6.2.11. Перед устройством вертикальных дрен и песчаных свай на поверхности болота производят отсыпку рабочей платформы из песка. Толщина ее, в зависимости от несущей способности грунта основания и веса применяемых механизмов, составляет не менее 0,75 м. Толщина рабочей платформы может быть снижена в 1,5 раза при укладке под нее геотекстильной прослойки на всю ширину рабочей платформы. Для прокола прослойки нижний конец обсадной трубы снабжают штыковым устройством. Ширина рабочей платформы должна превышать ширину свайного поля не менее, чем на 2,5 м.
Поверхность рабочей платформы планируют, после чего намечают центры скважин с закреплением осей поперечных рядов. На спланированную рабочую платформу автомобилями-самосвалами завозят песок для заполнения скважин.
При сооружении песчаных свай следует отдавать предпочтение методам, предусматривающим вдавливание обсадной трубы с уплотнением массива слабого грунта, а при устройстве вертикальных дрен более предпочтительны методы, позволяющие создать вертикальный песчаный столб без уплотнения грунта вокруг дрен, т.е. путем выбуривания.
Для вертикальных дрен и песчаный свай применяют специализированную машину для вибропогружения или кран с вибропогружателем, дополнительно укомплектованным рабочим органом в виде полой обсадной трубы с самораскрывающимся наконечником, а также рекомендуют применение методов гидроподмыва.
6.2.12. Технологический процесс устройства свай и дрен состоит из следующих операций: погружение обсадной трубы, заполнение ее песком, виброизвлечение трубы и уплотнение песка в свае. Сваи устраивают при движении агрегата по челночной схеме продольными рядами от 20 до 30 штук, после чего агрегат разворачивается и делает следующий ряд, двигаясь в обратном направлении.
Обсадную трубу погружают в слабый грунт с помощью вибрации, безвибрационным задавливанием (в грунтах, размораживающихся под действием вибрации) или комбинированным способом. Для прохождения рабочей платформы и прослоек плотного грунта целесообразно использовать отдельную машину типа ямобура. Достигшую заданной глубины обсадную трубу заполняют песком с помощью погрузчика, оборудованного двухчелюстным ковшом.
Извлекают обсадную трубу при выключенном вибраторе. В продолжение первых 10 с скорость извлечения не должна превышать 0,1 м/с при максимальной интенсивности вибрации. Если песок свободно истекает из трубы, дальнейшее извлечение ведут со скоростью до 0,2 м/с, снижая интенсивность вибрации. По окончании извлечения трубы агрегат переезжает на новую точку.
Комплект машин по устройству песчаных свай и дрен состоит из вибропогружателя, электростанции, буровой машины, погрузчика или экскаватора.
6.2.13. Технологический процесс устройства ленточных дрен из геотекстильных материалов включает заправку дрены в обсадную трубу, погружение обсадной трубы в грунт, извлечение ее, обрезку дрены на высоте от 20 до 25 см от поверхности грунта и переезд установки на новое место погружения дрен. Для погружения плоских дрен используют то же оборудование, что и для песчаных дрен, дополнительно снабженное катушкой с рулоном ленты геотекстиля.
6.2.14. Устройство свай из цементогрунта, щебня, монолитного бетона включает следующие технологические операции: подготовку поверхности основания (без удаления растительного грунта), разбивочные работы, отсыпку рабочей платформы из песка (в случае необходимости), бурение скважин заданного диаметра и глубины, заполнение скважин строительными смесями, их уплотнение. Сваи устраивают заподлицо с поверхностью рабочей платформы или с небольшим превышением над ней. Забивные железобетонные сваи забивают при помощи стандартногооборудованиядоотказа.Надзабивнымисваямиустраиваютнаголовники проектной конфигурации из бетона. Поверх голов свай (или наголовников) отсыпают выравнивающий слой песка не более 0,2 м с последующим устройством гибкого ростверка из геосинтетических сеток. Поверх ростверка осуществляют послойную отсыпку земляного полотна c послойным уплотнением.
Грунтоцементные сваи могут быть устроены с применением струйной технологии, осуществляемой с помощью специальной механизации и по специальному технологическому регламенту [11].
Библиография
[1] ВСН 46-83 Инструкция по проектированию дорожных одежд нежесткого типа
[2] Руководство по сооружению земляного полотна автомобильных дорог. Минтрансстрой. – М., Транспорт, 1982.
[3] Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах (к СНиП 2.05.02-85). Союздорнии Минтрансстроя СССР. – М.: Стройиздат. 1989. – 192 с.
[4] Методические рекомендации по конструкциям и технологии сооружения земляного полотна автомобильных дорог на участках залегания иольдиевых глин. Союздорнии. М., 1975.
[5] Методические рекомендации по применению временной пригрузки взамен выторфовывания при сооружении земляного полотна на торфяных болотах. М., 1974, 39 с (Гос. всесоюзн. дор. научно-исслед. ин-т).
[6] Методические рекомендации по расчету и технологии сооружения вертикальных песчаных дрен и песчаных свай при строительстве земляного полотна на слабых грунтах. М., 1974, 57 с (Гос. всесоюзн. дор. научно-исслед. ин-т).
[7] Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах. Издание официальное. Минтранс России, ФДА, Москва. 2004.
[8] EN 12716:2001 E Европейский стандарт «Выполнение специальных геотехнических работ. Струйная цементация». (Execution of special geotechnical works — Jet grouting)
[9] BCН 178-91 Нормы проектирования и производства буровзрывных работ при сооружении земляного полотна, Корпорация Трансстрой, М., 2000