Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-461-р) стр. 4

- растягивающим напряжениям в монолитных слоях.
4.10. Требуемое минимальное значение модуля упругости конструкции укрепления краевой полосы устанавливается в зависимости от количества наездов автомобилей N_0(р), определяемого по номограмме (рис. 5) в зависимости от типа покрытия краевой укрепительной полосы.
4.11. Среднесуточное количество наездов на обочину автомобилей N_0 рассчитывается по формуле
N S
n m m сум
N = А Сумма -------------,
0 m=1 2
где А - коэффициент, учитывающий количество наездов автомобилей на
краевую укрепительную полосу, принимается по табл.4.2;
N - число проездов автомобилей по дороге m-й марки в сутки;
m
S - суммарный коэффициент приведения к расчетной нагрузке,
m сум
принимаемый по приложению 1 ОДН 218.046.01.
Таблица 4.2
┌────┬─────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│N п/│ Средняя │ Коэффициент А │
│ п │суточная ├────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │интенсив-│ Ширина проезжей части, м │
│ │ ность ├────────┬────────┬─────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │движения,│ 7,0 │ 7,5 │ 10,5 │ >10,5 │ 7,0 │ 7,5 │ 10,5 │ >10,5 │
│ │расчетных├────────┴────────┴─────────┴────────┼────────┴────────┴────────┴────────┤
│ │автомоби-│ Покрытые обочин аналогично по виду │ Покрытие обочин не аналогично по │
│ │ лей, │покрытиям усовершенствованного типа │виду покрытиям усовершенствованного│
│ │авт./сут │ │ типа │
├────┼─────────┼────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│ 1 │ 1000 │ Расчет ведется при коэффициенте А, равном 0,001 │
├────┼─────────┼────────┐ │
│ 2 │ 2000 │ 0,006 │ │
├────┼─────────┤ ├────────┬─────────┬────────┐ │
│ 3 │ 3000 │ 0,012 │ 0,004 │ 0,003 │ 0,003 │ │
├────┼─────────┤ │ │ │ ├────────┐ │
│ 4 │ 4000 │ 0,02 │ 0,003 │ 0,004 │ 0,0035 │ 0,003 │ │
├────┼─────────┼────────┤ │ │ │ ├────────┬────────┐ │
│ 5 │ 5000 │ 0,03 │ 0,012 │ 0,005 │ 0,004 │ 0,005 │ 0,004 │ 0,002 │ │
├────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 6 │ 6000 │ 0,04 │ 0,016 │ 0,007 │ 0,005 │ 0,007 │ 0,005 │ 0,003 │ │
├────┼─────────┤ ├────────┤ │ │ │ │ ├────────┤
│ 7 │ 7000 │ 0,055 │ 0,020 │ 0,01 │ 0,007 │ 0,01 │ 0,007 │ 0,004 │ 0,002 │
├────┼─────────┤ │ ├─────────┤ │ │ │ │ │
│ 8 │ 8000 │ - │ 0,035 │ 0,02 │ 0,012 │ 0,012 │ 0,01 │ 0,006 │ 0,003 │
├────┼─────────┤ │ │ ├────────┼────────┼────────┤ │ │
│ 9 │ 9000 │ - │ 0,05 │ 0,03 │ 0,018 │ 0,02 │ 0,02 │ 0,009 │ 0,004 │
├────┼─────────┤ │ │ │ │ │ ├────────┤ │
│ 10 │ 10000 │ - │ - │ 0,04 │ 0,024 │ 0,04 │ 0,03 │ 0,015 │ 0,006 │
├────┼─────────┤ │ │ │ │ │ │ │ │
│ 11 │ >10000 │ - │ - │ 0,05 │ 0,035 │ - │ - │ 0,02 │ 0,01 │
└────┴─────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
┌────┬─────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание. Если значение коэффициента А располагается ниже нижней ограничительной линии, необходимо уширение проезжей части дороги, так как укрепление обочин при этих значениях коэффициента А может привести к созданию экономически неэффективных конструкций.
4.12. Проверка монолитных слоев на изгиб производится согласно положениям ОДН 218.046-01.
4.13. Если в конструкции укрепления обочины используются прослойки из геосинтетических материалов, величина расчетного модуля упругости конструкции умножается на коэффициент 1/альфа, где альфа - показатель, принимаемый по приложению 1 настоящего документа.

5. Материалы для укрепления обочин

5.1. Для укрепления обочин используются материалы:
- асфальтобетон различных марок, асфальтогранулобетон, фиброасфальтобетон;
- сборный цементобетон;
- битумоминеральные смеси;
- обработанные различными вяжущими щебеночные и гравийные материалы;
- укрепленный различными вяжущими грунт;
- щебеночные, гравийные и другие несвязные материалы, в т.ч. отходы камнедробильного производства, кирпичных, бетонных заводов, шлаки и другие местные материалы;
- грунтощебеночные, грунтогравийные смеси.
5.2. Выбор материалов определяется требованиями раздела 2 с учетом особенностей работы материалов под нагрузкой в соответствующих грунтово-климатических условиях.
Рекомендуемое расположение материалов в конструкции укрепления приведено на рис. 6.
5.3. Применяемые для укрепления обочин дорожно-строительные материалы должны соответствовать техническим условиям на их производство и применение.
5.4. При укреплении обочин асфальтобетоном низких марок для улучшения свойств целесообразно применять стекловолокна или базальтовые волокна ориентировочно из расчета 3-5% от объема смеси. Расчетные характеристики армированного таким образом асфальтобетона следует повышать на 20%.
5.5. При использовании для укрепления обочин обработанных вяжущими грунтов следует руководствоваться положениями специальных документов по их применению.
5.6. В условиях необходимости повышения прочности конструкции укрепления недостатка дорожно-строительных материалов, необходимости гидроизоляции земляного полотна или улучшения условий отвода воды используются геосинтетические материалы (ГМ), в группу которых входят нетканые, пленочные, сетчатые материалы и георешетки пространственного типа.
Геосинтетические материалы должны отвечать требованиям технических условий на их производство и применение, обладать биологической и химической устойчивостью к воздействию агрессивных факторов.
Место расположения ГМ в конструкции укрепления обочин (по ширине обочины и глубине заложения) определяется видом применяемого ГСМ и выполнением им указанных выше функций.
5.7. Нетканые ГМ представляют собой хаотично переплетенные короткие или длинные (бесконечные) волокна, соединенные механическим, физическим или химическим способами.
ГМ, соединенные механическим способом (иглопрокалыванием), обладают, как правило, высокой водопроницаемостью во всех направлениях и при достаточной толщине выполняют функции дренирующих слоев и фильтров, но имеют повышенную деформативность. Нетканые ГСМ, соединенные сшиванием или химическим способом и имеющие высокий модуль деформации, не обладают, как правило, водопроницаемостью в горизонтальном направлении, могут выполнять функции арматуры.
5.8. Тканые ГМ отличаются регулярной структурой и меньшей деформативностью, чем нетканые. Они в подавляющем большинстве случаев выполняют функции защитных и армирующих, но не дренирующих слоев.
5.9. Пленочные ГМ отличаются гидроизоляционными свойствами, но имеют обычно меньшую прочность. Используя пленку, следует учитывать низкое значение сопротивления сдвигу на контакте с грунтом, а также плохую сопротивляемость воздействию нетрадиционных нагрузок (щебень, гравий).
5.10. Материалы сетчатого типа - геосетки - обладают высокой прочностью и малой деформативностью. Они используются как армирующие прослойки. Наибольший эффект проявляется при их включении в слои из связных материалов. Для объемного армирования, т.е. устройства самостоятельного слоя укрепления на остановочной полосе (при достаточной ее ширине), могут использоваться объемные геосетки - георешетки, ячейки которых заполняются грунтом, щебнем, гравием, укрепленным различными вяжущими грунтом, обеспечивающими в комплексе прочность слоя.
5.11. При укреплении обочин с использованием армирующих прослоек из геосинтетических материалов они укладываются в зависимости от решаемой задачи:
- под слой укрепления, если он выполняется из несвязных материалов на границе с грунтом земляного полотна;
- на границе между слоями укрепления, если оба слоя выполнены из связного материала или один из них из несвязного.
5.12. Гидроизоляционную защиту грунтов обочин от воздействия поверхностных вод осуществляют следующими способами:
- устройством слоя асфальтобетона минимальной толщины;
- устройством на верхнем слое укрепления поверхностной обработки, а если укрепление обочин выполнено из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими и смолами, то с укладкой промежуточного щебеночного слоя толщиной 5 см;