрической энергии и мощности (далее - модельные расчеты) в соответствии с антимонопольным законодательством.
21. Модельные расчеты проводятся организациями коммерческой инфраструктуры и (или) системным оператором в пределах компетенции указанных организаций по запросу федерального антимонопольного органа, содержащему:
а) информацию об экономических и технологических параметрах, которые связаны с совершением необоснованных действий;
б) новые значения параметров для проведения модельных расчетов;
в) срок представления информации, который не может превышать 15 рабочих дней со дня получения указанными организациями запроса федерального антимонопольного органа.
22. Модельные расчеты осуществляются организациями коммерческой инфраструктуры и (или) системным оператором в том же порядке, который установлен законодательством об электроэнергетике и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка для расчета финансовых обязательств и требований участников рынка, равновесных цен на электрическую энергию, индикаторов стоимости и цен для балансирования, а также цен на мощность, цен покупки и продажи электрической энергии и мощности. Такие расчеты производятся с использованием новых значений параметров, указанных федеральным антимонопольным органом, при условии неизменности исходных параметров, для анализируемого периода.
23. На оптовом рынке изменение цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность является существенным в случае соблюдения хотя бы одного из следующих критериев:
а) отклонение равновесной цены на электрическую энергию хотя бы в одном узле расчетной модели в соответствующей ценовой зоне оптового рынка в один час относительно равновесной цены на электрическую энергию, полученной по результатам проведения модельных расчетов, в том же узле и в тот же час составляет более 10 процентов;