- воздухом - для газообразных взрывоопасных, легковоспламеняющихся и токсичных сред;
- водой - для прочих сред.
Испытания задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, допускается проводить вместо воды керосином.
8.7.2 Пробное вещество подают в один из патрубков при заглушенном другом патрубке и открытом затворе.
8.7.3 Давление пробного вещества,
, должно соответствовать числовой составляющей обозначения номинального давления (например для PN 40-40
) и (или) рабочему давлению, если это предусмотрено в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.


8.7.4 Герметичность сальникового уплотнения испытывают после трехкратного подъема и опускания запирающего элемента на открытие и закрытие усилием (крутящим моментом), указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку. Перед испытанием сальник затягивают согласно требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
При наличии ручного дублера привода для приводной задвижки совершают по три цикла перемещения запирающего элемента соответственно: от ручного дублера и от привода. При этом подтверждается работоспособность задвижки (5.1.4.11).
Критерием работоспособности является перемещение шпинделя (штока) без рывков и заеданий при постоянном усилии (крутящем моменте).
8.7.5 Время выдержки при установившемся давлении, если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, мин:
1 - для задвижек до DN 50 включительно;
2 - для задвижек свыше DN 50 до DN 150 включительно;
3 - для задвижек свыше DN 150.
8.7.6 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, протечку через сальниковое уплотнение контролируют в зазоре между втулкой (гайкой) сальника и штоком (шпинделем) и между штоком (шпинделем) и коробкой сальника.
8.7.7 Метод контроля - визуальный. Протечки не допускаются.
8.7.8 Методы и способы контроля:
- при испытании водой и керосином - гидростатический метод по ГОСТ 25136, способ реализации - компрессионный по ГОСТ 24054;
- при испытании воздухом - пузырьковый метод по ГОСТ 25136, способы реализации - компрессионный или обмыливанием по ГОСТ 24054.
8.7.9 Если конструкцией задвижки предусмотрено отверстие для организованного отвода протечки через основной (первый со стороны давления) сальник либо отверстие для подачи жидкости в камеру сальника (при гидроуплотнении) и в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, протечку контролируют на выходе указанного отверстия.
Герметичность сальников, следующих за основным (при их наличии), контролируют по требованиям стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.7.10 Допускается замена воды на воздух, при этом должны соблюдаться требования безопасности согласно НД, действующим на предприятии-изготовителе. Методы и способы реализации - согласно 8.6.4.
8.8 Испытания на герметичность затвора (5.1.4.10)
8.8.1 Пробные вещества - по 8.7.1.
8.8.2 Методы испытаний на герметичность - по ГОСТ 9544, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное.
8.8.3 Испытания задвижек допускается проводить с технологическим приводом либо без привода. При этом должны выполняться требования 8.8.1.
8.8.4 Методику испытаний задвижек, предназначенных для нефтепродуктов, разрабатывает предприятие-изготовитель по согласованию с разработчиком.
8.8.5 Состояние уплотнительных поверхностей затвора задвижки перед испытанием проверяют на соответствие требований стандарта (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.8.6 Перед испытанием запирающий элемент поднимают на 25-35% полного (условного) хода, полость задвижки заполняют испытательной средой под давлением по 8.7.3, после чего задвижку закрывают усилием (крутящим моментом) для герметизации затвора, указанным в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
8.8.7 Если в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку не указано иное, то при испытании задвижек с односторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество подают под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 во входной патрубок, а герметичность затвора контролируют у выходного патрубка; при испытании задвижек с двусторонним направлением подачи рабочей среды пробное вещество под давлением в соответствии с ГОСТ 9544 подают поочередно в каждый патрубок, а герметичность затвора контролируют у другого патрубка.
8.8.8 При наличии на корпусах и крышках задвижек дополнительных отверстий последние могут быть использованы для подачи и контроля давления пробного вещества.
8.8.9 Задвижки считают выдержавшими испытания, если протечки пробного вещества в затворе не превышают значений, указанных в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки.
8.8.10 Время выдержки при контроле герметичности затвора задвижки - по ГОСТ 9544.
8.9 Контроль массы задвижек (5.1.4.12)
8.9.1 Массу задвижек контролируют на весах статического взвешивания по ГОСТ 29329.
8.9.2 Масса задвижки не должна превышать указанную в ТУ и КД на конкретную задвижку.
8.9.3 Массу задвижек контролируют при испытании первой партии задвижек текущего года. Объем выборки - по ГОСТ 20736.
8.10 Предприятие-изготовитель, если в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки не указано иное, имеет право:
- совмещать испытания, перечисленные в настоящем разделе;
- изменять методику испытаний согласно действующим НД и ТД;
- устанавливать задвижку на испытательном стенде по своему усмотрению.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Задвижки перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида.
9.2 Условия транспортирования и хранения:
- задвижек с электроприводом - 4 (Ж2) по ГОСТ 15150;
- остальных - 7 (Ж1) по ГОСТ 15150.
Допускаются другие условия транспортирования и хранения, если это оговорено в стандарте (ТУ, КД) на конкретную задвижку.
Для задвижек, упакованных в крытые транспортные средства (ящики по ГОСТ 2991, ГОСТ 9142, ГОСТ 10198 или контейнеры по НД), условия транспортирования в части воздействия климатических факторов - по группе 5 (ОЖ4) ГОСТ 15150.
Требования в части воздействия механических факторов по ГОСТ 23170.
9.3 Допускается транспортировать задвижки DN 300 и более без тары, предусмотренной в 5.5.2. В этом случае предприятие-изготовитель или поставщик должны обеспечить установку и крепление задвижек на другом транспортном средстве, исключающие возможность механических повреждений и загрязнений внутренних поверхностей задвижек и уплотнительных поверхностей фланцев.
9.4 Допускается транспортирование задвижек пакетами. Формирование пакетов - в соответствии с КД или НД, отвечающей требованиям ГОСТ 26663.
9.5 Допускается транспортировать задвижки со снятыми ответными фланцами, укладывая их вместе с крепежными деталями в общую тару с задвижкой.