Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 ноября 2011 г. N 2594"Об утверждении и введении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032400 Антропология и этнология (квалификация (степ стр. 3

способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи (ОК-19).
пониманием сущности и значения информации в развитии современного обществ; знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний; способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-20);
владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке и одном из иностранных языков, навыками публичной речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-21).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории (ПК-1);
способностью использовать теории и методологии антропологии и этнологии (ПК-2);
способностью использовать теории и методологии источниковедения, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);
способностью собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую информацию, готовностью к работе в полевых условиях (ПК-4);
владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) (ПК-5);
готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-6);
готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-7);
знанием концепций различных антропологических школ и направлений (ПК-8);
в области педагогической деятельности:
умением применять знания основ педагогики в преподавательской деятельности (ПК-9);
умением составлять образовательные программы и учебно-методические материалы, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога (ПК-10);
способностью реализовывать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия ксенофобии и экстремизма (ПК-11);
наличием навыков работы с различными источниками антропологической и этнографической информации, методики антропологического и этнологического знания (ПК-12);
в области организационно-управленческой деятельности:
готовностью к применению в профессиональной деятельности знаний основ организации и планирования (ПК-13);
владением основными принципами организации и методами проведения полевых антропологических и этнографических работ (ПК-14);
способностью участвовать в проведении мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-15);
наличием навыков подготовки и проведения конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-16);
умением работать с базами данных и информационными системами (ПК-17);
в области экспертно-аналитической деятельности:
готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного управления, местного самоуправления (ПК-18);
готовностью к сбору и обработке информации для обеспечения практической деятельности учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, СМИ, аналитических центров (ПК-19);
в области культурно-просветительской деятельности:
навыками распространения через СМИ сведений о народах, их истории и культуре, этнонациональных традициях, популяризации антропологических и этнологических знаний (ПК-20);
готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический;
математический и естественнонаучный;
профессиональный;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
государственная (итоговая) аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и владений, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл56-60
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы философии, предмет и методы исторической науки, основные закономерности исторического процесса, для иностранного языка - лексический минимум в объеме, необходимом для работы с информацией общегуманитарного и профессионального содержания; уметь:анализировать и оценивать информацию, использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности, использовать междисциплинарные подходы; владеть:навыками критического использования информации, приемами и навыками делового общения и работы в коллективе.28-30История Философия Основы психологии Основы социологии Русский язык и культура речи Иностранный языкЭтнокультурный состав мира АрхеологияОК-1 ОК - 2ОК-3- ОК - 10ОК-15ОК-21ПК-1ПК-2ПК-3
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)28-30ПК-11ПК-13ПК-19ПК-20ПК-21
Б.2Математический и естественнонаучный цикл16-20
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:разделы математики и основы информатики в объеме, необходимом для профессиональной деятельности, основные парадигмы и понятия современного естествознания; уметь:применять современные информационные технологии в профессиональной деятельности, применять математические методы анализа источников; владеть:навыками практического использования базовых знаний в области естествознания, навыками создания баз данных, использования сетевых ресурсов и программных средств.8-10Информатика Основы физической антропологииВведение в этологию и эволюционную антропологиюОК-14ОК-17ОК-18ОК-19ОК-20ОК-21ПК-7ПК-12ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)8-10ОК-2ОК-7ОК-15ОК-16ОК-19ПК-8ПК-20
Б.3Профессиональный цикл140
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы безопасности жизнедеятельности, базовый материал основных учебных дисциплин, предмет, методологию и основные этапы развития этнологии и социальной/культурной антропологии;уметь:применять базовые знания в профессиональной деятельности, понимать, критически анализировать и излагать информацию по антропологии и этнологии, использовать методы антропологической и этнологической науки;владеть: одним из языков народов России (кроме русского) или вторым иностранным языком, общепрофессиональными знаниями в области теории, истории и методологии антропологии и этнологии, навыками межкультурной коммуникации.68-72Безопасность жизнедеятельностиОсновы социальной/культурной антропологииАнтропогеографияЭтнодемографияМетоды антропологии и этнологииИстория антропологии и этнологииЯзык (второй иностранный и (или) один из языков народов России)ОК-2ОК-9ОК-11ОК-13ОК-14ОК-18ОК-19ПК-2ПК-5ПК-7ПК-8ПК-12ПК-15ПК-20ПК-21
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)68-72История материальной культуры и хозяйстваДописьменная историяАрхеологическая антропологияАнтропология городаОК-2ОК-9ОК-11ОК-13ОК-14ОК-18ОК-19ОК-20ПК-5ПК-7ПК-8ПК-11ПК-12ПК-15ПК-20ПК-21
Б.4Физическая культура2ОК-4ОК-5ОК-12
Б.5Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)12ОК-1ОК-6ОК-7ОК-8ОК-11ОК-13ОК-14ОК-17ОК-20ПК-4ПК-5ПК-10ПК-11ПК-12ПК-14ПК-15ПК-16ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21
Б.6Государственная (итоговая) аттестация10ОК-1-2 ОК-15ПК-2ПК-3ПК-7ПК-8
Общая трудоемкость основной образовательной программы240
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.