Roads
Construction of the road subgrade
Part 5. Construction of subgrade on soft ground
Стандарт организации
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
ПО СОДЕЙСТВИЮ И РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СОДРУЖЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ»
Предисловие
1 | ПОДГОТОВЛЕНИ ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ | СРО НП «Содружество Строителей» |
2 | УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ | Решением общего собранияСРО НП «Содружество Строителей» протокол от 10 апреля 2012 года № 9 |
3 | ВВЕДЕН | ВПЕРВЫЕНастоящий стандарт идентичен стандарту Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.25.272011 |
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 года.
Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.
Авторский коллектив: докт. техн. наук, проф. В.Д. Казарновский (ОАО «Союздорнии»), канд. техн. наук, доц. И.В. Лейтланд (ОАО «Союздорнии»), докт. техн. наук, проф. Э.М. Добров (Московский государственный автомобильно-дорожный университет – МАДИ), докт. техн. наук, проф. В.Н. Ефименко, канд. техн. наук, доц. М.В. Бадина, канд. техн. наук, доц. С.В. Ефименко (Томский государственный архитектурно-строительный университет), канд. техн. наук Е.С.Пшеничникова (ОАО Союздорнии), канд. техн. наук, руководитель разработки Р.А. Коган (ОАО «СоюздорНИИ»), инженер О.Б. Гопин (ОАО «СоюздорНИИ»), инженер И.В. Басурманова (ОАО «СоюздорНИИ»).
Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф. В.В. Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А. Хвоинского (СРО НП
«МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила проведения работ при возведении земляного полотна на участках, сложенных слабыми грунтами.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы и техническую документацию:
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить
действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ 25100, а также следующие термины с соответствующими определениями:
болота: Природные образования, толща которых сложена грунтом болотной фации.
П р и м е ч а н и е – Различают типы болот:
- I типа – заполненные болотными грунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой до 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта;
- II типа – содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой до 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи;
- III типа – содержащие в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой до 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи.
болотные грунты: Грунты, образованные в условиях болотной фации.
земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий основанием для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
насыпь: Земляное сооружение из насыпного грунта, располагающееся выше естественного уровня земли.
основание насыпи: Природный массив грунта, располагающийся ниже тела насыпи.
пеноматериалы: Газонаполненные материалы, дисперсионная среда которых – плотное вещество, а диспергированная фаза – газ; обычно в пеноматериалах, как и вообще в газонаполненных материалах, объем газообразной фазы составляет более 50 % общего объема вещества.
рабочая платформа: Нижняя часть отсыпаемой на толще слабого грунта насыпи, которая должна обеспечить проходимость в процессе строительства построечного транспорта или возможность временного расположения оборудования, необходимого для выполнения работ по возведению насыпи проектной высоты.
слабые грунты: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) [3] или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа) [3, 7].
П р и м е ч а н и е – При отсутствии данных испытаний к слабым грунтам следует относить
грунты болотной фации: торф, заторфованные грунты, сапропели, болотный мергель, иольдиевые глины, грунты мокрых солончаков, а также илы, глинистые грунты различного происхождения, имеющие коэффициент консистенции свыше 0,5.
слабые основания: Основания, в пределах активной зоны которых имеются слои слабых грунтов мощностью не менее 0,5 м.
торф: Органоминеральный грунт, образованный в результате естественного отмирания и неполного разложения болотных растений в условиях повышенной влажности при недостатке кислорода и содержащий 50 % и более органических веществ.
4. Конструкции и материалы
4.1. К насыпям, сооружаемым на слабых основаниях, предъявляются следующие дополнительные требования: боковое выдавливание слабого грунта в основании насыпи в период эксплуатации должно быть исключено; интенсивная часть осадки основания насыпи должна завершиться до устройства покрытия (исключение допускается при применении сборных покрытий в условиях двухстадийного строительства); упругие колебания насыпей на торфяных основаниях при движении транспортных средств не должны превышать величины, допустимой для данного типа дорожной одежды [3, 7].
4.2. Нижнюю часть насыпи толщиной слоя на 0,5 м больше суммарной величины расчетной осадки основания и мощности удаляемого слоя (если применяется частичное или полное удаление) следует устраивать из дренирующих (СНиП 2.05.02) или крупнообломочных грунтов. Применение иных грунтов должно быть установлено в проекте.
4.3. На насыпях, в основании которых оставлены слабые грунты, капитальные дорожные одежды можно устраивать после завершения интенсивной части осадки. За завершение интенсивной части осадки допускается принимать время достижения 90 % консолидации основания или интенсивности осадки не более 2 см/год при дорожных одеждах капитального типа и 80 % консолидации при дорожных одеждах облегченного типа [4].
4.4. При устройстве насыпей на всех видах свайных оснований толщина рабочей платформы, в зависимости от несущей способности грунта основания и веса применяемых механизмов, должна составлять не менее 0,75 м. Ширина рабочей платформы должна превышать ширину свайного поля не менее чем на 2,5 м.
4.5. Для заполнения вертикальных дрен следует применять песок с коэффициентом фильтрации не менее 6 м/сут. или гравийно-песчаную смесь с диаметром частиц до 60 мм. Нижнюю часть насыпи (рабочую платформу) из дренирующих грунтов с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут. или крупнообломочных грунтов следует предусматривать ниже уровня дневной поверхности слабого основания на 0,2 – 0,5 м.
4.6. Не допускается использовать для устройства грунтоцементных свай грунты, содержащие более 6 % органических примесей.
5. Общие положения по возведению земляного полотна на слабых грунтах
5.1. Мощность активной зоны основания следует принимать ориентировочно равной ширине насыпи понизу. В случае, если слои слабых грунтов располагаются на глубинах, больших ширины насыпи понизу, а также при насыпях более 12 м высотой, мощность активной зоны устанавливается в соответствии с проектом.
5.2. При сооружении насыпей с оставлением в их основании слабых грунтов в целях повышения устойчивости, ускорения осадки и снижения влияния динамической нагрузки предусматривают следующие конструктивно-технологические решения:
- сооружение насыпи на слабом основании с расчетным режимом отсыпки, обеспечивающим устойчивость конструкции в процессе строительства и эксплуатации;
- применение разделительных прослоек из геополотен для исключения перемешивания отсыпаемых грунтов и грунтов слабого основания;
- применение армоэлементов из тканых геополотен или геосеток совместно с неткаными геополотнами для обеспечения устойчивости (армирование основания);
- устройство временной пригрузки для ускорения процесса консолидации грунтов слабого основания;
- сооружение «легких» насыпей из пеноматериалов для создания устойчивых и безосадочных насыпей;
- вертикальные дрены из песка, дискретных материалов, специальных (объемных) геосотовых материалов с целью ускорения осадки слабого основания;
- устройство свай из песка, щебня, цементогрунта, железобетона (забивные сваи), цементогрунта, укрепляемого по струйной технологии, инъекционные сваи с ростверком из геосотовых материалов или тканых геополотен с целью создания устойчивых или безосадочных конструкций.