СП 84.13330.2016 Трамвайные пути Актуализированная редакция СНиП III-39-76 (с Изменением N 1) стр. 5

6.30 Нижний слой щебня в выемке следует уплотнять в два этапа: первый этап - до достижения устойчивого положения фракций щебня и второй - до достижения надлежащей жесткости щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня.
Признаками достижения необходимого уплотнения на первом этапе служит прекращение образования волны перед катком и отсутствие заметной на глаз осадки щебня, а на втором этапе - отсутствие подвижности щебня и следа от прохода катка.
6.31 Уплотнение щебеночного балласта катками следует начинать от краев корыта с последующим приближением проходов катков к оси пути, перекрывая предыдущие следы на 1/3 ширины барабана.
6.32 При уплотнении на втором этапе щебень непосредственно перед его укаткой следует поливать водой из расчета 12-15 л/м2 укатываемой поверхности. На первом этапе укатки следует поливать водой лишь щебень осадочных пород из расчета 8-40 л/м2.
6.33 Гравийные смеси, применяемые для балластировки пути, должны быть оптимальными. К гравию, имеющему округлые формы, следует примешивать 15%-20% щебня мелких фракций.
При уплотнении гравийную смесь с недостаточной ее влажностью следует поливать водой из расчета 6-12 л/м2 уплотняемой поверхности. Верхний подбивочный слой должен быть из щебня фракций 10-40 мм.
6.34 При нижнем слое балласта из шлакового щебня верхний слой следует выполнять из каменного щебня фракций 10-40 мм.
Шлаковый щебень перед распределением его по земляному полотну следует поливать водой из расчета 25-35 л/м2 неуплотненного щебня и в процессе уплотнения тяжелыми катками поливать водой малыми дозами из расчета 50-60 л/м2 неуплотненного щебня.
После уплотнения шлакового слоя его необходимо через один-два дня поливать водой в течение 10-12 дней из расчета 2-2,5 л/м2 в день.
6.35 Количество проходов катка по одному месту при уплотнении щебня, гравия и шлака должно определяться опытным уплотнением и быть указано в журнале производства работ.
6.36 Уплотнение щебня, гравия и шлака при переувлажненном земляном полотне не допускается. Работы в этих случаях следует приостановить и возобновить их при достижении оптимальной влажности земляного полотна.
6.37 При производстве балластировочных работ в зимнее время необходимо соблюдать следующие требования:
- земляное полотно должно быть очищено от снега и льда;
- балласт: песчаный, гравелистый и ракушечный должны быть сухими (с влажностью не более 6%);
- величина участка работ должна назначаться так, чтобы в течение рабочей смены на нем полностью заканчивалась балластировка пути;
- балластный слой следует уплотнять без увлажнения и непосредственно после отсыпки слоя.
6.38 Весной, после оттаивания земляного полотна, должны быть произведены послеосадочный подъем пути до проектных отметок и его окончательная отделка.
6.39 Путеукладочные работы при укладке рельсошпальной решетки допускается выполнять как звеньевым способом, предварительно заготавливая на звеносборочных базах (монтажных площадках) звенья из скрепленных между собой рельсов и шпал (рельсошпальных решеток) и блоки специальных частей (стрелок, крестовин, пересечений, компенсаторов), так и собирая решетку на месте производства работ.
Звенья и блоки перед отправкой к месту укладки должны проходить проверку качества их сборки.
6.40 Монтаж прирельсовых вкладышей (приклейка к рельсам) могут осуществляться как на базах, так и перед укладкой рельсов в путь.
6.41 Укладку шпал и рельсов в путь следует проводить непосредственно на нижний балластный слой, очищенный от мусора и грязи, с последующей выверкой шпал по заданным расстоянию между их осями и эпюре.
При разгрузке рельсы следует предохранять от повреждения. Сбрасывание рельсов при разгрузке не допускается.
6.42 Шпалы следует укладывать на прямых участках - по угольнику, в кривых - по направлению радиуса кривой, а в стрелочных переводах - по типовым эпюрам.
Концы шпал следует выравнивать по шнуру на однопутных линиях - справа по ходу пикетажа, а на двухпутных - справа по ходу движения трамвая.
6.43 Переход от участков рельсов, уложенных с подуклонкой, к участкам рельсов и специальных частей, улаженных без подуклонки, следует осуществлять постепенно на протяжении не менее 10 м.
6.44 Крепление рельсов к деревянным шпалам шурупами или костылями следует проводить по предварительно высверленным вертикально по шаблону отверстиям, залитым креозотом или другим антисептиком. Забивка шурупов и подгибание костылей запрещаются.
6.45 При установке рельсовых скреплений подкладки должны опираться на шпалы всей плоскостью. Перекос подкладок и опирание подошвы рельса на реборды подкладок не допускаются.
6.46 Стыки обеих рельсовых нитей следует располагать по угольнику. На прямых участках забег стыка одной нити относительно стыка другой допускается не более 20 мм, на кривых участках - не более 20 мм плюс половина укорочения рельсов.
6.47 Поперечные путевые тяги надлежит устанавливать до прикрепления рельсов к шпалам. Тяги, как правило, следует располагать непосредственно над шпалами: на прямых участках - перпендикулярно к оси пути, а на кривых - радиально. Для пути на монолитном основании, при положении верха плиты выше головки рельса установка тяг необязательна.
6.48 Для дорожных покрытий путей из железобетонных плит или брусчатки следует применять плоские тяги. Для других типов покрытий, а также на кривых радиусом менее 500 м открытых путей, следует применять как правило круглые тяги.
Отверстия для тяг следует сверлить на высоте 60-70 мм от подошвы рельса. Прожигание отверстий в рельсах запрещается.
6.49 Переход от колеи 1524 мм к колее 1521 мм следует проводить, сближая рельсы не более чем на 1 мм на 1 м пути.
Переход на кривых участках пути к уширенной колее следует проводить путем смещения внутреннего рельса на всем протяжении переходной кривой.
6.50 Противоугоны следует устанавливать так, чтобы они прилегали к боковой поверхности шпал, а зуб каждого противоугона (на правой и левой рельсовых нитях) располагался снаружи колеи.
6.51 Рабочий рельс должен крепиться к шпале с обеих сторон.
Крепление контррельсов к рабочему рельсу следует проводить болтами и тягами поочередно. Стыки контррельсов должны быть сборными. Болты в стыках следует устанавливать гайками внутрь колеи.
Контррельсы следует прикреплять к шпалам с внутренней стороны колеи, а рабочие рельсы - с наружной стороны.
6.52 После подъемки пути, подбивки шпал и рихтовки пути следует проводить обкатку трамвайных путей поездной нагрузкой не менее 20 тыс. т.
6.53 Рельсовый путь после обкатки окончательно отрихтовывают, устанавливают на отметки продольного профиля (с превышением до 10 мм на осадку), проводят окончательную подбивку шпал и контролируют правильность установки пути.
6.54 На участках пути с дорожным покрытием, на кривых участках, в специальных частях, в пределах переездов, а также присоединении рельсов разных типов все стыки должны быть сварными. Предусмотренные проектом на открытых участках пути сборные стыки следует располагать между шпалами (на весу). При этом разность уровней головок и смещение рабочих граней рельсов не должны превышать 1 мм.
6.55 Сварку рельсов следует проводить электроконтактным, термитным или алюминотермитным способом.
Допускается сварка дуговым способом рельсов и специальных частей из высокомарганцовистой стали. Допускаются иные способы сварки, обеспечивающие безопасную эксплуатацию травмвайных путей.
При сварке рельсов и специальных частей следует соблюдать требования соответствующих нормативных документов, технических условий и инструкций на сварочные работы, утвержденных в установленном порядке. Все сварные стыки следует проверять дефектоскопом.
6.56 Сварку рельсов между собой следует проводить после выполнения отделочных работ и до пришивки к шпалам рельсов и специальных частей.
При звеньевом способе укладки пути сваривать рельсы следует после укладки звеньев и блоков специальных частей.
В случаях сварки рельсовых плетей вне пути, передвижку их на место следует проводить механизированным способом, обеспечивая сохранность стыков. При этом сварку рельсов отдельных плетей между собой следует проводить после обкатки путей и выполнения послеосадочных работ.
6.57 Величину зазора в компенсаторах в момент их укладки следует принимать по проекту для соответствующей температуры окружающего воздуха.
6.58 Концы рельсов, укладываемых на мостах, должны быть выпущены за пределы пролетного строения не менее чем на 2 м.
6.59 Электропроводимость рельсового пути должна быть обеспечена прочным и надежным закреплением рельсовых стыков, а также электрическими соединениями, соответствующими ГОСТ 9.602.
Обоймы стыковых электрических соединителей надлежит приваривать: