Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-461-р)

Дата введения 1 июня 2003 г.
Взамен ВСН 39-79

Введение

ОДН 218.3.039-2003. Укрепление обочин автомобильных дорог разработаны взамен ВСН 39-79 "Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог".
Настоящие нормы предназначены для выбора материалов и конструкций укрепления обочин. Они учитывают положения действующих нормативных документов по проектированию, строительству и ремонту автомобильных дорог, организации и обеспечению на них безопасности движения.
Документ разработан в ГП "Росдорнии" канд. техн. наук Ю.Р. Перковым, инж. А.П. Фоминым.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Нормы развивают положения СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85 и "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".
1.2. Нормы распространяются на автомобильные дороги общего пользования I-V категорий. Они предназначены для выбора конструкций укрепления обочин, материалов и технологии производства работ на строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых автомобильных дорогах.
1.3. Укрепление обочин выполняют для повышения скорости пропускной способности автомобильных дорог, удобства и безопасности движения. В неблагоприятных грунтово-гидрологических условиях укреплением обочин защищают земляное полотно от проникновения поверхностных вод, предохраняют проезжую часть дороги от разрушения и загрязнения.
Укреплением обочин обеспечивают более полный перенос снега в зимний период, облегчают содержание дороги, а также организацию движения при проведении на проезжей части ремонтных работ.
1.4. По своему назначению обочины по ширине разделяются на:
- краевую укрепительную полосу, служащую упором для дорожной одежды проезжей части дороги, устраиваемую, как правило, совместно с проезжей частью при строительстве (реконструкции) дороги или самостоятельно на обочинах и разделительных полосах при ее ремонте;
- остановочную полосу, предназначенную для вынужденной остановки автомобилей. К ней относятся также специально устраиваемые на обочине или выносном участке для этой же цели остановочные площадки;
- прибровочную полосу шириной 0,5 м (0,75 м при наличии оградительных устройств), служащую переходной зоной от обочины к откосу.
1.5. При назначении конструкций укрепления обочин, технологии производства работ, наряду с положениями настоящих ОДН, следует учитывать региональные особенности в части климатических условий и обеспеченности местными материалами.

2. Требования к укреплению обочин

2.1. Конструкция укрепления и используемые материалы должны обеспечивать заезд на обочину транспортных средств с расчетной нагрузкой, скоростью и повторностью наезда без возникновения деформаций, превышающих по величине и характеру допустимые действующими "Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования".
2.2. Параметры, конструкции укрепления обочин назначаются с учетом влияния погодно-климатических факторов на состояние поверхности дороги и безопасность движения.
При этом особое значение имеет продолжительность зимнего и переходных (осеннего и весеннего) периодов, когда укрепленные обочины работают наиболее эффективно. В соответствии с этим территория России разделяется на следующие зоны (рис. 1):
- Зона I с расчетным зимним периодом продолжительностью 125 дней в году и более. Эта зона состоит из двух подзон:
подзона IA - продолжительность зимнего периода составляет 180-260, а переходных периодов 20-60 дней; подзона IБ - продолжительность зимнего периода составляет 140-180, а переходных периодов 60-100 дней.
- Зона II с расчетными переходными периодами продолжительностью от 14 до 110 дней и зимним периодом менее 125 дней в году.
- Зона Г - горные районы.
2.3. В случае значительного влияния на состояние грунтов рабочего слоя земляного полотна поверхностных вод одновременно с укреплением обочин принимают меры по его гидрозащите от поверхностных вод.
2.4. Краевые укрепительные и остановочные полосы не предназначены для систематического движения транспортных средств. Их отделяют от проезжей части дороги сплошной линией разметки за исключением специальных площадок для остановки автомобилей, где устраивается прерывистая разметка.
2.5. Укрепление обочин в первую очередь выполняют на наиболее сложных участках.
К ним относятся:
- участки с интенсивностью движения выше указанной в СНиП 2.05.02-85;
- участки в сложных грунтово-гидрологических условиях;
- населенные пункты;
- подходы к местам пересечений и примыканий дорог в одном уровне;
- участки дорог с необеспеченной видимостью;
- кривые минимального радиуса и меньше минимальных в плане, максимальные продольные уклоны согласно СНиП 2.05.02-85;
- съезды и въезды пересечений и примыканий дорог в разных уровнях и подходы к ним;
- снегозаносимые участки;
- ветроопасные и туманоопасные участки.
2.6. Отметка поверхности укрепленной обочины, не отделенной от проезжей части бордюром (бордюр устраивается, как правило, в пределах населенных пунктов городского типа и участков размещения пунктов сервиса), не должна быть ниже уровня проезжей части более чем на 4 см. Возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
2.7. Покрытие краевой укрепительной полосы должно иметь коэффициент сцепления не менее коэффициента сцепления для проезжей части дороги.
2.8. Ровность покрытия краевой укрепительной полосы должна соответствовать требованиям табл. 2.1.
Предельные размеры отдельных повреждений покрытия краевой укрепительной полосы не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см при их суммарной площади на дорогах с интенсивностью движения по табл. 2.1, соответственно 5 м2, 7 м2 и 10 м2 на площадь 1000 м2.
Таблица 2.1.
┌──────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────┐
│Группа дорог и улиц по│ Состояние покрытия по ровности │ Допустимые │
│ их ├────────────────┬───────────────┤ предельные │
│транспортно-эксплуата-│ Показатель │Число просветов│повреждения на │
│ ционным │ ровности по │под 3-метровой │ 1000 м2 │
│ характеристикам │прибору ПКРС-2, │ рейкой, %, не │ покрытия не │
│ │см/км, не более │ более │ более, м2 │
├──────────────────────┼────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│Автомобильные дороги с│ 660 │ 7 │ 0,3 (1,5) │
│интенсивностью │ │ │ │
│движения более 3000│ │ │ │
│авт./сут │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│То же, 1000-3000│ 860 │ 9 │ 1,5 (3,5) │
│авт./сут │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────────┼───────────────┼───────────────┤
│То же, менее 1000│ 1200 │ 11 │ 2,5 (7) │
│авт./сут │ │ │ │
└──────────────────────┴────────────────┴───────────────┴───────────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────────────┬───────────────┐
Примечания: 1. Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.
2. В скобках даны значения для весеннего периода.
2.9. Ширину краевой укрепительной полосы строящихся, реконструируемых и эксплуатируемых дорог I-II категорий принимают равной, как правило, 0,75 м, III-IV категорий - 0,5 м.
Краевая укрепительная полоса для дорог V категории назначается только в случае соответствующего технико-экономического обоснования с учетом п. 1.5 и шириной не более 0,5 м.