Таблица 4
Состав отряда
Машины | Профессия и разряд рабочего | Потребность в машино-сменах на захватку 1=250 м | Потребность в машинах | Коэффициент загрузки | Количество рабочих |
Поливомоечная машина МД-433-03 | Машинист IV разряда | 0,1 | 1 | 0,1 | 1 |
Автогудроиатор ДС-39Б | Машинист V разряда Машинист IV разряда | 0,05 | 1 | 0,05 | 2 |
Автосамосвал КамАЗ-55118 | Водитель | 10,5 | 11 | 0,95 | 11 |
Асфальтоукладчик ДС-181 | Машинист VI разряда асфальто-бетонщик: V разряд 1IV разряд 1III разряд 3II разряд 1I разряд 1 | 0,92 | 1 | 0,92 | 8 |
Каток гладковаль- цовый ДУ-50 | Машинист V разряда | 1,14 | 2 | 0,57 | 2 |
Каток гладковаль- цовый ДУ-49А | Машинист VI разряда | 2,9 | 3 | 0,97 | 3 |
Итого: | 19 | 27 |
Примечание. Рабочие бригады выполняют следующие работы.
Машинист асфальтоукладчика следит за соблюдением требуемой толщины и ширины слоя. Асфальтобетонщик V разряда вместе с асфальтобетонщиком IV разряда принимают смесь, замеряют ее температуру и визуально оценивают качество. Они также контролируют толщину укладываемого слоя, регулируют положение выглаживающей плиты и дают указания о порядке уплотнения смеси катками. Толщину слоя промеряют металлическим мерником после прохода укладчика и, в случае отклонения от требуемой, исправляют положение выглаживающей плиты.
Асфальтобетонщик IV разряда помогает в работе асфальтобетонщику V разряда.
Асфальтобетонщик III разряда следит за подачей смеси автомобилями-самосвалами в бункер укладчика, дает сигнал на подход автомобилей-самосвалов со смесью, следит за выгрузкой и очищает кузов от остатков смеси скребком или лопатой с удлиненной ручкой. После прохода укладчика асфальтобетонщики III разряда при необходимости устраняют неровности, удаляют недоброкачественную смесь. Ровность покрытия определяют 3-метровой рейкой после окончания уплотнения.
Участки покрытия, на которых под рейкой обнаружены просветы, исправляет асфальтобетонщик V разряда. Для этого он железными граблями слегка взрыхляет уложенную смесь, удаляет лишнюю на возвышениях или добавляет во впадины. Асфальтобетонщики I, II разрядов помогают ему и доставляют смесь.


Таблица 5
Технология операционного контроля качества работ при устройстве асфальтобетонного покрытия
Основные операции, подлежащие контролю | Состав контроля | Метод и средства контроля | Режим и объем контроля | Лицо, осуществляющее контроль | Предельные отклонения от норм контролируемых параметров | Где регистрируются результаты контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Качество устройства слоев | Поперечные уклоны | Инструментальный Нивелир, нивелирная рейка, трехметровая рейка | Промер не реже, чем через каждые 100 м | Геодезист, мастер | Отклонение от проектных значений не более до 0,010 | Общий журнал работ Журнал технического нивелирования |
Ровность | Инструментальный Трехметровая рейка с клиновым промерником, нивелир, нивелирная рейка | Промер не реже, чем через каждые 100 м | Мастер | Значение просветов в пределах до 5 мм | Общий журнал работ | |
Через каждые 5 +- 0,2 м на расстоянии 0,5 - 1,0 м от кромки проезжей части | Геодезист | Отклонения при шаге нивелирования: 5 м - 7(5) мм 10 м - 12(8) мм 20 м - 24(16) мм | Журнал технического нивелирования | |||
Коэффициент сцепления | Инструментальный ППК-МАДИ | Мастер | Не менее 0,45 | Общий журнал работ | ||
Качество а/б смеси | Температура а/б смеси | Лабораторный В соответствии с ГОСТ 9128-97 | В кузове каждого автомобиля- самосвала | Асфальтобетонщики V и IV разрядов | Для асфальтобетонных смесей на вязких битумах не менее 120°С | Общий журнал работ |
Укладка а/б смеси | Ширина слоя | Инструментальный Рулетка | Не реже, чем через каждые 100 м | Мастер | Отклонение от проектных значений +- 10см | Общий журнал работ |
Толщина слоя | Инструментальный Измерительная линейка, визирки | Не реже, чем через каждые 100 м | Мастер | Отклонение от проектных значений +- 10 мм | Общий журнал работ | |
Высотные отметки по оси | Инструментальный Нивелир, нивелирная рейка | Не реже, чем через каждые 100 м | Геодезист | Отклонение от проектных значений +- 50 мм | Журнал технического нивелирования | |
Уплотнение | Коэффициент уплотнения | Лабораторный В соответствии с ГОСТ 9128-97, ГОСТ 12801-98 | В трех местах на 7000 м2 | Лаборант | Не ниже 0,99 для плотных а/б из горячих смесей типов А, Б; 0,98-для пористого, высокопористого а/б | Общий журнал работ |
Качество асфальтобетона | Плотность | Лабораторный В соответствии с ГОСТ 9128-97, ГОСТ 12801-98 | В трех местах на 7000 м2 | Лаборант | Продольное сопряжение должно быть ровным и плотным, | Журнал лабораторных работ |
Качество продольных и поперечных сопряжений | Визуальный | Постоянно | Мастер | а поперечное - перпендикулярно к оси | Общий журнал работ | |
Прочность сцепления слоев | Визуальный | Постоянно | Мастер | Общий журнал работ |
3. Безопасность труда
3.1. К работе по устройству асфальтобетонных покрытий допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда.
3.2. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин (асфальтоукладчика, автогудронатора, катка), должны иметь удостоверение на право работы на них.
3.3. При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные в СНиП III-4-80.
3.4. При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84.
Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
- предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности;
- четко обозначить направление объезда, имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
- создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.
При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10-15 м от машины.
Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).
При производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-13-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста укладчика асфальтобетона.
4. ТОИ Р-218-14-93. Типовая инструкция по охране труда машиниста автогудронатора.
5. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
Технологическая карта N 16
Устройство цементобетонного покрытия шириной 7,5 м и толщиной 0,2 м с использованием комплекта машин ДС-110
1. Область применения
1.1. Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительстве автомобильных дорог.
1.2. Технологическая карта составлена на устройство однослойного цементобетонного покрытия дороги шириной 7,5 м и высотой 0,2 м в уплотненном состоянии. В качестве основных механизмов приняты бетоноукладчик ДС-111 с боковыми скользящими формами, бетоноотделочная машина (трубчатый финишер) ДС-104А, машина для нанесения пленкообразующих материалов ДС-105А, входящие в состав комплекта машин ДС-110 Брянского завода "Брянский арсенал". Ведущим механизмом является бетоноукладчик ДС-111 со скоростью укладки бетонной смеси 2 м/мин, сменной длиной захватки 550 м, или 4125 м2 покрытия.
1.3. Бетоноукладчик цементобетонной смеси ДС-111 предназначен для приема бетонной смеси из авто самосвалов на спрофилированное цементогрунтовое основание, ее распределения, уплотнения и создания вертикальной кромки плиты покрытия.
2. Организация и технология производства работ
2.1. До начала работы бетоноукладчика должны быть выполнены следующие работы:
- спрофилировано под проектные отметки цементогрунтовое основание с необходимой прочностью, достаточной для движения автосамосвалов с бетонной смесью;
- натянута с двух сторон копирная струна для работы бетоноукладчика ДС-111 в автоматизированном режиме;
- устроено требуемое количество въездов на основание и съездов с него;
- подготовлены временные дороги для подвоза бетонной смеси.
2.2. Часовая потребность в бетонной смеси составляет около 106 м3, поэтому работу бетоноукладчика может обеспечивать одна смесительная установка непрерывного действия СБ-109 (расчетная производительность 120 м3/час) с реальной сменной производительностью 850 м3/смену.
2.3. Бетонная смесь и бетон, применяющиеся при устройстве однослойного покрытия, характеризуются следующими свойствами:
- класс бетона по прочности на сжатие - В 27,5;
- класс бетона на растяжение при изгибе - Bte 4,0;
- марка бетона по морозостойкости - F200;
- объем вовлеченного воздуха - 5-7% (ГОСТ 26633-91);
- подвижность смеси 1-3 (в среднем 2) см (ВСН 139-80);