организационно-управленческой;
экспертно-аналитической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области научно-исследовательской деятельности:
профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования;
использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах;
применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы);
поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;
письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе и на английском (или ином иностранном) языке;
подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований;
участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;
в области педагогической деятельности:
профессиональное преподавание в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; - разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;
практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в средних учебных заведениях;
реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма;
в области организационно-управленческой деятельности:
применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;
организация полевых антропологических и этнографических работ;
участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов;
подготовка конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;
сбор и подготовка информации для принятия решений, участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления;
работа с базами данных и информационными системами;
в области экспертно-аналитической деятельности:
сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;
информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;
в области культурно-просветительской деятельности:
участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;
распространение через СМИ сведений о народах, этнонациональных традициях;
популяризация антропологических и этнологических знаний.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля (ОК-4);
готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-5);
обладанием культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-7);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-9);
знанием своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умением использовать законодательство Российской Федерации в своей деятельности; готовностью и стремлением к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);
стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения (ОК-11);
умением применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-12);
пониманием социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);
знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, знанием основных мер по ликвидации их последствий (ОК-14);
знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-15);
знанием основных положений, законов и методов естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину Мира (ОК-16);
готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-17);
способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий аппарат (ОК-18);