Нормы пожарной безопасности НПБ 314-2003 "Автопеноподъемники пожарные. Основные технические требования. Методы испытаний" (утв. приказом ГУГПС МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 62)

Firefoam elevators. General technical requirements. Test methods

Дата введения 1 апреля 2003 г.
Вводятся впервые

1. Область применения

Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - нормы, НПБ) распространяются на вновь разрабатываемые и модернизируемые пожарные автомобили, оборудованные специальными стационарными надстройками в виде поворотных коленчатых, телескопических и коленчато-телескопических стреловых устройств с приспособлениями для подачи огнетушащих веществ (ОВ) (воды, пены и др.) на вершине стрелы, автопеноподъемники, служащие для доставки к месту пожара боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (ПТВ), предназначенные для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, подачи огнетушащих веществ на высоту.
Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к автопеноподъемникам, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам. На основе требований настоящих норм следует разрабатывать технические задания на проектирование этих изделий, а также оценивать выпускаемую продукцию.

2. Термины и определения

2.1. Пожарный автопеноподъемник (ППП) - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, выдвижной, телескопической и коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается устройствами для подачи ОВ.
2.2. Устройство для подачи огнетушащих веществ - устройство, закрепленное на вершине стрелы ППП и служащее для доставки ОВ в очаг пожара.
2.3. Базовое шасси ППП - автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, предназначенное для размещения на нем кабины для личного состава боевого расчета, а также для установки на него комплекта стрел и пожарно-технического оборудования.
2.4. Стрела (комплект колен) ППП - комплект звеньев (колен) пожарного пеноподъемника, телескопически или шарнирно соединенных между собой, обеспечивающий подачу огнетушащих веществ в очаг пожара.
2.5. Подъемно-поворотное основание ППП - устройство, служащее опорным основанием комплекта колен и обеспечивающее их подъем, опускание и поворот вокруг вертикальной оси.
2.6. Выносные опоры ППП - устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость ППП при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
2.7. Система блокировки упругой подвески ППП - устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
2.8. Гидравлическая система ППП - силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов ППП, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах, контроля положения колен и их блокировки.
2.9. Механизм бокового выравнивания ППП - механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение.
2.10. Водопенные коммуникации ППП - система трубопроводов (емкостей для ОВ и насосной установки при наличии), расположенная на платформе и стреле ППП, обеспечивающая доставку ОВ от постороннего источника ОВ или собственного (вывозимого) запаса ОВ к устройствам для подачи огнетушащих веществ.
2.11. Рабочее поле движения стрелы (устройств для подачи ОВ) ППП, м - зона, очерченная вершиной стрелы (устройствами для подачи ОВ) при ее маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты.
2.12. Рабочее состояние ППП - состояние, при котором стрела ППП находится в зоне рабочего поля движения стрелы и на ее вершине закреплены устройства для подачи ОВ.
2.13. Аварийный привод ППП - система механизмов, предназначенная для приведения ППП из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного привода механизмов.
2.14. Пульт управления (ПУ) ППП - устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы, ПТВ и состоянием основных элементов конструкции ППП.
2.15. Стационарный пульт управления ППП - пульт управления, расположенный на платформе.
2.16. Дистанционный пульт управления ППП - пульт управления, обеспечивающий управление ППП на расстоянии.
2.17. Высота подъема ППП Н, м - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до горизонтальной оси устройств для подачи ОВ (приложение 1).
2.18. Вылет ППП В, м - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до наружного края устройств для подачи ОВ (см. приложение 1).
2.19. Угол подъема нижнего колена стрелы ППП, альфа - угол между горизонтальной плоскостью и стрелой ППП (см. приложение 1).
2.20. Ограничитель рабочего поля движения стрелы ППП - устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы ППП за границу ее рабочего поля.
2.21. Счетчик моточасов ППП - устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов ППП.
2.22. Время маневра ППП, с - промежуток времени с момента перемещения исполнительного устройства, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
2.23. Одновременный маневр стрелой ППП - одновременное выполнение стрелой ППП двух и более маневров.
2.24. Снаряженная масса ППП, кг - масса ППП в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
2.25. Полная масса ППП, кг - сумма снаряженной массы ППП и перевозимого им личного состава боевого расчета, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
2.26. Грузоподъемность ППП, кг - максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела ППП для данного вылета.
2.27. Ограничитель грузоподъемности ППП - устройство, автоматически отключающее привод механизмов ППП в случае превышения грузоподъемности стрелы.
2.28. Грузовая статическая устойчивость ППП - способность ППП противодействовать силам, стремящимся его опрокинуть (масса ОВ и ПТВ, силы инерции, ветровая нагрузка и т. д.).
2.29. Динамическая устойчивость ППП - способность ППП сохранять устойчивость при подаче ОВ и при работе в качестве крана.

3. Основные параметры

3.1. Основные параметры ППП указаны в таблице 1.
Таблица 1
N п/п
Параметры
Нормы для типоразмеров ППП
20-35
35-45
1Максимальная высота подъема устройств для подачи ОВ (Н)*, м, не менее
20-35
35-45
2Максимальный вылет (В)*, м, не менее
6
6
3Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град, не менее
(180+-5)
4Время установки на выносные опоры, с, не более
50
55
5Время подъема устройств для подачи ОВ от опорной поверхности до максимальных вылета и высоты без нагрузки, с, не более
170
200
6Время опускания устройств для подачи ОВ с максимальных вылета и высоты на грунт, с, не более
170
200
7Рабочее давление перед устройствами для подачи ОВ, МПа (кгс/см2), не менее
0,8 (8)
0,8 (8)
8Грузоподъемность при работе в качестве крана, кг, не менее
1000
2000
9Минимальный радиус поворота (по наружной точке ППП), м, не болееЗначение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м
10Углы свеса, град, не менее:
переднийЗначение соответствующего показателя базового шасси
задний
15
15
______________________________
* См. приложение 1.

4. Технические требования

4.1. Общие требования

4.1.1. Конструкция ППП должна отвечать требованиям международных и национальных нормативных документов в области обеспечения безопасности конструкций (Правила ЕЭК ООН, ГОСТы). Базовые шасси должны быть сертифицированы в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов.
4.1.2. При движении по дорогам с различными покрытиями ППП должны сохранять:
а) конструкционную прочность, исключающую нарушение ее целостности и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
б) управляемость и устойчивость, обеспечивающие безопасное движение с максимально допустимой скоростью.