анализ, создание, внедрение и эксплуатация медицинских информационных систем и коммуникационных технологий;
внедрение новых информационных технологий в медицину и здравоохранение;
медико-просветительская деятельность:
проведение медико-просветительской работы с населением по вопросам здоровья, здорового образа жизни, влияния на здоровье экологических факторов, профилактики различных заболеваний;
организационно-управленческая деятельность:
планирование и организация работы медицинского персонала, организация повышения квалификации сотрудников подразделений медицинских и научных организаций;
научная организация труда медицинского персонала в медицинских и научных организациях;
ведение учетно-отчетной документации в медицинских и научных организациях с использованием современных методов медицинской информатики;
научно-исследовательская деятельность:
выполнение теоретических и экспериментальных научных исследований по естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим проблемам с использованием современных кибернетических, биохимических, иммунологических, молекулярно-биологических и медико-генетических методов;
научно-методическая деятельность:
аналитическая работа с информацией (учебной, научной, нормативно-справочной литературой и другими источниками);
анализ и использование в профессионально деятельности различных медико-биологических и информационно-коммуникационных технологий;
разработка и внедрение новых научных, диагностических методов исследования, эффективное использование современной клинической лабораторной, биохимической, биофизической аппаратуры в лабораториях и отделениях медицинских и научных организаций;
педагогическая, воспитательно-образовательная деятельность:
чтение лекций, проведение лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим проблемам в медицинских вузах и колледжах;
создание учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых-кибернетиков, медицинских кибернетиков и других выдающихся деятелей;
развитие научно-популярной деятельности по актуальным вопросам медицинской кибернетики, медицины среди различных слоев общества.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеть основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, знать историко-медицинскую терминологию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уметь оценить политику государства, владеть политической культурой (ОК-3);
способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, знать рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей экономической эффективности (ОК-4);
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
способностью и готовностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке и владению одним из иностранных языков на уровне бытового общения (ОК-6);
способностью и готовностью к использованию методов управления, к организации работы исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны, соблюдения законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-1);
способностью и готовностью использовать полученные теоретические, методические знания и умения по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным, в том числе медико-кибернетическим дисциплинам, в научно-исследовательской, научно-методической, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ (ПК-2);
в лечебно-диагностической деятельности:
способностью и готовностью устанавливать диагноз с учетом законов течения патологии в органах, системах органов и в организме в целом, использовать данные биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных методов исследования в диагностике и динамике лечения патологии (ПК-3);
способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения (ПК-4);
способностью и готовностью интерпретировать результаты оценки иммунного статуса, обосновать проведение клинико-иммунологического обследования больного, оценивать эффективность иммунокоррегирующей терапии, выполнять основные врачебные диагностические мероприятия при неотложных и угрожающих жизни состояниях, связанных с иммунными нарушениями (ПК-5);
способностью и готовностью анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития заболеваний, оценивать функциональные и биохимические изменения при различных заболеваниях и патологических процессах, проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы и принципы диагностики (ПК-6);
способностью и готовностью оценивать возможности применения лекарственных средств для лечения различных заболеваний и патологических состояний, анализировать механизмы действия лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств, возможные побочные эффекты их применения (ПК-7);
способностью и готовностью использовать алгоритм диагностики детских заболеваний, выполнять и интерпретировать результаты лабораторных, инструментальных и других методов диагностики (ПК-8);
способностью и готовностью оказать первую доврачебную помощь для немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни, использовать транспортную иммобилизацию при переломах и вывихах, наложение повязок на рану мягких тканей, при открытых переломах конечностей, при ожогах, отморожениях, открытом пневмотораксе, владеть техникой сбора биологического материала для лабораторных исследований (ПК-9);
способностью и готовностью использовать знания методов, оборудования и аппаратуры для клинической лабораторной диагностики, функциональной и лучевой диагностики для получения результатов и их интерпретации в лечебно-диагностическом процессе и научных исследованиях (ПК-10);
способностью и готовностью на основании адекватно проведенного общего клинического, лабораторного и инструментального обследования установить и правильно сформулировать диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-11);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским персоналом, пациентами (ПК-12).
в системно-аналитической деятельности:
способностью и готовностью применять системный подход и математический аппарат системного анализа (прикладной статистический анализ, исследование операций, методы теории управления организационными системами, методы оптимизации) к изучению сложных биологических и организационных систем, к проектированию автоматизированных систем различного назначения в медицине и здравоохранении (ПК-13);
способностью и готовностью создавать математические и эвристические модели физиологических систем для исследования свойств и поведения систем организма, для внедрения их в автоматизированных системах слежения, для анализа механизма действия лекарственных веществ и немедикаментозных способов лечения, экспертных систем, для решения задач идентификации параметров по экспериментальным и клиническим данным, выявления информативных признаков при установке диагноза и прогнозировании течения заболеваний (ПК-14);
в информационно-технологической деятельности:
способностью и готовностью разрабатывать и внедрять современные информационные технологии в медицине и здравоохранении, применять математические методы и современные прикладные программные средства для обработки экспериментальных и клинико-диагностических данных, моделирования медико-биологических процессов (ПК-15);
способностью и готовностью применять знания архитектуры и теоретических основ ЭВМ при оценке характеристик любой модели компьютера и электронной аппаратуры с целью применения технических средств в медицине и здравоохранении, применять знания теории программирования и языков программирования при проектировании, оценке, модернизации программных средств, применяемых в медицине и здравоохранении (ПК-16);
способностью и готовностью использовать знания этапов лечебно-диагностического процесса, должностные обязанности медицинских работников, способы формализации и структуризации различных типов медицинских данных для разработки структуры и реализации баз данных и знаний, создания систем поддержки принятия медико-технологических и организационных решений (ПК-17);
в медико-просветительской деятельности: