Ширину укрепляемой остановочной полосы определяют как разницу между общей шириной обочины и суммой ширин краевой укрепительной и прибровочной полос с учетом п. 1.4.
2.10. При технико-экономическом обосновании допускается увеличение ширины укрепления обочины по типу краевой укрепительной полосы к значениям СНиП 2.05.02-85 в условиях значительного влияния погодно-климатических факторов на характер, вероятность и продолжительность неблагоприятного состояния поверхности дороги и условий движения с учетом опыта эксплуатации. Для зоны I (см. п. 2.2) могут быть использованы данные табл. 2.2 с учетом указанных в таблице типов укрепления остановочной полосы для дорог III-IV категорий.
Таблица 2.2
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Материал │ Дополнительное увеличение ширины укрепления по типу │
│ укрепления │ краевых укрепительных полос на участках │
│ остановочных ├──────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ полос │ прямых │ с paдиусом │ с ограждениями │
│ │ │ кривых* в плане │ │
│ │ │ <600 м │ │
├────────────────┼─────┬─────┬──────┼─────┬─────┬─────┼─────┬─────┬─────┤
│ │ 1 │ 2 │ 3 │ 1 │ 2 │ 3 │ 1 │ 2 │ 3 │
├────────────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Щебень или│ - │ - │ 0,1 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,3 │ - │0,25 │ 0,5 │
│гравий │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Засев трав │ - │ 0,1 │ 0,5 │ 1,1 │ 1,1 │ 1,4 │ 0,7 │ 1,0 │ 1,3 │
├────────────────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Нет укрепления │ - │ 0,2 │ 0,5 │ 1,1 │ 1,1 │ 1,5 │ 0,7 │ 1,0 │ 1,3 │
└────────────────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание. Графы 1, 2, 3 - при % оснащенности машинами и оборудованием для зимнего содержания автомобильной дороги соответственно выше 70%, 50-70%, менее 50%;
*) при отсутствии требуемого СНиП уширения проезжей части.
2.11. Общая ширина обочины может быть уменьшена по отношению к положениям СНиП 2.05.02-85 при соответствующем обосновании и разработке мероприятий по организации и безопасности движения для дорог I, II категорий не менее чем до 1,5 м, для дорог других категорий не менее чем до 1,0 м в случаях:
- увеличения ширины проезжей части за счет обочин (участки расположения дополнительных полос движения, переходно-скоростных полос, с радиусом кривых в плане не более 1000 м);
- прохождения трассы в особых условиях (особо трудные участки горной местности, особо ценные сельскохозяйственные земли).
2.12. На дорогах I-III категорий, а также IV категории с облегченным типом покрытия, если обочина по каким-либо причинам уменьшена (см. п. 2.11) и уширение земляного полотна не предусматривается, укрепление на остановочной полосе принимается аналогично укреплению краевой укрепительной полосы.
2.13. Укрепление обочины на уширяемом земляном полотне по прочности должно соответствовать требованиям настоящего документа. В зоне расположения стыка старой и отсыпаемой части уширения насыпи должна обеспечиваться равнопрочность конструкции укрепления.
2.14. Поперечные уклоны при укреплении обочин должны приниматься согласно требованиям действующих нормативно-технических документов.
При односкатном поперечном профиле (виражи) поперечный уклон должен соответствовать уклону проезжей части. При двухскатном поперечном профиле поперечный уклон назначают в зависимости от полосы обочины (п. 1.5) и типа укрепления полосы.
Краевая укрепительная полоса, имеющая покрытие укрепления аналогичное покрытию проезжей части, должна иметь поперечный уклон проезжей части. При ином типе покрытия поперечный уклон согласно СНиП 2.05.02-85 должен превышать уклон проезжей части на 10-30% в зависимости от вида укрепления и составлять:
- 30-40%о при укреплении материалами с применением вяжущего;
- 40-60%о при укреплении гравием, щебнем, мелкоразмерной бетонной плиткой;
- 50-60%о при биологическом укреплении (засев трав, дернование).
2.15. Покрытия конструкций укрепления обочин автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты и сельскохозяйственные угодья, не должны содержать материалов, способствующих пылеобразованию, а в населенных пунктах дополнительно и обладающих канцерогенными свойствами.
2.16. Покрытия укрепленных обочин должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части дороги или отделяться разметкой согласно п. 2.4.
2.17. При реконструкции дороги или ее ремонте укрепление обочин выполняется с учетом возможной необходимости изменения водно-теплового режима земляного полотна в части его защиты от поверхностных вод и предотвращения образования на дороге пучин. Выбор решения осуществляется на основе данных обследования дороги, в т.ч. и на период выполнения строительно-ремонтных работ.
2.18. При стадийном устройстве дорожной одежды на проезжей части дороги или длительных перерывах между устройством отдельных ее слоев порядок укрепления обочин назначают в зависимости от предусмотренных стадий, их продолжительности. Как правило, следует предусматривать укрепление обочин также стадийно, по мере устройства дорожной одежды.
2.19. При необходимости устройства продольных лотков для перехвата и отвода поверхностных вод с покрытия проезжей части их размещают за пределами укрепленной с применением органических вяжущих материалов части обочины - желательно на границе остановочной и прибровочной полос и в любом случае за пределами краевой укрепительной полосы.
2.20. Конструкции укрепления обочин эксплуатируемых дорог при их самостоятельном сооружении назначают раздельно для укрепительной и остановочной полос на основе расчетного обоснования их прочности (разд. 4). При этом для укрепительных полос учитывают повторность нагружения (вероятное число заездов транспортных средств в рассматриваемых условиях), а сам расчет выполняют с учетом всех критериев прочности, предусмотренных для дорожной одежды проезжей части.
В пределах остановочных полос конструкцию укрепления, как правило, рассчитывают на продолжительное единичное нагружение по критерию сдвига (дороги III-IV). При обосновании возможен расчет по всем критериям оценки прочности, предусмотренным для расчета дорожной одежды проезжей части. Такое решение возможно прежде всего для отдельных участков дорог высоких технических категорий (см. п. 3.3-3.6), в т.ч. где вследствие высокой интенсивности движения имеется необходимость, по опыту эксплуатации, систематического пропуска потока по укрепительной и остановочной полосам в периоды ограничения проезда или в отдельные кратковременные "пиковые" периоды роста интенсивности движения, когда уширение дорожной одежды проезжей части нецелесообразно или невозможно по технико-экономическим условиям.
3. Выбор конструкций укрепления обочин
3.1. Выбор конструкции укрепления обочин, соответствующей условиям движения и изложенным выше требованиям, осуществляется на стадии разработки проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги. При этом в расчетах и выборе конструкции дорожной одежды проезжей части дороги при ее строительстве или ремонте, усилении, разработке мероприятий по ликвидации пучин или пучиноопасных мест следует учитывать, что устройство на обочине слоев укрепления улучшает водно-тепловой режим земляного полотна. Степень этого влияния зависит от применяемых при укреплении материалов.
3.2. В состав работ при выборе конструкции укрепления входит определение:
- необходимости устройства только краевой укрепительной или дополнительно и укрепление остановочной полосы;
- материалов для устройства слоев;
- толщин слоев укрепления.
3.3. Краевая укрепительная и остановочные полосы на федеральных дорогах с индексами "Е" и "М", на прочих федеральных дорогах, где проектно-сметной документацией предусматривается устройство разделительной полосы с установкой барьерного ограждения, укрепляются по типу дорожной одежды проезжей части дороги.
3.4. Краевая укрепительная полоса на эксплуатируемых дорогах I-IV категорий при самостоятельном выполнении работ укрепляется согласно положениям настоящего документа, СНиП 2.05.02-85 и "Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования", на строящихся дорогах - по типу дорожной одежды проезжей части путем ее уширения.
3.5. Остановочная полоса на строящихся и эксплуатируемых дорогах I-IV категорий укрепляется в соответствии с положениями настоящего документа в первую очередь в местах:
- населенных пунктов и подходов к ним;
- подходов к местам пересечений и примыканий в одном уровне;
- подходов к искусственным сооружениям, особенно, если необходимо устройство велосипедной дорожки;
- концентрации ДТП по дорожным условиям;
- расположения пунктов дорожного сервиса, смотровых площадок и площадок отдыха, у памятников и др., связанных с возможностью частой остановки транспортных средств;
- необеспеченной видимости, ветро- и туманоопасных;
- кривых меньше минимального радиуса, при продольных уклонах больше максимальных согласно СНиП 2.05.02-85.
3.6. Покрытия из связных материалов на остановочных полосах обочин (помимо указанных в п. 3.3) при обосновании выполняют (рис. 2, в, г, д):
- на дорогах I-III категорий в зоне населенных пунктов городского типа и на подходах к ним на расстоянии не менее 100 м;
- на участках между населенными пунктами дорог I-II категорий при интенсивности движения выше 25000 авт./сут;
- на подходах к местам пересечения, примыкания и съездов дорог в одном уровне, на расстоянии не менее 100 м (200 м в неблагоприятных грунтовых условиях) для дорог I-II категорий и не менее 50 м и 25 м для дорог соответственно III и IV категорий с капитальными и облегченными типами покрытий;
- на подходах к местам пересечений и примыканий дорог в разных уровнях, где не предусмотрено устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии от оси пересечения не менее 150 м;
- в местах размещения пунктов общественного питания, торговли, технического обслуживания автомобилей и т.д., оговариваемых в СНиП и других нормативных документах;
- на участках обочин дорог I и II категорий в качестве отдельных площадок для остановки автомобилей при интенсивности движения более значений, указанных в СНиП;
- на участках дорог I и II категорий, где интенсивность движения за первые 5 лет эксплуатации превышает 50% от расчетной перспективной;
- на обочинах левосторонних съездов, пересечений и примыканий в разных уровнях;