Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы) | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 44-53 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные закономерности и главные события мирового исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основные эпохи в истории человечества и истории России и их хронологию;- основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;- основные разделы и направления философии в их историческом развитии, методы и приемы философского анализа проблем;- основные положения эстетики как науки о прекрасном;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- главные положения экономической науки, современные экономические проблемы, общественные проблемы, связанные с экономикой;уметь:- анализировать и оценивать социальную и политическую информацию;прогнозировать, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;- приемами экономического анализа и планирования;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации. | 35-45 | История Философия История философии Эстетика Иностранный языкЭкономика | ПК-31ПК-31ПК-29ПК-29ПК-25ОК-4ПК-30ПК-10 | |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 7-9 | |||
С.2 | Общепрофессиональный цикл | 132-145 | ||
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: | 131,5 | Безопасность жизнедеятельности | ПК-17 | |
- строй русского языка в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии;- русскую и мировую литературу и устное народное творчество в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;- психологию и многообразный опыт творческой деятельности;уметь:- выработать собственный стиль;- проанализировать литературный текст;пользоваться основными методами стилистического и литературоведческого анализа; | Введение в литературоведение | ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-26 | ||
Устное народное творчество и история русской литературы II - начала XXI века (включая детскую литературу) | ПК-5-7 | |||
владеть:- основными методами защиты обучающихся, преподавателей, обслуживающего персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. | История зарубежной литературы (включая античную литературу) | ПК-8-9 | ||
Введение в языкознание | ПК-25 | |||
Современный русский литературный язык | ПК-3.4ПК-27 | |||
Теоретическая стилистика | ПК-3.1ПК-24 | |||
Практикум по орфографии и пунктуации | ПК-37 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 9-14 (13,5) | |||
С.3 | Профессиональный цикл | 82 | ||
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- психологию и многообразный опыт творческой деятельности;- исторически сложившиеся закономерности строения прозаического и стихотворного текста;- родственные связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития;- закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;уметь:- анализировать воплощенный в произведениях словесности язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов стилистики и общего языкознания;ориентироваться в основных этапах истории и дискуссионных вопросах современной стилистики и языкознания;- анализировать литературные явления в единстве философских, нравственных, эстетических аспектов;- пользоваться научной, справочной, методической литературой на русском и иностранном языках;владеть:- методами художественного творчества и навыками практической деятельности как минимум в одном из жанров словесного искусства. | 77 | Литературное мастерство (проза, поэзия, драма, критика) | ПК-4 | |
Семинар по современной русской литературе | ПК-3.2ПК-3.3ПК-3.4 | |||
История русского языка (включая старославянский язык и диалектологию) | ПК-23 | |||
Введение в славянскую филологию Практическая стилистика и редактирование | ПК-22ПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.11 | |||
Специализация N 1 "Литературный работник"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные приемы словесного раскрытия темы текста;- ведущие направления русской и зарубежной литературной мысли;уметь:- исполнить литературную творческую работу;- рецензировать литературное произведение, произведения драматических и кинематографических жанров;владеть:- теорией и практическими навыками редактирования. | Теория стиха, прозы и драмы | ПСК-1.5.1ПСК-1.5.2 | ||
Теория литературной критики | ПСК-1.6 | |||
История русской литературной критики | ПСК-1.7ПСК-1.9ПСК-1.10 | |||
Специализация N 2 "Литературный работник, переводчик художественной литературы"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- историю, культуру, устное народное творчество, литературу стран языка своей переводческой специальности;уметь:- осуществить высококачественный художественный перевод прозаического и стихотворного текстов;владеть:- языком переводимой литературы на уровне, приближающемся к владению родным языком. | Мастерство художественного переводаИстория зарубежной литературной критикиИностранный язык, основнойЛитература страны изучаемого языкаИстория и теория художественного переводаСтрановедение | ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5ПСК-2.2ПСК-1.8 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 1-5(5) | |||
С.4 | Физическая культура | 2 | ||
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская и художественно-творческая работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 6-9 | ||
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 12-15 | ||
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
1. Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц.
2. Суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ ООП С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 90 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ ООП.
3. Необходимость выделения дисциплин специализации в циклах С.1 и С.3 определяется вузом, при этом следует учитывать, что в Специализации N 2 "Литературный работник, переводчик художественной литературы" требуется каждодневная интенсивная работа над основным иностранным языком, занимающая много времени, поэтому доля специальных дисциплин не может составлять менее 40-45 процентов базовой части цикла.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Требования к результатам освоения и структуре подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются вузами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
В случае, если ООП подготовки специалиста связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 34 академических часа. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической подготовке.
7.8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очно-заочной (вечерней) форме составляет 16 академических часов.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в год при освоении ООП подготовки специалиста в заочной форме обучения не может составлять более 200 академических часов.
7.10. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа подготовки специалистов вуза должна включать практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области практического применения теоретических знаний:
Философия, История России, Политология, Социология, Безопасность жизнедеятельности, Теория стиха и прозы, Теория драмы, Старославянский язык, Диалектология русского языка, Историческая грамматика русского языка, История русского литературного языка, Введение в славянскую филологию, Риторика, Литература страны изучаемого языка, Страноведение, Современный русский литературный язык, Теоретическая стилистика, Введение в литературоведение, Устное народное творчество, История русской литературы II - начала XXI века, Античная литература, История зарубежной литературы;
Дисциплины: Литературное мастерство, Семинар по современной русской литературе, Практическая стилистика и редактирование, Мастерство художественного перевода, Иностранный язык, Практикум по орфографии и пунктуации проводятся только в форме семинарских и практических занятий.
Практические и семинарские занятия проводятся также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП подготовки специалистов. Она представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалистов по данной специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная, производственная, которые могут включать следующие виды практик: редакционно-издательскую, научно-исследовательскую.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Особые условия реализации программ практик в ООП подготовки специалиста.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.16. Научно-исследовательская и художественно-творческая работа является обязательным разделом ООП подготовки специалистов, направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
При разработке программы научно-исследовательской и художественно-творческой работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую и художественно-творческую информацию в области кино, телевидения, театра, концертной деятельности;
участвовать в проведении научных исследований и художественно-творческих мероприятий кафедр, факультетов и иных подразделений вуза;
принимать участие в исследовательских разработках и творческих мероприятиях, проводимых вузом по заказу других организаций;
выступать с докладами на вузовских (межвузовских) конференциях;
выступать с инициативой проведения в вузе (на факультете) творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов).
В процессе выполнения научно-исследовательской и художественно-творческой работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.