- состояние анкерной конструкции.
1.3 Зазор между шпунтинами, отколы, каверны, раковины и т.п. обмеряют обычно с помощью линейки и щелемера. Особое внимание обращают на состояние замков металлического шпунта, разрывы замков, изломы гребней и расхождение пазов железобетонного и деревянного шпунта, а также на обрушение и вымывание засыпки из-за стенки через образовавшиеся в ней отверстия. Производят осмотр дна перед сооружением в целях выявления участков размыва дна или его заиления, наличия песка, щебня, высыпавшихся через щели и разрывы.
1.4 Наклон и изгиб стенки по высоте определяют с помощью уклономера или отвеса аналогично определению наклона вертикальных стенок гравитационных сооружений по методике, приведенной в приложении 8. Кривые изгиба необходимо получить в нескольких сечениях по длине сооружения. Их количество зависит от общего состояния сооружения, и они определяются после первых пробных замеров. При этом с верхнего строения в заранее намеченных местах опускают отвес, линь которого разбит на равные, обычно полуметровые отрезки. Линейкой замеряют расстояние от стенки до линя в намеченных точках. По полученным данным строят кривую изгиба, а также определяют наклон стенки в целом.
1.5 Тщательному осмотру подлежат выходящие наружу концы анкерных тяг. Внешним признаком ослабления натяжения анкеров служит зазор между затяжной гайкой и шпунтом или свободное вращение шайбы рукой.
Приложение 2
(рекомендуемое)
Обследование берегоукрепительных сооружений
2.1 Обследование берегоукрепительных сооружений (откосного типа, а также стенок, бун и волноломов) выполняют аналогично обследованию оградительных сооружений (приложение Ю). Осмотр может быть проведен как вдоль сооружения, так и перпендикулярно ему. Особое внимание следует уделять угловым участкам, сопряжениям с берегоукреплениями других конструкций и другими сооружениями и тем участком, где раньше производились строительные или ремонтные работы.
2.2 При осмотре гибких покрытий подводных откосов, выполненных в виде шарнирно скрепленных железобетонных плиток или решеток, заполненных камнем или незаполненных, но с подстилкой нетканым материалом, следует:
- определить состояние швов между элементами (полиэтиленового покрытия стержней, соединяющих элементы);
- убедиться в наличии камня в решетках и целостности подстилающего нетканого материала, а также выявить дефекты бетона.
Тщательному осмотру подлежат узлы опирания откоса и концевые участки гибких покрытий. Определение предельно допустимых смещений берегоукрепительных сооружений следует производить с учетом нормируемых значений ширины раскрытия швов между отдельными элементами.
2.3 При обследовании волноломов и головных участков бун основное внимание обращают на состояние каменной постели, как элемента, наиболее подверженного разрушению волнами. Тщательному осмотру подлежат и близлежащие участки дна. Проверяют общие деформации сооружений (осадки, сдвиги, наклоны), их неравномерность по длине сооружения, размыв каменных берм, подмывы дна у подошвы постели, аккумуляцию наносов, состояние материалов сооружения, защитных поясов и антикоррозийных покрытий.
2.4 При обследовании естественного или искусственного свободных пляжей необходимо определить мощность активного слоя пляжевого материала, его крупность и элементы залегания указанного слоя. При этом определяют состав и физико-механические характеристики также подстилающих пляж донных отложений. При обследовании отдельных типов сооружений необходимо определять:
- для сооружений откосного типа:
- состояние профиля откоса;
- состояние одежды берега и ее целостность, сдвиги отдельных плит, камней, вымывание грунта из-под одежды и состояние обратного фильтра; наличие растительности;
- состояние материала покрытий, бетонных плит и каменной отмостки;
- для защитных стенок, бун, волноломов:
- общую деформацию стенки: осадку, наклон и сдвиг стенки, изменение общей деформации стенки по длине сооружения;
- размыв бермы;
- состояние стенки: наличие трещин, нарушение целостности кладки;
- состояние материала сооружения.
Приложение 3
(рекомендуемое)
Обследование судоподъемных сооружений
3.1 При обследовании судоподъемных сооружений (слипов, эллингов и др.) прежде всего необходимо осматривать судовозные дорожки и осуществлять контроль их пространственного положения. Порядок осмотра зависит от конструкции дорожек и видимости под водой. Путь на шпально-балластном основании и на основании из железобетонных элементов, уложенных на каменную постель, осматривают не менее чем за два прохода: водолаз, двигаясь от уреза воды вдоль дорожки к порогу, обследует одну сторону основания и одну нитку рельсов, а затем, осмотрев порог, возвращается с другой стороны дорожки.
При плохой видимости и сложных конструкциях дорожек количество проходов может быть увеличено. Судоподъемные дорожки на железобетонных балках, опирающихся на сваи-оболочки, осматривают обычно также за два прохода, но при этом в местах сопряжения и опирания балок на сваи водолаз опускается вниз для осмотра этих узлов. Положение дефектных элементов определяют относительно стыков плит, балок и рельсов.