Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации (утв. распоряжением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 декабря 2002 г. N 64)

Общие вопросы

1. Настоящий Порядок определяет правила организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации судебных актов арбитражных судов (далее - заявления (представления) в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
2. По вопросам ведения делопроизводства при работе с заявлениями (представлениями), не урегулированным настоящим Порядком, следует руководствоваться Инструкцией по делопроизводству в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.
3. Помощник судьи, главный консультант, консультант работают под непосредственным руководством судьи и выполняют его поручения, связанные с рассмотрением заявления (представления) в пределах установленных полномочий.

Вопросы организации распределения заявлений (представлений)

4. Заявления (представления) подлежат регистрации канцелярией в день их поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, которая заводит дело (досье) по данному заявлению (представлению), и передает его в тот же день в судебный состав согласно установленной специализации.
5. Председатель судебного состава незамедлительно, как правило, в день поступления из канцелярии, распределяет заявления (представления) для решения вопроса о принятии их к рассмотрению между судьями в порядке очередности и объема работы (загруженности) каждого судьи.

Порядок разрешения вопросов принятия (возвращения) судьей заявления (представления)

6. Судья после поступления к нему заявления (представления) проверяет соответствие его требованиям, указанным в статьях 292 и 294 Кодекса.
Вопрос о принятии заявления (представления) к производству должен быть рассмотрен судьей в пятидневный срок со дня его поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
7. Заявление (представление) подлежит возвращению по основаниям, предусмотренным в статье 296 Кодекса.
8. В случае, когда заявление (представление) подано до истечения двухмесячного срока, предусмотренного на подачу кассационной жалобы, такое заявление (представление) определением судьи возвращается заявителю (лицу, внесшему представление) с разъяснением возможности обращения с соответствующей жалобой в суд кассационной инстанции и при необходимости - с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы.

Организация рассмотрения принятых к производству заявлений (представлений) коллегиальным составом судей

9. При наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 298 Кодекса, вопрос о приостановлении исполнения судебного акта решается в судебном заседании коллегиальным составом судей в течение трех рабочих дней с момента вынесения определения о возбуждении надзорного производства по заявлению (представлению).
10. Для рассмотрения заявлений (представлений), в том числе с истребованием дел, председателем судебного состава формируются коллегиальные составы из трех судей в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 18 Кодекса.
Коллегиальные составы судей формируются, как правило, на постоянной основе, исходя из численности судебного состава.
Изменения в коллегиальном составе судей могут производиться председателем судебного состава или председателем судебной коллегии при наличии оснований, предусмотренных в статье 18 Кодекса.
Председательствующим в судебном заседании, как правило, является председатель соответствующего судебного состава или другой судья по его поручению.
Докладчиком по заявлению (представлению) является судья, который вынес определение о принятии заявления (представления) к производству.
11. Судья-докладчик изучает заявление (представление) и прилагаемые к нему материалы и готовит проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора, а также определяет дату судебного заседания в соответствии с утвержденным графиком, с учетом срока, установленного частью 1 статьи 299 Кодекса.
12. График судебных заседаний утверждается председателем судебного состава.
13. Судья-докладчик в ходе судебного заседания докладывает основные доводы заявления (представления), отвечает на вопросы судей, а также докладывает проект определения по вопросу о наличии (или отсутствии) оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Решение по вопросу о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора принимается большинством голосов.
14. Коллегиальный состав судей по результатам рассмотрения заявления (представления) выносит одно из следующих мотивированных определений:
- о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое по содержанию должно служить основой для проекта постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данному делу;
- об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- о направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции.
15. В соответствии с частью 6 статьи 299 Кодекса коллегиальный состав судей, рассматривающий заявление (представление) о пересмотре судебного акта в порядке надзора, может направить дело в арбитражный суд кассационной инстанции по своей инициативе при наличии одновременно следующих условий:
- данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства;
- отсутствуют основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- имеются основания для проверки правильности применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый акт, норм материального права или норм процессуального права.
16. Копии определений, принятых по результатам рассмотрения заявлений (представлений), в том числе в соответствии с частью 5 статьи 299 Кодекса, направляются лицам, участвующим в деле, специалистами соответствующего судебного состава.
17. Контроль за соблюдением срока рассмотрения в судебных составах заявлений (представлений) осуществляет Организационно-контрольное управление.

Рассмотрение дел Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

18. В компетенцию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входит рассмотрение дел о пересмотре в порядке надзора судебных актов арбитражных судов Российской Федерации.
19. Определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с делом направляется в Секретариат Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Секретариат).
Секретариат регистрирует определения и вносит предложения по формированию повестки заседаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел с учетом требований части 2 статьи 303 Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации утверждает повестку заседания Президиума по пересмотру дел в порядке надзора.
Секретариат в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по пересмотру судебного акта в порядке надзора Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
20. Если по делу, переданному для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступил отзыв, то он незамедлительно, как правило, в тот же день, канцелярией направляется в Секретариат, который незамедлительно передает его судье-докладчику.
21. Секретариат не позднее чем за пять дней до заседания передает членам Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации материалы повестки заседания Президиума по рассмотрению дел (копии определений судебного состава и судебных актов по делу, повестка заседания Президиума).
22. До начала заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Секретариат:
- проверяет наличие большинства членов Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и информирует об этом председательствующего;
- производит регистрацию явившихся лиц и докладывает об этом председательствующему.
22.1. Во время работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью отражения сведений в постановлении Президиума Секретариат фиксирует по каждому конкретному делу: дату проведения заседания; состав Президиума, рассматривающего дело, с указанием фамилий членов Президиума и судей-докладчиков по делу; фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий; результаты рассмотрения заявления или представления.
23. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 11 Кодекса, может принять решение о рассмотрении дела в закрытом заседании.
24. Дело рассматривается Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 303 Кодекса.
Судьей-докладчиком при рассмотрении дела в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является, как правило, судья, который докладывал дело при рассмотрении заявления (представления) коллегиальным составом судей.