умением самостоятельно математически и физически корректно ставить естественнонаучные и инженерно-физические задачи и организовывать их решение в рамках небольших коллективов (ПК-25);
умением приобретать опыт самостоятельного различения типов знания (ПК-26);
педагогическая деятельность:
умением точно представить математические знания в устной форме (ПК-27);
владением основами педагогического мастерства (ПК-28);
возможностью преподавания физико-математических дисциплин и информатики в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-29).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:иметь базовые знания:в области гуманитарных наук;знать:иностранный язык и активно его использовать;уметь:находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников;владеть навыками:межличностных отношений, представления гуманитарных знаний в проблемно-задачной форме | 31-39 18-22 | Иностранный язык.История.Философия.Экономическая теория. | ОК - 1ОК - 2ОК - 3ОК - 4ОК - 14ОК - 15ОК - 16ПК - 14 |
Вариативная часть(знания, умения и навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:иметь базовые знания:в области прикладной математики, теоретической механики, численных методов;уметь:профессионально использовать приближенные методы решения классических задач математики и механики;владеть:навыками практического использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ), программирования. | 40-50 14-18 | Численные методы.Теоретическая механика. | ОК - 6ОК - 10ОК - 12ОК - 13ПК - 1ПК - 11ПК - 13ПК - 19ПК - 21ПК - 22ПК - 23ПК - 25ПК - 26 |
Вариативная частьЗнания, умения, навыки определяются ООП вуза. | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:иметь базовые знания:в области фундаментальной математики и компьютерных наук;уметь:формулировать и доказывать теоремы, самостоятельно решать классические задачи математики;владеть навыками:практического использования математических методов при анализе различных задач. | 140-150 90-100 | Математический анализ.Фундаментальная и компьютерная алгебра.Аналитическая геометрия.Дифференциальная геометрия и топология.Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование.Стохастический анализ.Дискретная математика, математическая логика и их приложения в информатике и компьютерных науках.Дифференциальные уравнения.Основы компьютерных наук (математическое моделирование, базы данных, операционные системы)Безопасность жизнедеятельности. | ОК - 6ОК - 8ОК - 9ОК - 11ОК - 12ОК - 14ОК - 15ОК - 17ПК - 3ПК - 4ПК - 7ПК - 8ПК - 9ПК - 10ПК - 12ПК - 16ПК - 20ПК - 21ПК - 22ПК - 25ПК - 29 |
Вариативная частьЗнания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки | ||||
Б.4 | Физическая культураВ результате прохождения данного раздела ООП студент должен:иметь базовые знания:способов физического совершенствования организма;уметь:организовать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;иметь навыки:физических упражнений, физической выносливости, подготовленности организма к серьезным физическим нагрузкам в экстремальных ситуациях. | 2 (400 часов) | ОК - 3 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работаПрактические умения и навыки определяются ООП вуза. | 6-10 | ОК - 1ОК - 2ОК - 4ОК - 5ОК - 7ОК - 8ОК - 9ОК - 12ПК - 2ПК - 5ПК - 6ПК - 17ПК 23ПК 24ПК - 26 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 8 | ОК - 1ОК - 7ОК - 15ПК - 3ПК - 15ПК - 18ПК - 27ПК - 28 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, компьютерного моделирования и практического анализа результатов, научных дискуссий, работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских видеоконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет в среднем за период теоретического обучения 32 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математического анализа, алгебры, геометрии и топологии, дискретной математики и математической логики, дифференциальных уравнений, стохастического анализа, программирования и численных методов, иностранного языка, безопасности жизнедеятельности, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик (учебная, научно-производственная, педагогическая) определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики должна включать защиту отчета или курсовой научной работы.
В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа студента. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся: