Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.3.039-2003 Укрепление обочин автомобильных дорог (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N ОС-461-р) стр. 5

- применением синтетических пленочных или пленкообразующих материалов из органических вяжущих, укладываемых или наносимых тонким слоем путем набрызга на основание нижнего слоя укрепления или прослойки из геосинтетического материала;
- смазкой торцов дорожной одежды одним из видов органических вяжущих перед укладкой слоев укрепления.
5.13. Укрепление травосеянием прибровочной полосы применяют при грунтах, имеющих рН >= 5. Для посева травы растительная земля должна содержать необходимые компоненты питательных веществ. При использовании бедных растительных почв их обогащают органическими и минеральными удобрениями.
5.14. При использовании в конструкциях укрепления прослоек из ГМ необходимо выполнять проверку их прочности на действие строительных и эксплуатационных нагрузок в соответствии с ОДН 218.049-03.

6. Технология и правила производства работ

6.1. Работы по укладке, профилированию и уплотнению слоев укрепления обочин выполняют согласно проекту на производство работ, СНиП 3.06.03-85 и положениям настоящего документа в зависимости от дорожной обстановки, плана и профиля дороги, интенсивности движения, конструкции укрепления, применяемых материалов и средств механизации работ.
6.2. При отсутствии проекта на производство работ укрепление может выполняться по технологическим картам, составляемым на месте дорожными организациями, выполняющими эти работы, в зависимости от указанных в п. 6.1 условий.
6.3. Для составления проекта на производство работ или технологической карты в табл. 6.1 и 6.2 даны возможные варианты использования материалов, технология укрепительных работ, порядок выполнения и наиболее приемлемые типы дорожных машин.
6.4. При выполнении работ по укреплению обочин должен быть удален на откос (прибровочную полосу) растительный грунт с последующей его планировкой и засевом травами. Грунт обочин в зависимости от планируемой конструкции укрепления также удаляется на откос или используется для устройства слоя укрепления.
6.5. При использовании в конструкциях укрепления прослоек из геосинтетических материалов или георешеток дополнительно к работам, определяемым СНиП 3.06.03-85, табл. 6.1 и 6.2 настоящего документа, производятся работы по транспортировке, распределению и укладке прослойки ГСМ (георешетки) в конструкцию укрепления.
Таблица 6.1
┌──────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────┐
│Вид укрепления обочины│ Конструкция с одним │ Конструкция с двумя │
│ │ слоем укрепления │ слоями укрепления │
├──────────────────────┼────────────┬───────────┼───────────┬───────────┤
│ │Приготовле- │ Привозной │Приготовле-│ Привозной │
│ │ ние │ материал │ние нижнего│ материал │
│ │материала на│ │ слоя на │ │
│ │ обочине │ │ обочине, │ │
│ │(укрепленный│ │верхний из │ │
│ │ грунт) │ │привозного │ │
│ │ │ │ материала │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Укрепление с│ I │ - │ II │ - │
│использованием грунта│ │ │ │ │
│обочины │ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼───────────┼───────────┼───────────┤
│Грунт при устройстве│ - │ III │ IV │ V │
│корыта удаляется за│ │ │ │ │
│пределы земляного│ │ │ │ │
│полотна │ │ │ │ │
└──────────────────────┴────────────┴───────────┴───────────┴───────────┘
┌──────────────────────┬────────────────────────┬───────────────────────┐
Примечание. I-V - номера вариантов технологии выполнения работ.
Таблица 6.2
┌──────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────────────┐
│Наименование операций │Порядок выполнения операций по│ Тип механизмов, │
│ │ сооружению конструкций │ которые могут │
│ │укрепления обочин по вариантам│быть использованы│
│ │ I-IV согласно табл.6.1 │ │
│ ├─────┬──────┬─────┬─────┬─────┤ │
│ │ I │ II │ III │ IV │ V │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Зачистка поверхности│ 1 │ - │ - │ - │ - │ Автогрейдеры │
│обочин путем снятия│ │ │ │ │ │ легкого и │
│грунта толщиной 3-5 см│ │ │ │ │ │ среднего типов. │
│с перемещением его на│ │ │ │ │ │ Бульдозеры │
│откосную часть │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Устройство корыта в│ │ │ │ │ │ │
│соответствии с│ │ │ │ │ │ │
│профилем и глубиной,│ │ │ │ │ │ │
│определяемой │ │ │ │ │ │ │
│конструкцией │ │ │ │ │ │ │
│укрепления (толщиной│ │ │ │ │ │ │
│слоя укрепления) из│ │ │ │ │ │ │
│привозного материала: │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│- со срезкой и│ - │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ Для срезки: │
│перемещением в валы на│ │ │ │ │ │ автогрейдеры │
│обочине с последующей│ │ │ │ │ │ легкого и │
│погрузкой и вывозом за│ │ │ │ │ │ среднего типов; │
│пределы земляного│ │ │ │ │ │ экскаваторы с │
│полотна; │ │ │ │ │ │ емкостью ковша │
│ │ │ │ │ │ │ 0,15-0,3 м3. │
│ │ │ │ │ │ │ Для вывоза: │
│ │ │ │ │ │ │ автосамосвалы │
│ │ │ │ │ │ │ всех типов. Для │
│ │ │ │ │ │ │ погрузки: │
│ │ │ │ │ │ │ экскаваторы с │
│ │ │ │ │ │ │ емкостью ковша │
│ │ │ │ │ │ │0,15-0,3 м3 и др.│
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│- со срезкой и│ - │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ Автогрейдеры │
│удалением на откосы │ │ │ │ │ │ легкого и │
│ │ │ │ │ │ │ среднего типов │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Выравнивание кромки│ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ Бетоноломы, │
│проезжей части │ │ │ │ │ │ пневмонические │
│ │ │ │ │ │ │ молотки │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Смазка торца дорожной│ - │ 7 │ - │ 10 │ 7 │ - │
│одежды одним из видов│ │ │ │ │ │ │
│органического вяжущего│ │ │ │ │ │ │
│материала │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Рыхление грунта │ 3 │ - │ - │ 3 │ - │ Кирковщики │
│ │ │ │ │ │ │ автогрейдеров, │
│ │ │ │ │ │ │ рыхлители │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Уплотнение дна корыта│ │ 3 │ 3 │ - │ 3 │ Катки с шириной │
│за 3-5 проходов │ │ │ │ │ │ захвата до 2 м │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Размельчение и│ 4 │ - │ - │ 4 │ - │ Фрезы с шириной │
│перемешивание грунта │ │ │ │ │ │ захвата до 2 м │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Завоз на обочину│ 5 │ - │ - │ 5 │ - │Автогудронаторы, │
│вяжущего материала │ │ │ │ │ │ цементовозы │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Распределение вяжущих│ 6 │ - │ - │ 6 │ - │ Фрезы, │
│материалов на обочине │ │ │ │ │ │ распределители │
│ │ │ │ │ │ │ сыпучих │
│ │ │ │ │ │ │ материалов, │
│ │ │ │ │ │ │ автогудронаторы │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Приготовление смеси│ 7 │ - │ - │ 7 │ - │ Фрезы, │
│(перемешивание грунта│ │ │ │ │ │ автогрейдеры │
│с вяжущим) │ │ │ │ │ │ среднего и │
│ │ │ │ │ │ │ легкого типов │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Завоз несвязного│ - │ 4 │ 4 │ - │ 4 │ Автосамосвалы │
│материала укрепления│ │ │ │ │ │ всех типов │
│на обочину │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Завоз на обочину│ - │ 8 │ - │ 11 │ 8 │ Автосамосвалы │
│материала верхнего│ │ │ │ │ │ всех типов │
│слоя │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Разравнивание и│ 8 │ 5, 9 │ 5 │8, 12│5, 9 │ Автогрейдеры │
│профилирование слоя │ │ │ │ │ │ легкого и │
│ │ │ │ │ │ │ среднего типов, │
│ │ │ │ │ │ │ бульдозеры, │
│ │ │ │ │ │ │асфальтоукладчик │
│ │ │ │ │ │ │с шириной захвата│
│ │ │ │ │ │ │ 2 м, машина для │
│ │ │ │ │ │ │ устройства │
│ │ │ │ │ │ │ укрепительных │
│ │ │ │ │ │ │ полос │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│Уплотнение слоя│ 9 │ 10 │ - │9,13 │ 10 │ Катки с шириной │
│укрепления на обочине:│ │ │ │ │ │ захвата 2 м │
│- верхнего из связных│ │ │ │ │ │ │
│материалов или│ │ │ │ │ │ │
│укрепленного грунта; │ │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────────────────┤
│- слоя из несвязных│ - │ 6 │ 6 │ 13 │ 6 │ Катки с шириной │
│материалов │ │ │ │ │ │ захвата 2 м │
└──────────────────────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────────────────┘
┌──────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────────────┐
Примечание. Цифры в вертикальных графах показывают порядок операций по устройству слоев укрепления, принятого согласно табл. 6.1 варианта конструкции.
6.6. Раскатку рулонов и укладку полотен ГМ в рабочее положение выполняют с низовой (по отношению к направлению стока воды) стороны.
Их положение закрепляют прижатием полотна к грунту через 10-12 м анкерами, присыпкой грунтом, щебенкой. Прижатие производят во избежание смещения полотна при действии ветровой нагрузки, укладке вышележащих слоев укрепления, а также для сохранения небольшого предварительного его натяжения.
6.7. При недостаточной ширине ГМ полотна укладывают с перекрытием не менее 0,10-0,15 м (при создании гидроизолирующих слоев - 0,3 м), а в случае возможности возникновения в месте перекрытия полотен значительных растягивающих напряжений их соединяют. Соединение выполняют, если:
- перекрытие расположено в пределах краевой укрепительной полосы, а основной функцией ГМ в конструкции укрепления является армирование;
- полотна укладывают с выходом на откос с целью его защиты, а перекрытие расположено в пределах 0,5 м от бровки откоса.
Выбор способа соединения зависит от вида применяемого ГМ и функций, которые он выполняет в конструкции.
6.8. При устройстве прослоек из СМ, особенно гидроизолирующих, необходимо проверить качество планировки и соответствие поперечных уклонов проектным, качество швов соединения полотен.
6.9. Отсыпку на ГМ материала вышележащего слоя укрепления желательно вести с таким расчетом, чтобы ГМ (нестабилизированный) находился под действием дневного света не более 4-5 ч.
Отсыпку материала ведут по способу "от себя" без заезда строительных машин на открытые полотна. Материал укрепления выгружают непосредственно на уложенные полотна, надвигают, разравнивают и профилируют бульдозером и автогрейдером, после чего уплотняют. При строительстве избегают резких поворотов гусеничных машин, так как это может привести к повреждению полотен ГМ.
6.10. Первый слой укрепления поверх ГМ отсыпают на толщину, не менее требуемой, исходя из данных расчета на строительные нагрузки (см. раздел 5). Если на поверхность ГМ укладывают крупнофракционный материал (щебень, гравий), а данные по стойкости ГМ к нетрадиционным воздействиям отсутствуют, проверяют возможность такой укладки путем визуальной оценки степени повреждения образца ГМ размерами 2х2 м после проезда построечного транспорта по покрывающему его слою. При наличии повреждений на полотно отсыпают технологический слой из мелкозернистого материала толщиной в уплотненном состоянии не менее 5 см (для пленок - 10 см).
6.11. Прослойку из геосинтетического материала под пространственную георешетку (при необходимости) устраивают согласно изложенным выше правилам.
6.12. Укладку георешетки производят путем растяжки пакета и прикрепления (фиксации положения) георешетки к грунту земляного полотна штырями по всему ее периметру.
6.13. Отсыпку материала в ячейки георешетки выполняют одновременно на всю высоту георешетки с запасом ориентировочно 15 см для защиты ребер георешетки от смятия уплотняющими и транспортными машинами.
6.14. Планировку и уплотнение материала-заполнителя георешетки выполняют обычным способом согласно СНиП 3.06.03-85.
6.15. Работы по укреплению обочин следует производить в соответствии с действующими правилами по технике безопасности. Примерная схема расположения дорожных знаков и ограждений при производстве работ показана на рис. 7.

7. Контроль качества

7.1. Контроль качества выполнения работ осуществляется с целью обеспечения соответствия параметров конструкций укрепления обочин требованиям раздела 2 настоящего документа и соответствующих положений ГОСТ 50597-93, СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89 и др.
7.2. Толщина слоев укрепления и поперечные уклоны определяются мерным инструментом. Они не должны иметь отклонения от проектных значений более указанных в СНиП 3.06.03-85, ВСН 19-89 и "Пособии по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог" (далее Пособие).
7.3. Сцепление колес автомобиля с покрытием должно соответствовать ГОСТ 50597-93 и определяться согласно ГОСТ 30413-96. Ровность покрытия укрепленной обочины должна соответствовать требованиям ВСН 38-90, ГОСТ 50597-93 и определяться по ГОСТ 30412-96.
7.4. Контроль качества устройства конструктивных слоев укрепления осуществляется согласно соответствующим положениям ВСН 19-89 и СНиП 3.06.03-85.
7.5. Качество используемых геосинтетических материалов и их укладки в конструкцию укрепления оценивают согласно ВСН 49-86 и соответствующим положениям Пособия.
7.6. Качество используемых при укреплении обочин дорожно-строительных материалов устанавливается согласно положениям специальных нормативно-технических документов.
______________________________
* Значение коэффициента К_д в формуле 3.14 ОДН 218.0.046-01 принимается равным 1.
Приложение 1

Значение коэффициентов повышения модуля упругости конструкции альфа при введении прослоек из геосинтетических материалов

┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Е_ср/Е_0 │ Значение альфа при H/D │
│ ├──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ │ 0,3 │ 0,6 │ 0,9 │ 1,2 │ 1,5-2,0 │
├───────────────┼──────────┼───────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ Е_о = 20 МПа │
├───────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ 1,0 │ 0,635 │ 0,690 │ 0,766 │ 0,829 │ 0,908 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,720 │ 0,790 │ 0,873 │ 0,939 │ 0,989 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3,0 │ 0,635 │ 0,701 │ 0,778 │ 0,864 │ 0,926 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,720 │ 0,803 │ 0,884 │ 0,964 │ 0,995 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5,0 │ 0,635 │ 0,710 │ 0,800 │ 0,886 │ 0,947 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,720 │ 0,813 │ 0,912 │ 0,978 │ 0,998 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 10,0 │ 0,637 │ 0,722 │ 0,837 │ 0,913 │ 0,966 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,723 │ 0,827 │ 0,945 │ 0,986 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 20,0 │ 0,646 │ 0,773 │ 0,869 │ 0,932 │ 0,974 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,738 │ 0,878 │ 0,960 │ 0,991 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 40,0 │ 0,654 │ 0,806 │ 0,893 │ 0,945 │ 0,978 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,751 │ 0,909 │ 0,970 │ 0,996 │ 1,000 │
├───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ Е_о = 36 МПа │
├───────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ 1,0 │ 0,650 │ 0,729 │ 0,833 │ 0,907 │ 0,963 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,744 │ 0,834 │ 0,941 │ 0,985 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3,0 │ 0,654 │ 0,775 │ 0,864 │ 0,927 │ 0,972 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,751 │ 0,880 │ 0,958 │ 0,990 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5,0 │ 0,659 │ 0,797 │ 0,881 │ 0,938 │ 0,977 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,758 │ 0,902 │ 0,966 │ 0,993 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 10,0 │ 0,691 │ 0,828 │ 0,908 │ 0,950 │ 0,986 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,791 │ 0,922 │ 0,975 │ 0,996 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 20,0 │ 0,729 │ 0,854 │ 0,920 │ 0,960 │ 0,986 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,832 │ 0,936 │ 0,982 │ 0,997 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 30,0 │ 0,749 │ 0,867 │ 0,927 │ 0,964 │ 0,988 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,853 │ 0,943 │ 0,984 │ 0,998 │ 1,000 │
├───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ Е_о = 50 МПа │
├───────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ 1,0 │ 0,675 │ 0,794 │ 0,875 │ 0,933 │ 0,978 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,755 │ 0,899 │ 0,963 │ 0,992 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2,0 │ 0,698 │ 0,811 │ 0,888 │ 0,941 │ 0,978 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,798 │ 0,912 │ 0,968 │ 0,994 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3,0 │ 0,714 │ 0,824 │ 0,898 │ 0,946 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,824 │ 0,920 │ 0,973 │ 0,995 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5,0 │ 0,733 │ 0,842 │ 0,910 │ 0,954 │ 0,987 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,836 │ 0,932 │ 0,978 │ 0,996 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 10,0 │ 0,760 │ 0,865 │ 0,924 │ 0,963 │ 0,987 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,864 │ 0,947 │ 0,983 │ 0,997 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 20,0 │ 0,783 │ 0,883 │ 0,935 │ 0,970 │ 0,980 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,881 │ 0,950 │ 0,987 │ 0,998 │ 1,000 │
├───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ Е_о = 80 МПа │
├───────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ 1,0 │ 0,773 │ 0,856 │ 0,916 │ 0,959 │ 0,987 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,873 │ 0,937 │ 0,980 │ 0,997 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2,0 │ 0,784 │ 0,867 │ 0,923 │ 0,959 │ 0,987 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,882 │ 0,946 │ 0,983 │ 0,997 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3,0 │ 0,792 │ 0,875 │ 0,928 │ 0,963 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,888 │ 0,951 │ 0,985 │ 0,997 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5,0 │ 0,804 │ 0,886 │ 0,935 │ 0,969 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,898 │ 0,958 │ 0,987 │ 0,998 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 10,0 │ 0,821 │ 0,898 │ 0,943 │ 0,975 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,913 │ 0,966 │ 0,990 │ 1,000 │ 1,000 │
├───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┤
│ Е_о = 100 МПа │
├───────────────┬──────────┬───────────┬──────────┬──────────┬──────────┤
│ 1,0 │ 0,802 │ 0,877 │ 0,931 │ 0,966 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,896 │ 0,957 │ 0,986 │ 0,998 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2,0 │ 0,812 │ 0,885 │ 0,931 │ 0,966 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,905 │ 0,963 │ 0,986 │ 0,998 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3,0 │ 0,819 │ 0,891 │ 0,936 │ 0,974 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,912 │ 0,967 │ 0,987 │ 1,000 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 5,0 │ 0,829 │ 0,898 │ 0,943 │ 0,974 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,920 │ 0,972 │ 0,990 │ 1,000 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 10,0 │ 0,843 │ 0,908 │ 0,952 │ 0,974 │ 1,000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ │ 0,932 │ 0,978 │ 0,993 │ 1,000 │ 1,000 │
└───────────────┴──────────┴───────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
Примечания:
1. Верхнее значение альфа в таблице берется при Е_гм > 60 кН/м, нижнее - при 35 =< Е_гм < 60 кН/м.
2. Е_о - модуль упругости грунта земляного полотна.