Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" стр. 10

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.
Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Приложение 2
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Размеры инструментов и инвентаря, используемого при трудовом обучении и организации общественно полезного труда

1. Размеры некоторых столярных и слесарных инструментов

Инструменты
возраст обучающихся
10 - 12 лет
13 - 15 лет
Ножовка столярная
длина полотна
280 - 300 мм
320 - 350 мм
шаг зубьев
5 мм
5 мм
длина ручки (форма призмы)
80 мм
90 мм
ширина со стороны полотна
13 мм
15 мм
ширина со стороны ладони
20 мм
24 мм
ширина со стороны боковой грани
29 мм
31 мм
Шерхебель
длина колодки
220 мм
250 мм
ширина колодки
38 мм
45 мм
длина железки
140 мм
180 мм
ширина железки
25 мм
30 мм
Рубанок
Длина
210 мм
244 мм
ширина
48 мм
56 мм
длина металлической колодки
220 мм
250 мм
ширина металлической колодки
47 мм
52 мм
длина железки
140 мм
180 мм
ширина железки
30-40 мм
40 мм
Молоток столярный
Масса
200 г
300 г
сечение ручки в месте хвата
26x20 мм
28x22 мм
Рашпиль
общая длина
200
250
длина ручки
112 мм
120 мм
диаметр наиболее толстой части брюшка
31,5 мм
34 мм
Клещи
общая длина
200 мм
250 мм
длина рычагов
125 мм
150 мм
расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата
27 мм
27 мм
Напильники
общая длина
200 мм
250 мм
длина ручки
112 мм
120 мм
диаметр наиболее толстой части брюшка
31,5 мм
34 мм
Ножовка слесарная
длина полотна
-
275 мм
длина ручки
-
120 мм
диаметр наиболее толстой части брюшка
-
34 мм
Молоток слесарный
Масса
300 г
400 г
Длина
280-300 мм
300-320 мм
сечение ручки в месте хвата
26x20 мм
28x22 мм
Ножницы по металлу
Длина режущей части
60 мм
60 мм

2. Объем ведер и леек:

для детей 8 - 10 лет - не более 3 литров;
для детей 11 - 12 лет - не более 4 литров;
для детей 13 - 14 лет - не более 6 литров;
для детей 15 - 16 лет - не более 8 литров.
Приложение 3
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
Математика
8
Русский (национальный, иностранный язык)
7
Природоведение, информатика
6
Русская (национальная) литература
5
История (4 классов)
4
Рисование и музыка
3
Труд
2
Физическая культура
1
Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы
Количество баллов (ранг трудности)
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Химия
-
-
13
10
12
Геометрия
-
-
12
10
8
Физика
-
-
8
9
13
Алгебра
-
-
10
9
7
Экономика
-
-
-
-
11
Черчение
-
-
-
5
4
Мировая художественная культура (МХК)
-
-
8
5
5
Биология
10
8
7
7
7
Математика
10
13
-
-
-
Иностранный язык
9
11
10
8
9
Русский язык
8
12
11
7
6
Краеведение
7
9
5
5
-
Природоведение
7
8
-
-
-
География
-
7
6
6
5
Граждановедение
6
9
9
5
-
История
5
8
6
8
10
Ритмика
4
4
-
-
-
Труд
4
3
2
1
4
Литература
4
6
4
4
7
ИЗО
3
3
1
3
-
Физическая культура
3
4
2
2
2
Экология
3
3
3
6
1
Музыка
2
1
1
1
-
Информатика
4
10
4
7
7
ОБЖ
1
2
3
3
3
Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы
Количество баллов
(ранг трудности)
Физика
12
Геометрия,Химия
11
Алгебра
10
Русский язык
9
Литература,Иностранный язык
8
Биология
7
Информатика,Экономика
6
История,Обществознание,МХК
5
Астрономия
4
География,Экология
3
ОБЖ,Краеведение
2
Физическая культура
1
Приложение 4
к СанПиН 2.4.2.2821-10

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма: