Постановление Федерального горного и промышленного надзора Россииот 9 июня 2003 г. N 76"Об утверждении Правил устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов" стр. 20

высокий уровень однородности и сплошности металла сварных соединений с учетом конкретных условий и требуемого уровня комплекса механических свойств: прочности, пластичности, твердости, ударной вязкости и хладостойкости:
минимальный уровень деформаций свариваемых конструкций.
6.2.2. При заводском изготовлении резервуарных конструкций основными способами сварки являются автоматизированная сварка под флюсом для листовых конструкций и механизированная сварка в углекислом газе или в смеси газов на основе аргона для решетчатых конструкций и оборудования. При автоматизированной сварке под флюсом резервуарных полотнищ необходимым является оснащение сварочного оборудования системами слежения электрода за стыком.
6.2.3. Рекомендуемые способы сварки для различных типов сварных соединений при сооружении резервуаров из рулонных заготовок, а также резервуаров, монтируемых полистовым методом, приведены в табл. 6.1 и 6.2.
6.2. Учитывая, что ручная дуговая сварка характеризуется относительно высоким уровнем удельного тепловложения, приводящего к повышенным сварочным деформациям, а также сравнительно низкой производительностью, применение этого способа сварки при сооружении резервуаров должно быть ограничено.
Таблица 6.1
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Рекомендуемые способы монтажной сварки резервуаров, сооружаемых из │
│ рулонированных полотнищ │
├──────────────────────────────┬────────────────────────────────────────┤
│ Сварное соединение │ Рекомендуемый способ сварки │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Стыковые соединения окраек│1. Механизированная сварка в углекислом│
│днища │газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Соединения элементов│1. Автоматизированная сварка под флюсом.│
│центральной части днища │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
│ │3. Механизированная сварка в углекислом│
│ │газе │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Монтажные стыки стенки │Механизированная сварка в углекислом│
│ │газе. │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Уторные швы в сопряжении│1. Механизированная сварка в углекислом│
│стенки и днища │газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
│ │3. Автоматизированная сварка под флюсом │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения каркаса│Механизированная сварка в углекислом│
│крыши при укрупнении в блоки │газе │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Соединения люков, патрубков,│Механизированная сварка в углекислом│
│усиливающих листов на стенке и│газе │
│на крыше │ │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения опорных│1. Механизированная сварка в углекислом│
│узлов в сопряжении крыши со│газе. │
│стенкой и колец жесткости │2. Ручная дуговая сварка │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения настила│1. Механизированная сварка в углекислом│
│крыши │газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой │
├──────────────────────────────┼────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения понтонов│1. Механизированная сварка в углекислом│
│или плавающих крыш │газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой │
└──────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘
При сварке в углекислом газе в условиях ветра необходимо применять технологию, обеспечивающую повышение устойчивости защитной струи газа и стойкости к порообразованию, или применять заграждения от ветра.
Для всех типов сварных соединений возможно использование ручной дуговой сварки с учетом п. 6.3.3.
Таблица 6.2
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Рекомендуемые способы сварки цилиндрических резервуаров, сооружаемых │
│ полистовым способом │
├────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┤
│Сварное соединение │Рекомендуемый способ сварки │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Соединения окраек днища │1. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Соединения элементов│1. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│центральной части днища │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
│ │3. Автоматизированная сварка под флюсом. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Уторные швы в сопряжении│1. Автоматизированная сварка под флюсом. │
│стенки днища │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
│ │3. Механизированная сварка в углекислом газе. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Вертикальные соединения│1. Автоматизированная сварка с принудительным│
│стенки │формированием шва порошковой или│
│ │активированной проволокой. │
│ │2. Механизированная сварка в углекислом газе. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Горизонтальные │1. Автоматизированная сварка под флюсом. │
│соединения стенки │2. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│ │3. Сварка порошковой проволокой с│
│ │полупринудительным формированием шва │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Соединение люков,│Механизированная сварка в углекислом газе. │
│патрубков и их│ │
│усиливающих листов на│ │
│стенке и на крыше │ │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения│1. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│каркаса крыши, опорных├──────────────────────────────────────────────┤
│колец и колец жесткости │2. Ручная дуговая сварка. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Соединения настила крыши│1. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│ │2. Механизированная сварка порошковой│
│ │проволокой. │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│Сварные соединения│1. Механизированная сварка в углекислом газе. │
│понтонов или плавающих│2. Механизированная сварка порошковой│
│крыш │проволокой. │
└────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘
При сварке в углекислом газе в условиях ветра необходимо применять технологию, обеспечивающую повышение устойчивости защитной струи газа и стойкости к порообразованию, или применять заграждения от ветра.
Для всех типов сварных соединений возможно применение ручной дуговой сварки с учетом п. 6.3.3.

6.3. Требования к подготовке и сборке конструкций под сварку

6.3.1. До начала сварочных работ любые соединения резервуаров должны быть проконтролированы и приняты под сварку по следующим конструктивным и технологическим критериям:
геометрические параметры кромок элементов, подготовленных под сварку (величина угла скоса кромок, зазор в стыке, величина притупления, смещение кромок), должны укладываться в поле допусков, предусмотренных проектом;
поверхность кромок, а также прилегающие к ним зоны шириной 20 мм должны быть зачищены от любых загрязнений;
сборочные приспособления, закрепляющие кромки свариваемых элементов, должны обеспечивать достаточную прочность и жесткость, чтобы исключить чрезмерные усадку швов и перемещения свариваемых элементов.
6.3.2. Закрепление кромок свариваемых элементов должно выполняться преимущественно с помощью сборочных приспособлений.
При необходимости постановки электроприхваток на монтажных стыках стенки их рекомендуется располагать с противоположной стороны от части сечения шва, выполняемой первой. Размер прихваток должен быть минимально необходимым. При выполнении зачистки корня шва такие прихватки удаляются.
Прихватки, выполняемые в угловых и нахлесточных соединениях, можно переплавлять только после их зашлифовки и визуального контроля качества, при этом такие прихватки должны выполняться квалифицированными сварщиками.
6.3.3. Приемку сварных стыков под сварку осуществляет руководитель сварочных работ, о чем делается соответствующая запись и журнале контроля качества монтажно-сварочных работ.

6.4. Требования к технологии выполнения сварных соединений

6.4.1. Способы, режимы и техника сварки резервуарных конструкций должны обеспечивать:
требуемый уровень механических свойств сварных соединений, предусмотренный проектом;
необходимую однородность и сплошность металла сварных соединений;
оптимальную скорость охлаждения выполняемых сварных соединений, которая зависит от марки стали, углеродного эквивалента, толщины металла, режима сварки (погонной энергии), конструкции сварного соединения, а также температуры окружающей среды;
минимальный коэффициент концентрации напряжений;
минимальную величину сварочных деформаций и перемещений свариваемых элементов;
коэффициент формы каждого наплавленного шва (прохода) в пределах от 1,3 до 2,0 (при сварке со свободным формированием шва).
6.4.2. При сварке резервуарных конструкций в зимнее время необходимо систематически контролировать температуру металла и, если расчетная скорость осаждения металла шва превышает допускаемое значение для данной марки стали, необходимо организовать предварительный, сопутствующий или послесварочный подогрев свариваемых кромок. Требуемая температура и схема подогрева должны быть определены в ППР. Рабочие диапазоны скоростей охлаждения сталей, а также минимальные температуры, не требующие подогрева кромок при сварке, которые зависят от углеродного эквивалента, толщины металла, способа сварки и погонной энергии, также должны указываться в технологических проектах. Как правило, при осуществлении подогрева кромок следует нагревать металл на всю толщину в обе стороны от стыка на ширину 100 мм.
При сварке в зимнее время, независимо от температуры воздуха и марки стали, свариваемые кромки необходимо просушивать от влаги.
6.4.3. При использовании способов сварки с открытой дугой в зоне производства сварочных работ следует систематически контролировать скорость ветра. Допускаемая скорость ветра в зоне сварки должна указываться в ППР в зависимости от применяемых способов сварки и марок сварочных материалов. При превышении допускаемой скорости ветра сварка должна быть прекращена или должны быть устроены соответствующие защитные укрытия.
6.4.4. Сварка должна производиться при стабильном режиме. Колебания величины сварочного тока и напряжения в сети, к которой подключается сварочное оборудование, не должны превышать +-5%.
6.4.5. Последовательность выполнения всех сварных соединений резервуара и схема выполнения каждого сварного шва в отдельности должны соблюдаться в соответствии с указаниями ППР исходя из условий обеспечения минимальных сварочных деформаций и перемещений элементов конструкций. При выполнении монтажных стыков стенки первыми, как правило, должны выполняться швы изнутри резервуара.
6.4.6. Не допускается выполнение сварочных работ на резервуаре при дожде, снеге, если кромки элементов, подлежащих сварке, не защищены от попадания влаги в зону сварки.
6.4.7. Все сварные соединения на днище и стенке резервуаров при ручной или механизированной сварке должны выполняться, как правило, не менее чем в два слоя. Каждый слой сварных швов должен проходить визуальный контроль, а обнаруженные дефекты должны устраняться.
6.4.8. Удаление дефектных участков сварных швов производится механическим методом (шлифмашинками или пневмозубилом) или воздушно- дуговой строжкой с последующей зашлифовкой поверхности реза.
6.4.9. Заварку дефектных участков сварных швов следует выполнять способами и материалами, предусмотренными технологией. Исправленные участки сварного шва должны быть подвергнуты повторному контролю физическими методами. Если в исправленном участке вновь будут обнаружены дефекты, ремонт сварного шва должен выполняться при обязательном контроле всех технологических операций руководителем сварочных работ.
Информация о выполненных ремонтных работах сварных соединений должна быть занесена в журнал контроля качества монтажно-сварочных работ.
Выполнение троекратного ремонта сварных соединений в одной и той же зоне должно согласовываться с разработчиком технологического проекта.
6.4.10. Удаление технологических приспособлений, закрепленных сваркой к корпусу резервуара, должно производиться, как правило, механическим способом или кислородной резкой с последующей зачисткой мест их приварки заподлицо с основным металлом и контролем качества поверхности в этих зонах. Вырывы основного металла или подрезы в указанных местах недопустимы.
6.4.11. После сварки швы и прилегающие зоны должны быть очищены от шлака и брызг металла.

VII. Контроль качества сварных соединений

7.1. Общие требования

7.1.1. Контроль качества работ по изготовлению и монтажу конструкций резервуаров должен осуществляться заказчиком, изготовителем и монтажником (производителем работ).
7.1.2. Проектировщик осуществляет авторский надзор за сооружением резервуаров. Представителям заказчика, а также представителям проектной организации, выполняющим авторский надзор, представляются свободный доступ ко всем рабочим местам, где выполняются работы по изготовлению и монтажу конструкций резервуаров, и рабочая документация.
7.1.3. При сооружении резервуаров применяются следующие виды контроля качества сварных соединений:
механические испытания сварных соединений образцов-свидетелей;
визуальный контроль всех сварных соединений резервуара;