- ледовый Дворец спорта "Мегаспорт" на Ходынском поле;
- многофункциональный комплекс "Строгино" на ул. Таллинской;
- крытый конькобежный центр в Крылатском;
- ледовый дворец на улице Коненкова;
- баскетбольный комплекс в Крылатском.
В период с 2012-2013 гг. в городе Москве проведены ряд крупнейших международных соревнований, в том числе: этап Кубка мира по гребле на байдарках и каноэ, чемпионаты мира по регби-7 и легкой атлетике.
В период с 2014-2018 гг. планируется проведение чемпионатов мира по гребле на байдарках и каноэ в 2014 году, по фехтованию в 2015 году, по хоккею и современному пятиборью в 2016 году, по футболу в 2018 году, чемпионата Европы по стрельбе из пневматического оружия в 2014 году, Кубка Конфедерации FIFA 2017 года. Подготовка спортсменов к участию в международных соревнованиях потребует значительных инвестиционных вложений в модернизацию имеющейся материально-технической базы по соответствующим видам спорта.
В соответствии с запланированными Государственной программой мероприятиями в течение ее действия планируется завершить строительство и/или реконструкцию крупных спортивных объектов, позволяющих проводить спортивные мероприятия международного уровня как за счет средств бюджета города Москвы так и за счет средств привлеченных инвесторов. К таким объектам относятся:
- спортивный комплекс на территории учебно-спортивного комплекса "Искра" по адресу: ул. Сельскохозяйственная, вл. 26;
- соревновательный комплекс с крытым футбольным манежем и плавательными бассейнами в Капотне;
- ледовый дворец спорта с залом хоккейной славы и многофункциональный спортивный комплекс для занятий синхронным плаванием по адресу: ул. Автозаводская, вл. 23;
- спортивный комплекс с 8 залами для организации учебно-тренировочного процесса и проведения соревнований международного уровня по восточным единоборствам "ушу" с переходом в существующее здание ГБОУ ЦО "МЭШ" на ул. Херсонская;
- многофункциональный спортивный комплекс ЦСКА с мультифункциональной хоккейной площадкой и ареной для проведения баскетбольных, волейбольных, гандбольных матчей, теннисных турниров по адресу: Сиреневый бульвар, д. 4;
- международный центр самбо на территории Лужников;
- спортивный комплекс с плавательным бассейном, спортивными залами, двумя тирами и конно-спортивным манежем в поселке Северный для организации учебно-тренировочного процесса и проведения соревнований международного уровня по пятиборью.
Также, на территории "новой" Москвы прорабатывается вопрос строительства биатлонного стадиона, многофункционального спортивного комплекса в пос. Московский, а также комплекса, включающего гоночную трассу для проведения гонок Формулы 1.
В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2012-2014 гг., за счет выделенных лимитов капитальных вложений на реализацию Государственной программы в 2012 году для проведения 2-го этапа Кубка Мира по гребле на байдарках и каноэ завершена реализация 1 этапа развития территории Гребного канала: построена финишная вышка с переходом в основное здание; реконструировано существующее здание эллингов; построено новое здание эллингов; заменено информационное табло; построен монорельс для видеосъемки; построены 2 соединительных канала на островной территории.
Также в 2012 году построен уникальный спортивный комплекс с борцовским залом, бассейном и переходом к основному корпусу школы ГБОУ ЦО "Самбо-70" Москомспорта, позволяющий проводить международные турниры по дзюдо, сумо, самбо. Церемония открытия спортивного комплекса "Самбо-70" прошла в марте 2013 года с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина в рамках форума, посвященного развитию детско-юношеского спорта.
В 2013 году построены молодежно-подростковый культурно-оздоровительный многопрофильный центр с регбийным стадионом в Зеленограде, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и залами в Царицыно, а также Центр спортивных технологий Москомспорта по адресу: ул. Советской Армии, вл. 6.
В целях обеспечения проведения Чемпионата мира по гребле на байдарках и каноэ 2014 года в ноябре 2013 года начаты работы по строительству объектов 2 этапа развития территории Гребного канала, в рамках которого будут построены четыре дистанционных домика, три дистанционные вышки, новое здание общежития, проложены кабельные линии по всей дистанции, установлен ангар для хранения катеров, а также отремонтированы спортивный корпус и гостиница.
В рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года вступили в завершающую стадию работы по строительству стадиона "Спартак" на Тушинском аэродроме (Волоколамское шоссе, вл. 67), а также начаты работы по реконструкции Большой спортивной арены "Лужники". Выполнение работ осуществляется за счет средств инвесторов (стадион "Спартак") и бюджетных средств (Большая спортивная арена "Лужники").
Осуществление запланированных в рамках Государственной программы мероприятий позволит обеспечить не только проведение вышеуказанных международных соревнований, но и создание учебно-тренировочной базы мирового уровня и условий для организации крупных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий для жителей города Москвы.
Основными проблемами в сфере массовой физической культуры, подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений являются:
- недостаточное количество объектов спорта, отвечающих современным мировым требованиям, что затрудняет подготовку спортивного резерва (острая нехватка футбольных полей, стадионов и крытых манежей для легкой атлетики, отсутствие современных, в том числе крытых, комплексов и центров по зимним видам спорта (лыжных стадионов, лыжно-биатлонного комплекса, комплекса лыжных трамплинов, керлинга, шорт-трека), а также специализированных центров для стрелковых видов спорта, хоккея на траве, сооружений для занятий экстремальными видами спорта, единоборствами, недостаточное количество сооружений для занятий водными и гребными видами спорта и иных объектов);
- недостаточное развитие материально-технического оснащения объектов спорта, в том числе в целях обеспечения доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- значительная степень износа зданий спортивных школ;
- недостаточная обеспеченность граждан крытыми спортивными сооружениями шаговой доступности;
- отсутствие современной спортивной базы государственных образовательных организаций высшего образования, отсутствие широкого студенческого спортивного движения;
- значительное сокращение объектов спорта, находящихся в собственности негосударственных организаций;
- нехватка высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов).
Государственной программой предусмотрены меры, направленные на решение имеющихся в сфере физической культуры и спорта проблем и достижение основных показателей, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом повышает качество жизни москвичей и способствует поддержанию здоровья и высокой работоспособности.
2. Прогноз развития физической культуры и спорта. Планируемые результаты и показатели
Дальнейшее развитие сферы физической культуры и спорта в городе Москве определено задачами государственной политики, связанными с развитием человеческого потенциала. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года среди основных приоритетов социальной и экономической политики предусматривается распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
При этом распространение стандартов здорового образа жизни подразумевает не только пропаганду и информирование, но и внедрение и закрепление в жизни каждого гражданина физической культуры и спорта, формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие физической культуры и спорта связано с доминирующей ролью государственной системы в этой сфере.
Наиболее актуальными целевыми направлениями развития физической культуры и спорта являются:
1) развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом, увеличение количества спортивных сооружений; развитие системы детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых; осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта; реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом; развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований;
2) повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе: модернизация системы подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в сфере спорта высоких достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерского состава; развитие инфраструктуры спортивных центров по различным видам спорта, в том числе баз олимпийской подготовки; обеспечение разработки и внедрения новых эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения.
Реализация Государственной программы позволит решить задачи по созданию условий для граждан вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Решение этих задач является непременным условием улучшения качества социальной среды и условий жизни людей, сохранения и укрепления здоровья населения, поддержки талантливых молодых людей, в целом - развития человеческого потенциала.
Развитие сферы массового спорта позволит значительно увеличить число жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Увеличится число детей и молодежи, в том числе молодежи допризывного возраста, вовлеченных в занятия спортом. Лица с ограниченными возможностями здоровья получат гарантированные услуги в сфере физической культуры и спорта.
Большинство московских детей освоят навыки спортивной подготовки разного уровня. Будут подготовлены спортсмены высокого спортивного уровня.
Поддержка негосударственных организаций, работающих в сфере физической культуры и спорта, позволит не только поддержать этот сектор экономики, но и расширить спектр предоставляемых москвичам физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Планируемые значения показателей по итогам реализации Государственной Программы предусмотрены в паспорте, разделе 5 Государственной программы, паспортах подпрограмм Государственной программы и приложении 2 к Государственной программе.
3. Цели и задачи Государственной программы
Целями реализации Государственной программы являются увеличение числа жителей города Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, достижение московскими спортсменами высших спортивных результатов.
Для достижения указанных целей необходимо в рамках реализации Государственной программы решение следующих задач:
1) обеспечение жителей города Москвы возможностями для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой и спортом и участия в физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятиях;
2) популяризация физической культуры и спорта среди жителей города Москвы всех возрастных групп (дети, молодежь, среднее и старшее поколения), в том числе инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи;
4) модернизация системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта;