- при длительных перерывах вся смесь, имеющаяся в укладчике, должна быть уложена, чтобы не допустить ее остывания;
- в конце смены или при длительных перерывах в течение смены необходимо подготовить конец уложенной полосы к устройству поперечного вертикального стыка для последующего продолжения работ.

Таблица 2
Температура воздуха, °С | Длина укладываемой полосы, м | |
На защищенных от ветра участках и в глубоких выемках | На открытых участках | |
5-10 | 30-60 | 25-30 |
10-15 | 60-100 | 30-50 |
15-25 | 100-150 | 50-80 |
> 25 | 150-200 | 80-100 |
Примечание. При высоких положительных температурах длина полосы укладки может равняться длине сменной захватки (но не более 300 м).
Поперечный стык выполняют двумя способами:
- простой стык;
- клиновой стык.
Выбор способа зависит от того, будет или нет осуществляться по уложенной полосе движение транспорта в период между окончанием и возобновлением строительства.
В случае, если движение транспорта не предусмотрено, устраивают простой стык. Для этого при окончании смены в конце полосы укладывают упорную доску, закрепляя ее металлическими костылями. Смесь вручную подсыпают к доске и уплотняют катками. Причем необходимо, чтобы катки уплотняли смесь непосредственно до линии стыка. Для качественного уплотнения необходимо в конце полосы уложить доски для схода катка. Толщина досок должна равняться толщине уплотненного асфальтобетонного слоя.
При возобновлении работ доски убирают, место сопряжения разогревают горелками инфракрасного излучения. Край ранее уложенной смеси после ее разогрева смазывают горячим битумом.
Если по уложенному слою предусмотрено движение транспорта, то в конце уложенной полосы необходимо устроить поперечный клиновой стык (рис. 2).

Со стороны уложенной полосы формируется вертикальная кромка так же, как при устройстве простого стыка, с помощью упорной доски. Затем подсыпают асфальтобетонную смесь, формируя из нее клиновидный скат от верхней кромки доски к основанию. Чтобы движущийся транспорт не выбивал доску из покрытия, она должна быть ровной и иметь ту же толщину, что и уплотненный асфальтобетонный слой.
При возобновлении работ на участке необходимо удалить асфальтобетонный скат, снять упорную доску. Вертикальную кромку ранее уложенной полосы разогреть горелками инфракрасного излучения, смазать горячим битумом.
2.5.4. Уплотнение асфальтобетонной смеси следует начинать после ее укладки на полосе 8-10 м, соблюдая температурный режим, указанный в табл. 14 СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
В данной технологической карте предусмотрено уплотнение горячих асфальтобетонных смесей звеном самоходных катков с гладкими металлическими вальцами, которое состоит из: легких катков ДУ-50 массой 6-8 т и тяжелых - ДУ-49А массой 11-18 т.
Катки должны иметь гладкие, хорошо отшлифованные вальцы, что необходимо для получения качественной поверхности покрытия.
Для предотвращения прилипания смеси вальцы следует смачивать водой, смесью воды и керосина (1:1) или однопроцентным водным раствором отходов соапстока. Такая операция является обязательным условием качественного уплотнения и нормальной работы катка. Необходимо строго регулировать подачу антиадгезионных составов, излишний расход которых отрицательно сказывается на качестве асфальтобетонного слоя. Не следует применять для смазки вальцов соляровое масло и топочный мазут, растворяющие пленку битума на поверхности покрытия.
Общее число проходов гладковальцовых катков по одному следу зависит от состава смеси и погодных условий и составляет ориентировочно для легких - 2-4, тяжелых -15-18. Число проходов устанавливают пробным уплотнением с проверкой плотности.
Уплотнение начинают легкими катками, заканчивают тяжелыми. При работе двумя асфальтоукладчиками катки должны двигаться от кромок к середине покрытия, затем от середины к кромкам, перекрывая каждый след катка на 20-30 см. При уплотнении первой полосы вальцы легкого катка не должны приближаться более чем на 10-15 см к кромке, обращенной к оси дороги. Эта полоса уплотняется тяжелым катком с перекрытием сопряжения на 20-30 см.
Уплотнение второй полосы (рис. 3) начинают тяжелым катком по продольному сопряжению с ранее уложенной первой полосой, а затем по традиционной схеме сначала легкими, затем тяжелыми катками от кромки покрытия.

При работе одним асфальтоукладчиком уплотнение второй свежеуложенной полосы начинают по продольному сопряжению с ранее уложенной полосой (рис. 4).
Уплотнение стыка следует начинать с наездом на "холодную" полосу на расстояние 50 см. Второй проход - с наездом 15-20 см. В таком случае основное уплотняющее воздействие оказывается на смесь, находящуюся в области стыка. Смесь подается в сторону стыка до тех пор, пока уровень свежеуложенной полосы не сравняется с уровнем соседней.
В начале процесса уплотнения скорость катков должна быть 1,5-2 км/ч, а после пяти-шести проходов по одному следу ее увеличивают до 3,5 км/ч.
При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.
Во избежание образования неровностей не следует останавливать катки на горячей асфальтобетонной смеси.

После предварительного уплотнения (двух-трех проходов легкого катка) необходимо проверить поперечный уклон и ровность покрытия с помощью трехметровой рейки. Просвет между нижней плоскостью рейки и поверхностью покрытия не должен превышать 3-5 мм.
Обнаруженные неровности должны исправляться после первых же проходов катка. Одновременно должны устраняться и другие дефекты (раковины, зазоры, скопления щебня, трещины, наплывы и др.).
При исправлении неровностей необходимо:
- вырубить дефектный участок;
- обмазать края и дно вырубленного места ("ящика") горячим вязким битумом;
- заполнить "ящик" горячей асфальтобетонной смесью;
- уплотнить.
Швы должны быть параллельны и перпендикулярны оси дороги.
Признаком достаточного уплотнения покрытия является отсутствие следа от прохода задних вальцов тяжелых катков. Контроль плотности асфальтобетонного слоя в процессе уплотнения рекомендуется осуществлять экспресс-методами.
Коэффициент уплотнения покрытий должен быть не ниже:
0,99 -для высокоплотного и плотного асфальтобетонов типов А и Б;
0,98 -для плотного асфальтобетона типов В, Г, Д, пористого и высокопористого асфальтобетонов.
Наиболее достоверные значения коэффициента уплотнения получают при испытании образцов (кернов), отобранных из покрытия.
В этом случае при составлении проекта производства работ необходимо после уплотнения нижнего слоя покрытия предусмотреть организационный перерыв, продолжительностью не менее двух смен, для лабораторных испытаний (рис. 6).
2.6. Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл. 3, 4.
2.7. Технологический план потока по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия представлен на рис.
2.8. Технология операционного контроля качества работ приведена в табл. 5.
Таблица 3
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
N процессов | N захваток | Источник обоснования норм выработки (ЕНиРы и расчеты) | Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ | Единица измерения | Количество работ | Производительность в смену | Потребность в машино-сменах | Затраты труда и заработная плата на захватку длиной 250 м | |||||||||||
на захватку 1=250 м | на 1 км | на захватку 1=250 м | на 1 км | Норма времени, чел.-ч. | Заработная плата, руб.-коп. | ||||||||||||||
на единицу измерения | на полный объем работ | на единицу измерения | на полный объем работ | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||||||
1 | I | Расчет | Очистка основания от пыли и грязи поливомоечной машиной МД-433-03 за 2 прохода по одному следу | км | 0,25 | 1 | 2 | 0,125 | 0,5 | 4 | 1 | 74-24 | 18-56 | ||||||
2 | I | Расчет | Подвозка и розлив битумной эмульсии автогудронатором ДС-39Б из расчета 0,8 л на 1 м2 | т | 1,8 | 7,2 | 29,6 | 0,06 | 0,24 | 0,54 | 0,97 | 10-16 | 18-29 | ||||||
3 | II | Расчет | Транспортировка к/з а/б смеси для нижнего слоя покрытия автосамосвалами КамАЗ-55118 при дальности возки 25 км:250 х 9 х 0,07 х 1,03 х 2,3 = 373,1 | т | 373,1 | 1492,5 | 53,8 | 6,9 | 27,7 | 0,15 | 55,97 | 2-75 | 1026-08 | ||||||
4 | II | Расчет | Укладка смеси толщиной 7 см, шириной 9 м асфальтоукладчиком ДС-181 | м2 | 2250 | 9000 | 4660 | 0,46 | 1,85 | 0,01 | 22,5 | 0-22 | 495-00 | ||||||
5 | II | Расчет | Подкатка нижнего слоя покрытия легкими гладковальцовыми катками ДУ-50 за 4 прохода по 1 следу | м2 | 2250 | 9000 | 3200 | 0,7 | 2,8 | 0,003 | 6,75 | 0-05 | 112-50 | ||||||
6 | II | Расчет | Уплотнение нижнего слоя тяжелыми гладковальцовыми катками ДУ-50 за 18 проходов по 1 следу | м2 | 2250 | 9000 | 1230 | 1,83 | 7,3 | 0,007 | 15,8 | 0-14 | 315 | ||||||
7 | II | Расчет | Подвозка м/з а/б смеси для верхнего слоя покрытия автосамосвалами КамАЗ-55118 при дальности возки 25 км:250 х 9 х 0,06 х 1,03 х 2,4 = 333,7 | т | 333,7 | 1334,9 | 53,8 | 6,2 | 24,8 | 0,15 | 50,1 | 2-75 | 917-68 | ||||||
8 | II | Расчет | Укладка смеси толщиной 6 см, шириной 9 м асфальтоукладчиком ДС-181 | м2 | 2250 | 9000 | 4860 | 0,46 | 1,85 | 0,01 | 22,5 | 0-22 | 495-00 | ||||||
9 | II | Расчет | Подкатка верхнего слоя покрытия легкими гладковальцовыми катками ДУ-50 за 4 прохода по 1 следу | м2 | 2250 | 9000 | 3100 | 0,73 | 2,9 | 0,003 | 6,75 | 0-05 | 112-50 | ||||||
10 | 11 | Расчет | Уплотнение верхнего слоя покрытия тяжелыми гладковальцовыми катками ДУ-49А за 18 проходов по 1 следу | м2 | 2250 | 9000 | 1250 | 1,8 | 7,2 | 0,006 | 13,5 | 0-14 | 315 | ||||||
Итого: | 189,84 | 3825-61 |