естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;- основные разделы и направления экономики, методы и приемы экономического анализа проблем;- основы грамматики и лексики иностранного языка, в том числе лексический минимум в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;уметь:- анализировать и оценивать историческую, философскую и экономическую информацию; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности и межличностном общении;владеть:- методами критического восприятия, анализа и оценки исторической, философской и экономической информации;- деловой коммуникацией в профессиональной сфере и методами работы в коллективе;- иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников;- письменным аргументированным изложением собственной точки зрения;- публичной речью, аргументацией, ведением дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений. | 30 15 | ИсторияФилософияЭкономикаИностранный языкРусский язык и культура речи | ОК-1, 8ОК-1, 6, 7, 8, 9ОК-3, 4;ПК-3, 4;ПК-1ОК-14ОК-2 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 15 | |||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:в области математики:- дифференциальное и интегральное исчисления;- дифференциальные и интегральные уравнения;- линейную алгебру;- аналитическую геометрию;- вычислительные методы;- логику и логический вывод;- дискретную математику;- теорию вероятностей и математическую статистику;- математическую физику;- основы функционального анализа;- основы современной геометрии;в области информатики:- теорию информации;- теорию алгоритмов, языки и системы программирования, базы данных;- современные тенденции развития информатики иинфокоммуникационных технологий;в области физики, химии:- фундаментальные законы природы и основные физические явления и законы в области механики, термодинамики, электричества и магнетизма, атомной физики, оптики;- основные законы химии и экологии;уметь:в области математики, физики, химии и экологии:- применять математические модели и методы, физические модели и законы, химические модели и законы, а также модели и законы экологии, средства информатизации, коммуникации и технологии автоматизации для решения прикладных задач;владеть:в области классической математики:- методами математического анализа, линейной алгебры и математической физики;- численными методами решения систем дифференциальных и алгебраических уравнений; методами теории вероятностей, математической статистики и теории графов;в области физики, химии, экологии и информатики:- методами физики, химии и экологии;- инфокоммуникационными технологиями. | 78 39 | МатематикаИнформатикаФизикаХимияЭкология | ОК-10, 11;ПК-2ОК- 10, 11, 12, 17;ОК-10;ПК-2ОК-10;ПК-2ОК-10, 15 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 39 | |||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы и средства геометрического моделирования и компьютерной графики;- методы исследования статики, кинематики и динамики физических и технических объектов;- структуры, химические и технологические свойства конструкционных и электротехнических материалов;- технологические основы наноматериалов;- методы теоретических основ электротехники, модели и методы системного анализа, оптимизации и синтеза электротехнических и электронных устройств;- методы анализа и синтеза модальных, оптимальных, адаптивных и робастных систем автоматического управления;- методы системного анализа и принятия решений в технических, экономических и социальных системах;- основы безопасной жизнедеятельности человека в среде природных и техногенных факторов;- основы системного программирования, технологию разработки алгоритмов и программ, основы объектно-ориентированного программирования;- методы моделирования, анализа и синтеза информационных и управляющих систем;- методы построения современных экспертных систем принятия решений на основе интеллектуальных технологий и представления знаний;- методы моделирования и исследования систем с сосредоточенными и распределенными,детерминированными и неопределенными параметрами;уметь:- формулировать задачи и разрабатывать алгоритмы их решения, разрабатывать основные конструкторские документы, соответствующие требованиям стандартов и регламентов;- формулировать и решать задачи управления динамическими системами;- осуществлять выбор конструкционных и электротехнических материалов;- анализировать и синтезировать электронные устройства систем информатизации и управления;- синтезировать системы с заданными динамическими показателями качества (устойчивость, управляемость, наблюдаемость) для различных систем управления;- принимать оптимальные или рациональные решения из множества альтернатив;- обеспечивать безопасное применение проектируемых систем;- применять современные методы и языки программирования высокого уровня;- выбирать, интегрировать и эксплуатировать программно-аппаратные средства систем и сетей;- формулировать и решать задачи синтеза информационных систем и их элементов при заданных требованиях;- инсталлировать, тестировать, испытывать и сопровождать программно-аппаратные средства экспертных систем;владеть:- методами и технологиями автоматизированного проектирования конструкторской документации и изделий;- методами теоретической механики;- методами анализа свойств конструкционных и электротехнических материалов;- программными средствами исследования и проектирования электронных устройств;- прикладными программными средствами анализа и синтеза систем управления с заданным качеством;- приемами безопасного проведения работ на стадии проектирования и эксплуатации;- приемами разработки функционального программного обеспечения для проектируемых систем управления и принятия решений;- языками процедурного и объектно-ориентированного программирования, навыками разработки и отладки функционального программного обеспечения для проектируемых систем управления и принятия решений;- методами выбора элементной базы для построения различных архитектур информационных систем с требуемыми параметрами;- навыками использования экспертных систем поддержки принятия оптимальных (рациональных) решений;- методами и средствами разработки и оформления технической документации. | 10 53 | Инженерная и компьютерная графикаТеоретическая механикаМатериаловедениеТеоретические основы электротехники и электроникаТеория автоматического управленияСистемный анализ, оптимизация и принятие решенийБезопасность жизнедеятельностиТеория и технология программированияТеория информационных системИнтеллектуальные технологии и представление знанийМоделирование cистемМетрология, стандартизация и сертификацияУправление в организационных системахБазы данных | ОК-11, 12;ПК-12;ПК-9ПК-12;ОК-10ОК-10ПК-10;ПК-11;ПК-11ПК-5, 6;ПК-11ОК-15ОК-10, 12;ПК-1;ПК-13,ПК-15, 16, 17ОК-11, 12, 17;ПК-13, 16ПК-14, 16ПК-12;ПК-15ПК-7;ПК-10;ПК-16ОК-4;ОК-9;ПК-1;ПК-12ОК-11;ПК-1 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки (установленные на момент разработки стандарта профили подготовки указаны в Приложении А к данному ФГОС открытым списком)) | 53 | |||
Б.4 | Физическая культура | 2 (400 часов) | ОК-16 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 12 | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 12, 13, 15, 17;ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;ПК-10, 11, 12, 13;ПК-8, 9;ПК-14 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 13, 15, 17;ПК-1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;ПК-10, 11; 12, 13;ПК-8, 9;ПК-14 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость УЦ ООП задается с интервалом до 10 зачетных единиц. Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 28 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы*.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы по следующим дисциплинам (модулям): иностранный язык, русский язык и культура речи, математика, информатика, физика, химия, экология, инженерная и компьютерная графика, теоретическая механика, теоретические основы электротехники и электроники, теория автоматического управления, системный анализ, оптимизация и принятие решений, безопасность жизнедеятельности, теория и технология программирования, теория информационных систем, интеллектуальные технологии и представление знаний, моделирование систем, метрология, стандартизация и сертификация, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают формирование у обучающихся соответствующих компетенций.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики производится через защиту индивидуального отчета перед комиссией кафедры, организующей практику.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции и так далее.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.