Постановление от 17 декабря 2013 г. № 1164 «Об утверждении правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике.

ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления антимонопольного регулирования и контроля на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) и розничных рынках электрической энергии и мощности (далее - розничные рынки).
2. В настоящих Правилах используется понятие "рыночная сила", которое обозначает способность хозяйствующего субъекта (группы лиц) оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию и (или) цены на мощность; определенное состояние оптового рынка, характеризующееся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом поставок электрической энергии (мощности) иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии (мощности) объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями.
Иные термины и понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и антимонопольным законодательством.
3. Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются:
а) цены;
б) уровень экономической концентрации на оптовом рынке;
в) перераспределение долей (акций) в уставных капиталах субъектов оптового рынка (в том числе путем создания, реорганизации и ликвидации организаций - субъектов оптового рынка) и имущества субъектов оптового рынка;
г) согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков;
д) действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках;
е) действия совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры.

II. Антимонопольное регулирование на оптовом и розничных рынках

4. Антимонопольное регулирование на оптовом и розничных рынках осуществляет федеральный антимонопольный орган посредством:
а) установления критериев введения по зонам свободного перетока предельного размера цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности;
б) установления перечня зон свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность;
в) установления в целях обеспечения конкуренции дополнительных требований к ценовым заявкам, подаваемым для участия в конкурентном отборе мощности поставщиками мощности, занимающими доминирующее положение на оптовом рынке в пределах одной зоны свободного перетока;
г) утверждения методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
д) утверждения методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
е) утверждения порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
ж) определения требований экономической обоснованности ценовых заявок на продажу электрической энергии, а также ценовых заявок на продажу мощности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
з) утверждения стандартов предоставления субъектами оптового и розничных рынков (за исключением потребителей электрической энергии - физических лиц) информации о своей деятельности в федеральный антимонопольный орган в порядке, установленном этим органом.

III. Антимонопольный контроль за функционированием оптового и розничных рынков

5. Антимонопольный контроль функционирования оптового и розничных рынков осуществляет антимонопольный орган посредством:
а) рассмотрения данных мониторинга цен на электрическую энергию (мощность), проверки экономической и технологической обоснованности действий субъекта электроэнергетики, в том числе путем сравнения цен, указанных субъектами оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час путем сравнения указанных субъектом оптового рынка в ценовой заявке объемов электрической энергии с возможными объемами выработки электрической энергии принадлежащим ему на праве собственности или ином законном основании генерирующим оборудованием исходя из технических характеристик генерирующего оборудования, ограничений по теплофикационной нагрузке, удельного расхода топлива, использованного хозяйствующим субъектом при расчете себестоимости производства, значения удельного расхода топлива в конденсационном и теплофикационном режимах, в порядке установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, утвержденном федеральным антимонопольным органом;
б) проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и мощность, субъектами электроэнергетики на основании полученной в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта информации, а также иных сведений, полученных антимонопольным органом в установленном порядке;
в) рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства субъектами электроэнергетики и иной информации, полученной в установленном порядке;
г) рассмотрения и принятия решений по ходатайствам и уведомлениям о совершении субъектами электроэнергетики сделок и иных действий в соответствии с антимонопольным законодательством в ходе осуществления контроля за экономической концентрацией на оптовом и розничных рынках, в том числе принятия решений (и предписаний) по ходатайствам лиц, имеющих намерение участвовать в конкурентном отборе мощности;
д) установления доминирующего положения на оптовом рынке, доминирующего положения на розничных рынках в соответствии с порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным федеральным антимонопольным органом;
е) установления случаев манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках;
ж) возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства;
з) принятия решений и выдачи обязательных для исполнения предписаний по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном антимонопольным законодательством;
и) определения численных характеристик факторов наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов.
6. Результатами контроля за функционированием оптового и розничных рынков являются:
а) согласование совершения сделок, иных действий по результатам рассмотрения ходатайств хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством, в том числе ходатайств лиц, имеющих намерение участвовать в конкурентном отборе мощности, а также выдача обязательных для исполнения предписаний;
б) отказ в согласовании совершения сделок, иных действий по результатам рассмотрения ходатайств хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством, в том числе ходатайств лиц, имеющих намерение участвовать в конкурентном отборе мощности, в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
в) принятие решения о соответствии действий контролируемых субъектов электроэнергетики антимонопольному законодательству;
г) принятие решения о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний;
д) принятие решения о подаче в суд иска об осуществлении принудительного разделения хозяйствующего субъекта в случае неоднократного злоупотребления доминирующим положением, в том числе в случае осуществления таким субъектом манипулирования ценами на оптовом или розничных рынках либо иной монополистической деятельности;
е) принятие иных решений в соответствии с антимонопольным законодательством.
7. Установление случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.
Установление случаев манипулирования ценами на электрическую энергию и (или) мощность осуществляется в том числе с использованием методики определения соответствия ценовых заявок на продажу электрической энергии требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом.
Установление случаев манипулирования ценами на мощность осуществляется в том числе с использованием методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованиям экономической обоснованности, утверждаемой федеральным антимонопольным органом.

IV. Порядок осуществления антимонопольного контроля при проведении конкурентных отборов мощности

8. Федеральный антимонопольный орган ежегодно, не позднее чем за 45 дней до дня окончания приема заявок при проведении последующих конкурентных отборов мощности, проводит анализ состояния конкуренции на товарном рынке в порядке, утвержденном федеральным антимонопольным органом, в целях определения и признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов на оптовом рынке в границах зон свободного перетока, направляет перечень субъектов оптового рынка (поставщиков мощности), занимающих указанное положение, системному оператору и размещает его на сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Федеральный антимонопольный орган в соответствии с критериями введения по зонам свободного перетока предельного размера цены на мощность для проведения конкурентных отборов мощности на основании ежегодно проводимого анализа экономической концентрации поставщиков в зонах свободного перетока (в том числе с учетом предложений совета рынка или по результатам осуществляемого контроля за состоянием конкуренции на оптовом рынке) не позднее чем за 45 дней до дня окончания приема заявок при проведении последующих конкурентных отборов мощности определяет зоны свободного перетока, в которых конкурентный отбор мощности проводится с использованием предельного размера цены на мощность.