способностью и готовностью использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, проводить санитарно-просветительскую работу (ПК-18);
способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия (ПК-19);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью и готовностью к применению на практике знаний системы организации здравоохранения: научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских организаций, к медико-статистическому анализу информации, характеризующей состояние здоровья населения, в целях разработки научно-обоснованных рекомендаций по его улучшению, к анализу показателей деятельности различных медицинских организации, направленных на оптимизацию их функционирования, к использованию современных организационных технологий (ПК-20);
способностью и готовностью соблюдать и контролировать выполнение требования законодательства Российской Федерации в отношении юридической ответственности врача, по информационным технологиям и защите персональных данных (ПК-21);
способностью и готовностью использовать методы экспертных оценок, теории прогнозирования, теории принятия решений для задач организации здравоохранения, планирования ресурсов, для разработки автоматизированных систем и информационного обеспечения руководителей (ПК-22);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью определять новые области исследования и проблемы в сфере разработки информационных технологий в медицине и здравоохранении, формулировать цели и задачи научных исследований, организовать клинические испытания и внедрение новых медицинских технологий и программно-аппаратных комплексов (ПК-23);
способностью и готовностью работать на персональных компьютерах, использовать основные пакеты программ, в том числе по обработке экспериментальных и клинико-диагностических данных (ПК-24);
способностью и готовностью пользоваться измерительными приборами электрических величин, оптическими измерительными приборами, генераторами гармонических и импульсных сигналов (ПК-25);
способностью и готовностью прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и явлений, биохимических превращений биологически важных веществ, происходящих в клетках различных тканей организма человека, а также методы их исследования, решать ситуационные задачи, моделирующие физико-химические процессы, протекающие в живом организме, понимать и анализировать механизмы развития патологических процессов в клетках и тканях организма человека (ПК-26);
способностью и готовностью осуществлять компьютерное моделирование структуры макромолекул и их взаимодействия для решения задач биоинформатики (ПК-27);
в научно-методической деятельности:
способностью и готовностью применять прикладные математические методы и программные системы для решения задач оптимизации процессов управления, планирования экспериментов, статистического анализа данных и статистического моделирования, вычислительной диагностики и прогнозирования состояния больного (ПК-28);
способностью и готовностью участвовать во внедрении и эксплуатации, а также в проектировании автоматизированных информационных систем всех уровней, определять характеристики необходимого комплекса технических и программных средств, разрабатывать техническую документацию (ПК-29);
способностью и готовностью оценивать инновационную привлекательность проектов, проводить патентные исследования в области медицинских биотехнических систем и технологий, готовить документы по защите интеллектуальной собственности, научные отчеты, обзоры, доклады и публикации по результатам работы (ПК-30);
в педагогической, воспитательно-образовательной деятельности:
способностью и готовностью читать лекции, проводить практические занятия с обучающимися медицинских вузов и колледжей по медико-кибернетическим, медико-биологическим и клиническим проблемам, разрабатывать учебно-методические пособия по использованию в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-31);
способностью и готовностью осуществлять научно-популярную деятельность по актуальным вопросам медицинской кибернетики и информатики, к использованию современных информационных медицинских систем в деятельности медицинских работников, применению информационно-коммуникационных технологий в медицине (ПК-32).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Медициной катастроф".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Код формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 26-30 | ОК-1 - 8ПК-1 - 2ПК-4ПК-7ПК-11 - 12ПК-18 - 19ПК-22ПК-30 - 32 | |
Базовая часть | 26 | |||
В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы и приемы философского анализа проблем;формы и методы научного познания, их эволюцию;основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса;важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;учение о здоровье населения, методах его сохранения, взаимоотношения "врач-пациент", "врач-родители", выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психологию личности и малых групп.Уметь:грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, особенно в отношении женщин и детей, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.Владеть:навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родителей в соответствии с требованиями правил "информированного согласия";иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников. | 5 | Философия | ||
2 | Биоэтика | |||
2 | Правоведение | |||
3 | История Отечества | |||
2 | История медицины | |||
3 | Экономика | |||
3 | Иностранный язык | |||
3 | Латинский язык | |||
3 | Психология, педагогика | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4 | |||
С.2 | Математический, естественнонаучный цикл | 141 - 154 | ОК-1ПК-1 - 8ПК-10 - 15ПК-18 - 20ПК-25 - 30 | |
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основы высшей математики: математический анализ и аналитическая геометрия, линейная алгебра, теория вероятности и математическая статистика, теория дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения;теоретические основы информатики и медицинской информатики;современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных;основы теории программирования, языки программирования;методики сбора, хранения, поиска, преобразования информации в медицинских и биологических системах;использование ЭВМ в здравоохранении;основные законы физики;физические явления и процессы;законы механики, оптики, атомной физики, электродинамики, физики волновых явлений;физические основы функционирования медицинской аппаратуры;химическую природу веществ; химические явления и процессы; основные законы и понятия; химическую природу веществ и химические явления и процессы в организме;общие закономерности происхождения и развития жизни;антропогенез и онтогенез человека;законы генетики;биосфера и экология;феномен паразитизма;строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов;основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;гистофункциональные особенности тканевых элементов;методы их исследования;функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды;закономерности функционирования отдельных органов и систем;классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и их идентификацию;роль и свойства микроорганизмов;распространение и влияние на здоровье человека;методы микробиологической диагностики;применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;классификацию и основные характеристики лекарственных средств;молекулярные основы действия лекарственных веществ;фармакодинамику и фармакокинетику;показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и их побочные эффекты;основные закономерности развития патологических процессов и состояний;структурные основы болезней и патологических процессов;морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах;причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов;закономерности нарушений функций органов и систем;основные закономерности биофизических процессов и явлений в организме и клетке;методологию биофизических исследований;характеристику, химическую природу и строение антигенов;антигенную специфичность;аллергены;специфичность, гетерогенность и строение антител;классы и подклассы иммуноглобулинов, их функциональное значение;иммунные комплексы;взаимодействие антитела с комплементом;цитотоксическое действие антител;виды антител;иммуноферментный, радиоиммунный, иммуногистохимический и другие методы исследования;основные клеточные элементы иммунной системы;межклеточные, нейроиммуноэндокринные взаимодействия;гормоны и медиаторы иммунной системы;теории иммунитета;общую и частную аллергологию;иммунотерапию;генетические основы онтогенеза;популяционную и эволюционную генетику;методы исследования в медицинской генетике;хромосомные болезни;генные болезни;диагностику, профилактику и лечение наследственных болезней;структуру и функции белков и нуклеиновых кислот, принципы и механизмы воспроизведения и сохранения ДНК в ряду поколений, типы и механизмы перераспределения генетического материала, декодирование генетической информации молекулами РНК, механизмы процессинга первичных транскриптов, этапы и механизмы биосинтеза белков, пострансляционная модификация белков, локализация генов в хромосомах, понятие генома, основы генной инженерии, биоинформатики;теоретические и методологические основы биохимии;физико-химические основы функционирования живых систем;химическое строение живой материи;физико-химические и биохимические процессы в живом организме;строение и обмен витаминов и коферментов, углеводов, липидов, белков и аминокислот;биохимию патологических процессов;возможности компьютерного моделирования лекарственных препаратов и патологических процессов.Уметь:применять необходимые методы математического анализа обработки экспериментальных данных, выбрать соответствующий математический аппарат для решения и контроля правильности решения;применять современные информационные и коммуникационные технологии для обработки медико-биологических данных, а также для целей управления в клинической практике и системе здравоохранения;использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучения биохимических и биофизических процессов в организме;строить физические модели изучаемых явлений, выбирать экспериментальные методы и электронную аппаратуру, адекватные поставленным задачам;осуществлять постановку качественных и количественных химических исследований, окислительно-восстановительных реакций;рассчитывать стандартные характеристики протекания химического процесса;определять класс химических соединений;анализировать микроскопические препараты, микро- и электронные микрофотограммы биологических объектов в норме и патологии;количественно и качественно оценить физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии;идентифицировать чистые культуры аэробных и анаэробных микроорганизмов из исследуемого материала, проводить идентификацию представителей нормальной микрофлоры человека;анализировать свойства лекарственных веществ различных химических и фармакологических групп, механизмы их действия, прогнозировать главный и побочные эффекты действия лекарственных препаратов;оценивать молекулярную организацию и биофизические свойства мембранных структур.Владеть:методами математического аппарата, биометрическими методами обработки экспериментальных медико-биологических и клинических данных;методами программирования, работы с программными системами различного назначения;информационными технологиями в приложении к медицине и здравоохранению;методами постановки химических реакций;методами работы с биологическим, фазовоконтрастным, поляризационным, люминисцентным микроскопом;экспериментальными навыками, позволяющими исследовать физиологические функции организма в норме и при различных заболеваниях;основными микробиологическими методами исследования;методами изучения действия лекарственных препаратов;методами биофизических исследований. | 141 | |||
7 | Дифференциальное и интегральное исчисление | |||
10 | Математическая статистика | |||
12 | Информатика, медицинская информатика | |||
8 | Механика | |||
5 | Квантовая физика | |||
3 | Неорганическая и органическая химия | |||
10 | Физическая химия | |||
11 | Биология | |||
13 | Морфология: Анатомия человека Гистология Цитология | |||
9 | Физиология | |||
7 | Микробиология, вирусология | |||
8 | Фармакология | |||
12 | Общая патология: Патологическая анатомия Патофизиология | |||
8 | Общая биофизика | |||
5 | Иммунология | |||
5 | Генетика | |||
8 | Биохимия | |||
Вариативная часть (знания, умения навыки определяются ООП вуза) | 13 | |||
С.3 | Профессиональный цикл | 107 - 122 | ОК-1ОК-3 - 4ОК-7 - 8ПК-1 - 32 | |
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен: | 107 | |||
Клинические дисциплины | 50 | |||
Знать:факторы, формирующие здоровье человека;заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием различных факторов;общую семиотику внутренних болезней;этиологию и патогенез основных заболеваний человека;основные симптомы и синдромы;осложнения и исходы;клинические и лабораторно-инструментальные методы исследования центральной нервной системы (ЦНС), органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови, почек, желудочно-кишечного тракта и печени и их возможности при исследовании различных органов и систем;биохимические методы исследования биологических жидкостей;принципы лечения основных заболеваний;основные методы асептики и антисептики, основные принципы местного и общего обезболивания, термических поражений, основные нарушения гомеостаза у хирургических больных и принципы их коррекции, основы инфузиологии и трансфузиологии, принципы лечения гнойных заболеваний и осложнений, оказание первой помощи при кровотечениях;основные клинические проявления, методы диагностики, принципы консервативного и оперативного лечения наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний органов брюшной полости, кровеносных сосудов, эндокринных органов; организацию, обеспечение и оснащение хирургического эксперимента, содержание экспериментальных животных, основные типы оперативных вмешательств, выполняемых в экспериментальной хирургии, методику формирования моделей заболеваний и патологических состояний;общие вопросы развития, структуры и функции мозга человека в норме и патологии;двигательные нарушения;нарушения общей чувствительности;болевые синдромы;патологию специальных анализаторов;вегетативную нервную систему в норме и патологии;глубокие структуры мозга (лимбико-ретикулярный комплекс) в норме и патологии;высшие психические функции в норме и патологии;отек мозга, изменения внутричерепного давления, дислокационные синдромы;сосудистую патологию головного и спинного мозга;эпилепсию и другие пароксизмальные расстройства;заболевания периферической нервной системы;инфекционные заболевания нервной системы;демиелинизирующие заболевания;наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы;дегенеративные и нервно-мышечные заболевания;основы психиатрии;черепно-мозговую травму;опухоли нервной системы;лабораторные и инструментальные методы исследования в неврологии;основы нейрохимии;анатомо-физиологические особенности детского возраста;этиология и патогенез основных заболеваний ребенка;основы военной гигиены и эпидемиологии;особенности развития заболеваний в экстремальных ситуациях, методы диагностики и принципы лечения на различных этапах медицинской эвакуации;лечебное действие ионизирующих излучений;принципы разработки и внедрения автоматизированных информационных систем различного назначения в клинической практике;этапы лечебно-диагностического процесса, должностные обязанности медицинских работников, содержание медицинских документов, в которых отражается деятельность медицинского персонала и принимаемые решения;методические подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;структуру медицинских диагностических и лечебных знаний;модели формирования решений, основанных на знаниях;статистические методы распознавания образов, применяемые для анализа клинических данных, области их применения и ограничения;подходы к оценке качества медицинской помощи;современные компьютерные системы поддержки врачебных решений и автоматизированные медико-технологические системы, применяемые в условиях клиники.Уметь:провести расспрос терапевтического, хирургического и неврологического больного, физикальное обследование, выделить основные симптомы и синдромы;сформулировать предварительный диагноз;составить схему лабораторно-инструментального обследования больного и оценивать ее результаты;поставить окончательный диагноз и определить тактику лечения;оказывать первую медицинскую помощь при травмах, кровотечении, острой неврологической патологии;оценивать анатомо-физиологический статус ребенка и его изменения;анализировать результаты воздействия источников ионизирующих излучений на биологические объекты;использовать методы лучевой диагностики и терапии;разрабатывать информационные модели лечебно-диагностического процесса в учреждениях здравоохранения;разрабатывать структуры и формировать базы данных и знаний для систем поддержки врачебных решений;разрабатывать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценивать их эффективность;проводить испытания и сопровождать автоматизированные медико-технологические системы в условиях клиники, оценивать их эффективность, составлять инструкции пользователя по работе с системами.Владеть:основными методами лабораторно-биохимической и инструментальной диагностики терапевтической, хирургической, неврологической и педиатрической патологии;методами экспериментальной хирургии;методами лучевой диагностики и терапии;методами формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса;методами проектирования автоматизированных систем поддержки врачебных решений;методами внедрения разработанных автоматизированных систем в клиническую практику. | ||||
12 | Внутренние болезни | |||
9 | Клиническая и экспериментальная хирургия | |||
8 | Неврология и психиатрия | |||
8 | Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф | |||
2 | Педиатрия | |||
5 | Лучевая диагностика и терапия | |||
6 | Клиническая кибернетика | |||
Медико-кибернетические дисциплины | 57 | |||
Знать:автоматизацию ввода и обработки на ЭВМ физиологических сигналов; методы гармонического анализа и преобразования сигналов для обработки медицинских данных на ЭВМ;методы планирования экспериментов и статистического анализа данных для изучения физиологических процессов;применение математических и эвристических методов распознавания образов для решения задач дифференциальной диагностики и прогнозирования состояния пациентов;математические и эвристические методы моделирования;методы построения моделей физиологических систем на субклеточном, клеточном, тканевом и системном уровнях организма человека;методы реализации моделей на ЭВМ с помощью инструментальных программных средств;методы исследования моделей;решение задач идентификации параметров и выделения информативных признаков на реальных клинических и экспериментальных данных;известные модели систем организма для анализа физиологических процессов и состояний;устройство и назначение медицинской аппаратуры, принципы работы, методы работы с аппаратурой;биофизические методы в диагностике и лечении;роль свободно-радикальных процессов в развитии патологических состояний;использование медицинской электроники в диагностике и лечении заболеваний;основы и механизмы радиационного поражения клетки и организма;возможные способы защиты от радиационного воздействия;механизмы устранения радиационных поражений;основные понятия и методы системного анализа и кибернетики в решении задач медицины и здравоохранения;тенденции изменения заболеваемости и ее исходов, как следствие изменения факторов среды и профилактических программ;методы математического моделирования для анализа деятельности организационных систем в здравоохранении;медико-демографические аспекты развития населения нашей страны и зарубежных стран;методы оценки эффективности в здравоохранении, расчетные показатели качества деятельности служб здравоохранения;организацию здравоохранения в Российской Федерации;системы управления различного уровня:поликлиники, больницы, а также органов управления здравоохранением;принципы организации обязательного и добровольного медицинского страхования;назначение, классификацию, принципы построения автоматизированных информационных систем, специфические особенности таких систем применительно к отрасли здравоохранения;этапы проектирования автоматизированных информационных систем (АИС) в здравоохранении, принципы организации работ по их внедрению, испытаниям и эксплуатации, методы оценки эффективности АИС;организацию информационного обеспечения системы здравоохранения;принципы проектирования автоматизированных экспертных и консультативных систем применительно к задаче разработки автоматизированных систем информационного обеспечения руководителей;требования к техническому, математическому и организационно-юридическому обеспечению при создании АИС и баз данных;математический аппарат системного анализа (прикладной статистический анализ, исследование операций, методы теории управления организационными системами, методы оптимизации);методы экспертных оценок, теории принятия решений, теории прогнозирования при решении ситуационных задач, планирования ресурсов здравоохранения;клинико-диагностическое значение лабораторных и инструментальных показателей;теоретические основы нанобиотехнологии, нанобиомедицины.Уметь:применять методы гармонического анализа и преобразования сигналов для обработки медицинских данных на ЭВМ;использовать статистические методы для обработки экспериментальных данных;применять методы статистики и прикладной математики, а также компьютерные программные системы для решения задач вычислительной диагностики и прогнозирования состояний;использовать математические модели физиологических систем для исследования свойств и поведения соответствующих систем в организме человека;строить линейные и нелинейные математические модели кинетики и транспорта веществ в организме, кинетики клеточных популяций, основных систем организма человека;идентифицировать параметры моделей по экспериментальным данным или по результатам клинического исследования;применять известные модели систем организма для анализа физиологических процессов и состояний;проектировать и разрабатывать программные средства в социально-гигиенических и медико-демографических исследованиях;разрабатывать информационное, лингвистическое, математическое и программное обеспечение, рассчитывать характеристики необходимого комплекса технических средств для АИС в здравоохранении;проектировать, участвовать в проектировании и эксплуатации АИС различного уровня;использовать теорию принятия решения, методы экспертных оценок, теории прогнозирования при решении ситуационных задач, планирования ресурсов здравоохранения, проектировании информационных медицинских систем в здравоохранении;использовать медицинскую аппаратуру для проведения инструментальных исследований для диагностики заболеваний;оценивать эффективность фотобиологичесих процессов при воздействии ультрафиолетового и лазерного излучений.Владеть:методами прикладной математики для решения задач:моделирования физиологических систем, вычислительной диагностики, прогнозирования состояний;программными системами, предназначенными для статистической обработки данных;методами моделирования физиологических систем различного уровня организации;методами реализации построенных моделей в виде компьютерных программ или с помощью инструментальных программных средств персонального компьютера;методами системного анализа при исследовании организационных систем в здравоохранении, проектировании и внедрении автоматизированных систем;методами изучения фотобиологических процессов, исследования структуры биомакромолекул, межклеточных взаимодействий в норме и патологии;методами работы с аппаратурой для электрических, магнитных, оптических и спектроскопических измерений;навыками работы с открытыми и закрытыми источниками ионизирующих излучений при строгом соблюдении безопасного обращения с ними. | 9 | Физиологическая кибернетика | ||
6 | Медицинская биофизика общая и медицинская радиобиология | |||
5 | Медицинская электроника | |||
9 | Теоретические основы кибернетики | |||
9 | Системный анализ и организация здравоохранения | |||
6 | Информационные медицинские системы | |||
8 | Клиническая лабораторная диагностика | |||
5 | Функциональная диагностика | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 15 | |||
С.4 | Физическая культураЗнать:социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности, принципы здорового образа жизни с помощью занятий физической культурой.Уметь:применять методы физической культуры в профилактике и лечении больных, для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.Владеть:опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием. | 2 | ОК-2ПК-18 - 19 | |
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 46 | ОК-1ОК-3 - 5ОК-7 - 8ПК-1 - 8ПК-10ПК-12 - 22ПК-24 - 30 | |
Учебная практика | 6 | |||
- Учебная биологическая практика после 1 курса | ||||
Производственная практика | 17 | |||
- лаборантская медико-кибернетическая (после 3 курса):знакомство с кафедральными и научными коллективами, научными направлениями, методами исследований, основной литературой по изучаемой проблеме, участие в постановке и проведении экспериментальных исследований. | 5 | |||
- методическая медико-кибернетическая (после 4 курса):на основе изучения опыта работы кафедры (отдела, лаборатории) овладение навыками работы с современной аппаратурой, вычислительной техникой, научной литературой, применение методов математической статистики для анализа данных. | 6 | |||
- научно-исследовательская (после 5 курса):освоение материалов и методов исследования, сбор экспериментального и клинического материала при разработке выпускной квалификационной работы. | 6 | |||
Научно-исследовательская работа | 23 | |||
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 6 | Защита выпускной квалификационной работы | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 360 |
_____________________________
Трудоемкость циклов C.1, C.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста по очной форме обучения составляет 36 академических часов.